Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад №103 комбинированного вида »
Тема самообразования:
«Хороводные игры как метод развития игрового взаимодействия у дошкольников с расстройствами аутистического спектра».
Подготовила: Шигапова С.А.
воспитатель
1 квалификационной категории
Актуальность.
Игра для дошкольника – это способ познания социальных законов окружающего мира, развитие социально-бытовых навыков, особенностей поведения, культурно-нравственных принципов. В игре ребёнок осваивает знаковую систему и коммуникативные принципы. Вживание и проживание роли невозможно без эмоций. Ребёнок в игре проживает это состояние и переносит эти чувства в реальную жизнь. Для детей с коммуникативными нарушениями очень важно обучение вступать в эмоциональный контакт с окружающими людьми. У них эмоциональное развитие происходит иначе. Дети с расстройствами аутистического спектра испытывают трудности при распознавании чувств других людей.
Актуальным в решении данной проблемы стало использование хороводных игр.
Во-первых, в хороводных играх находят свое отражение разнообразные базовые и социальные эмоции. Во-вторых, содержание хороводной игры определяет для каждого ребенка определенное место и роль в процессе игрового действия. И в-третьих, хороводные игры дают ребенку множество возможностей для взаимодействия как на вербальном, так и на невербальном уровнях.
Проблема:
Недостаточная потребность в общении и несформированность коммуникативных способностей у детей. У всех детей наблюдались следующие трудности коммуникации со сверстниками и взрослыми:
- отсутствие или недостаточное стремление к общению;
- отсутствие или слишком кратковременный зрительный контакт;
- неумение привлечь внимание собеседника, в том числе, называть его по имени;
- неумение вступать в процесс общения, поддерживать диалог и адекватно завершать его;
- неумение понятно выразить свое желание, мысль речевыми средствами общения.
Цель: создание максимально благоприятных условий для развития игрового взаимодействия у дошкольников с расстройствами аутистического спектра методом хороводных игр.
Задачи:
1. развивать игровое взаимодействие, необходимое детям для общения с другими участниками группы: стимулировать желание общаться с другими детьми, умение устанавливать зрительный контакт, умение обращать внимание собеседника на себя вербально и невербально.
2. развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.
3. повысить свой уровень самообразования, изучив учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу использования хороводных игр как метода развития игрового взаимодействия у дошкольников с РАС
Работа по самообразованию включает:
1. Самореализация.
2. Работа с детьми.
3. Работа с родителями
Самореализация
1. Изучение методической литературы. В течение года.
Альманах №28 "Игра. К 120-летию Л. Выготского. «Развитие игрового взаимодействия у дошкольников с расстройствами аутистического спектра методом «Хороводные игры»;
Е. Янушко. Практическое пособие для педагогов, психологов, родителей. «Игры с аутичным ребёнком»
2.Составление перспективно-календарного планирования хороводных игр (согласно лексическим темам). Сентябрь.
3. Составление картотеки хороводных игр. Сентябрь .
4. Пополнение предметно- развивающей среды (атрибуты к играм, маски.).
В течение года.
5. Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. Апрель.
6. Публикация материала на сайте. Май.
Работа с детьми:
1. Разучивание хороводных игр (согласно перспективно-календарному планированию хороводных игр). Сентябрь-май.
2. Отмечаем дни рождения детей. Сентябрь-май .
3. Осеннее развлечение «Осеннее путешествие». Октябрь .
4. Новогодний утренник «Новогодние приключения с Машей и Мишкой». Декабрь.
5. Развлечение «До свидания, ёлочка-колкая иголочка». Январь.
6. Утренник посвящённый 8 марта. Март
7. Развлечение. «Путешествие в страну здоровья». Апрель .
8. Праздник весны. Май.
Работа с родителями:
1. Консультация «Хороводные игры как метод раскрытия эмоциональной стороны дошкольников с расстройствами аутистического спектра». Октябрь.
2. Новогодний утренник «Новогодние приключения с Машей и Мишкой». Декабрь.
3. Презентация «Наши игры в детском саду» Май.
4. Мастер-класс. «Поговорим о здоровье». Апрель.
Выводы
- Метод «Хороводные игры» позволяет создавать естественную среду для развития игрового взаимодействия.
- На игровых занятиях дети получили возможность не только освоить коммуникативные навыки, но и реализовать свой опыт в различных игровых ситуациях.
- Доступность образного содержания и сюжетных композиций позволила детям с РАС освоить многие социально приемлемые модели игрового взаимодействия.
Спасибо за внимание