Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Селиванихинский детский сад комбинированного вида. Тема самообразования: учителя – дефектолога Фокиной Марии Анатольевны за 2020-2022 год «Формирование элементарных математических представлений дошкольников с ЗПР на основе занимательного материала». Селиваниха 2020 |
Тема самообразования:
«Формирование элементарных математических представлений дошкольников с ЗПР на основе занимательного материала».
Актуальность - целостное развитие ребенка-дошкольника с ЗПР представляет собой многогранный процесс, в котором особую значимость приобретает личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития.
Математическое развитие является составной частью умственного развития, которое не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального.
Под математическим развитием дошкольников с ЗПР следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которое происходит в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Математические представления формируются на специальных занятиях,
где решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач, реализовать которые очень непросто.
Это связано с тем, что у воспитанников специальных групп:
- Страдают предпосылки интеллектуальной деятельности (память на линейный ряд, восприятие и осознание пространственных и временных отношений)
- Отстают в развитии мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение)
- Речь (не могут задавать вопросы и отвечать на них, аграмматизмы, бедность словаря, невозможность построения развернутых высказываний различной сложности).
- Восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью.
- Страдают зрительное и слуховое внимание.
- Недостаточность зрительно-моторной координации, неумение действовать одной или двумя руками под контролем зрения (плохо рисуют, не замыкают линий, не совмещают предметы и картинки в процессе использования приемов наложения и приложения для соотнесения по величине, не могут собрать сборно-разборную игрушку, составить целую картинку из частей)
Математика - это мощное средство коррекции и компенсации недостатков интеллектуального развития.
Дидактические игры и упражнения являются важным компонентом коррекционно-развивающей работы.
Дидактические игры – это специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Специфическим признаком дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие определенной цели и предполагаемого результата.
Занятия в форме дидактических игр и упражнений
позволяют индивидуализировать работу на занятиях, давать задания, посильные каждому ребёнку, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребёнка.
будят детское воображение, создают приподнятое настроение, так как игра доступна и понятна ребёнку.
активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.
делают сам процесс обучения эмоциональным, позволяющим ребёнку получить собственный опыт.
позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию, поскольку детям с ЗПР повторений требуется гораздо больше, чем нормально развивающимся детям
Цель: совершенствование уровня педагогического мастерства в образовательной области «познание».
Формы самообразования:
- индивидуальная: составление индивидуального плана работы над темой; изучение литературы по данной теме;
- групповая: участие в деятельности дошкольного образовательного учреждения (педсоветы, семинары, консультации, работа во временных творческих группах, через сетевое взаимодействие с педагогами посредством сети Интернет.
Ожидаемый результат самообразования:
•Повышение своей компетенции в вопросах формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР.
•Разработка и апробирование занятий по занимательной математике, дидактических игр, создание электронного комплекта педагогических разработок.
•Выработка методических рекомендаций по применению личностно-деятельностного подхода, проблемного обучения и принципов их реализующих в работе с детьми по формированию элементарных математических представлений дошкольников.
•Разработка и проведение консультаций с родителями, обобщение опыта по исследуемой теме.
•Сообщения, выступления на педагогическом совете, на РМО.
•Продвижение персональной страницы в сети Интернет, корректировка её основных разделов, размещение на ней методических материалов.
Планируемые результаты самореализации:
•Разработка пакета материалов, дидактики (наглядные материалы для дошкольников) .
•Пакет дидактических игр, занимательного материала по математике.
•Выступления на педсоветах, обмен опытом с педагогами через Интернет.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
на 2020-2021 учебный год
( первый год работы над темой)
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Аналитический | Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом. | 2020/ 2021учебный год. | 1. Леушина А. М. «Занятия по математике в детском саду», - М.:2005. 2. Ерофеева Т. И. и др. «Математика для дошкольников». – М., 2006. 3. Б. П. Никитин «Ступеньки Творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991 г. Интернет-ресурсы: dohcolonoc.ru; urokimatematiki.ru |
Практический | Работа с детьми Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы). Оснащение педагогического процесса | 2020 - 2021 гг. | Разработка конспектов занятий с детьми. Оформление уголка занимательной математики в кабинете дефектолога. Пополнение картотеки презентаций для детей по ФЭМП. Создание картотеки игр по ФЭМП. Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение методической литературы, раздаточного материала). |
Работа с родителями | 2020 г.- 2021 г. | Консультация (стенд «Информация для родителей») «Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ». Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни». Оформление папки-передвижки «Математика – это интересно» |
Работа с педагогами. Участие в системе методической работы. | 2020г.- 2021 г. | Консультация «Интеллектуальное развитие ребенка при использовании логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера». Выставка: «Математические игры и упражнения для дошкольника» |
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
на 2021-2022 учебный год
(второй год работы над темой)
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Аналитический | Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом. | 2020-2021 учебный год | 1. Степанова,Г.В. «Занятия по математике для детей 5-6 лет с трудностями в обучении» М.: Просвещение, 2010. — 128 с. 2. Боряева, Л.Б. « Формирование Элементарных математических представлений у дошкольников( с проблемами в развитии):Учебно - методическое пособие- СПб.: Издательство «Союз», 2002 – 479 с. 3. Фидлер М. А. «Математика уже в детском саду», 3-е издание. – М., 2006. Интернет-ресурсы: dohcolonoc.ru; urokimatematiki.ru |
Практический | Работа с детьми Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы). Оснащение педагогического процесса | Сентябрь 2021-май 2022 гг. | Разработка конспектов занятий с детьми. Разработка программы по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды кабинета дидактическими играм. Пополнение уголка занимательной математики в кабинете. Подготовка картотеки презентаций для детей по ФЭМП. Создание картотеки игр по ФЭМП. Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение методической литературы, раздаточного материала). Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах |
Работа с родителями | 2021- 2022 г. | Консультации на стенд для родителей «Математика дома». Оформление выставки для родителей: « Играем с детьми в математиков». |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | Май 2022 г. | Создание презентации «Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Оформление пособия «Математический кейс для детей 4-7 лет» |