СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема самообразования: «Формирование элементарных математических представлений дошкольников с ЗПР на основе занимательного материала».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема самобразования: «Формирование элементарных математических представлений дошкольников с ЗПР на основе занимательного материала».

Просмотр содержимого документа
«Тема самообразования: «Формирование элементарных математических представлений дошкольников с ЗПР на основе занимательного материала».»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Селиванихинский детский сад комбинированного вида.











Тема самообразования:

учителя – дефектолога Фокиной Марии Анатольевны

за 2020-2022 год



«Формирование элементарных математических представлений дошкольников с ЗПР на основе занимательного материала».























Селиваниха 2020

Тема самообразования:

«Формирование элементарных математических представлений дошкольников с ЗПР на основе занимательного материала».

Актуальность - целостное развитие ребенка-дошкольника с ЗПР представляет собой многогранный процесс, в котором особую значимость приобретает личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития.

Математическое развитие является составной частью умственного развития, которое не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального.

Под математическим развитием дошкольников с ЗПР следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которое происходит в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Математические представления формируются на специальных занятиях,

где решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач, реализовать которые очень непросто.

Это связано с тем, что у воспитанников специальных групп:

- Страдают предпосылки интеллектуальной деятельности (память на линейный ряд, восприятие и осознание пространственных и временных отношений)

- Отстают в развитии мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

- Речь (не могут задавать вопросы и отвечать на них, аграмматизмы, бедность словаря, невозможность построения развернутых высказываний различной сложности).

- Восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью.

- Страдают зрительное и слуховое внимание.

- Недостаточность зрительно-моторной координации, неумение действовать одной или двумя руками под контролем зрения (плохо рисуют, не замыкают линий, не совмещают предметы и картинки в процессе использования приемов наложения и приложения для соотнесения по величине, не могут собрать сборно-разборную игрушку, составить целую картинку из частей)

Математика - это мощное средство коррекции и компенсации недостатков интеллектуального развития.

Дидактические игры и упражнения являются важным компонентом коррекционно-развивающей работы.

Дидактические игры – это специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Специфическим признаком дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие определенной цели и предполагаемого результата.

Занятия в форме дидактических игр и упражнений

  • позволяют индивидуализировать работу на занятиях, давать задания, посильные каждому ребёнку, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребёнка.

  • будят детское воображение, создают приподнятое настроение, так как игра доступна и понятна ребёнку.

  • активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.

  • делают сам процесс обучения эмоциональным, позволяющим ребёнку получить собственный опыт.

позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию, поскольку детям с ЗПР повторений требуется гораздо больше, чем нормально развивающимся детям

Цель: совершенствование уровня педагогического мастерства в образовательной области «познание».

Формы самообразования:

- индивидуальная: составление индивидуального плана работы над темой; изучение литературы по данной теме;

- групповая: участие в деятельности дошкольного образовательного учреждения (педсоветы, семинары, консультации, работа во временных творческих группах, через сетевое взаимодействие с педагогами посредством сети Интернет.

Ожидаемый результат самообразования:

•Повышение своей компетенции в вопросах формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР.

•Разработка и апробирование занятий по занимательной математике, дидактических игр, создание электронного комплекта педагогических разработок.

•Выработка методических рекомендаций по применению личностно-деятельностного подхода, проблемного обучения и принципов их реализующих в работе с детьми по формированию элементарных математических представлений дошкольников.

•Разработка и проведение консультаций с родителями, обобщение опыта по исследуемой теме.

•Сообщения, выступления на педагогическом совете, на РМО.

•Продвижение персональной страницы в сети Интернет, корректировка её основных разделов, размещение на ней методических материалов.

Планируемые результаты самореализации:

•Разработка пакета материалов, дидактики (наглядные материалы для дошкольников) .

•Пакет дидактических игр, занимательного материала по математике.

•Выступления на педсоветах, обмен опытом с педагогами через Интернет.




ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

на 2020-2021 учебный год

( первый год работы над темой)

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Аналитический

Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом.

2020/

2021учебный год.

1. Леушина А. М. «Занятия по математике в детском саду», - М.:2005.

2. Ерофеева Т. И. и др. «Математика для дошкольников». – М., 2006.

3. Б. П. Никитин «Ступеньки Творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991 г.

Интернет-ресурсы: dohcolonoc.ru; urokimatematiki.ru

Практический

Работа с детьми

Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы).

Оснащение педагогического процесса

2020 - 2021 гг.

  • Разработка конспектов занятий с детьми.

  • Оформление уголка занимательной математики в кабинете дефектолога.

  • Пополнение картотеки презентаций для детей по ФЭМП.

  • Создание картотеки игр по ФЭМП.

  • Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение методической литературы, раздаточного материала).


Работа с родителями


2020 г.-

2021 г.

  • Консультация (стенд «Информация для родителей») «Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ».

  • Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».

  • Оформление папки-передвижки  «Математика – это интересно»

Работа с педагогами. 



Участие в системе методической работы.


2020г.-

2021 г.

  • Консультация «Интеллектуальное развитие ребенка при использовании логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера».

  • Выставка: «Математические игры и упражнения для дошкольника»






ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

на 2021-2022 учебный год

(второй год работы над темой)

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Аналитический

Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом.

2020-2021 учебный год

1. Степанова,Г.В. «Занятия по математике для детей 5-6 лет с трудностями в обучении» М.: Просвещение, 2010. — 128 с.

2. Боряева, Л.Б. « Формирование Элементарных математических представлений у дошкольников( с проблемами в развитии):Учебно - методическое пособие- СПб.: Издательство «Союз», 2002 – 479 с.

3. Фидлер М. А. «Математика уже в детском саду», 3-е издание. – М., 2006.

Интернет-ресурсы: dohcolonoc.ru; urokimatematiki.ru

Практический

Работа с детьми



Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы).

Оснащение педагогического процесса

Сентябрь 2021-май 2022 гг.

  • Разработка конспектов занятий с детьми.

  • Разработка программы по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста.

  • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды кабинета дидактическими играм.

  • Пополнение уголка занимательной математики в кабинете.

  • Подготовка картотеки презентаций для детей по ФЭМП.

  • Создание картотеки игр по ФЭМП.

  • Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение методической литературы, раздаточного материала).

  • Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах

Работа с родителями


2021- 2022 г.

  • Консультации на стенд для родителей «Математика дома».

  • Оформление выставки для родителей: « Играем с детьми в математиков».

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов

работы.




Май

2022 г.






  • Создание презентации «Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

  • Оформление пособия «Математический кейс для детей 4-7 лет»