Тема сочинения:
«Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века»
ПЛАН
1. ВВЕДЕНИЕ. Тесная связь литературы и истории. Обоснование выбора произведения.
Клише:
«Развитие литературы неотделимо от истории создающего её народа: в каких-то произведениях исторический фон имеет определяющее значение, в каких-то история отходит на второй план, уступая место сюжетным перипетиям и вневременным проблемам, но, тем не менее, самобытность, уникальность национальной литературы во многом обусловлена именно особенностями исторического процесса….»
«Литература, на мой взгляд, не может быть отделена от исторического контекста, ведь…»
«В литературе определенного народа не могут не найти отражения основные вехи его истории. Так……»
«Литература – один из источников, позволяющих судить о своеобразии исторического развития конкретного народа, особенно, если произведение изначально было нацелено на то, чтобы запечатлеть характерные черты эпохи, поведать о значимых событиях государственной жизни, о национальных героях или же высветить негативные стороны политического уклада…»
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
С какой целью написано произведение?
Какие исторические события, герои волнуют автора?
Как влияет выбор жанра на изображение героев и событий?
Какие черты героев выделяет автор?
Каково авторское отношение к героям и событиям?
Какие художественные приёмы способствуют созданию образа и выявляют авторскую позицию?
Клише:
«Одним из подобных произведений является….»
«Полагаю, к созданию данного произведения автора подтолкнуло…..»
«Написать данное произведение, на мой взгляд, автора побудило стремление….»
«Начиная работу над данным произведением, автор, на мой взгляд, поставил перед собой цель…..\ рассчитывал на…»
«В центре внимания автора….»
«Среди поднимаемых автором проблем…..»
«Своеобразие исторического фона произведения состоит в том, что…»
«Жанр народной исторической песни\жития\предания\комедии предполагает (что?) \позволяет (что?)……. ,и за счёт этого ….»
«Автор заостряет внимание на таких чертах героя, как….»
«Для того, чтобы……………., автор намеренно делает особенно объёмными такие черты героя, как…\заостряет внимание на таких чертах героя, как……\заостряет внимание на таких характерных особенностях эпохи, как…...»
«Авторское отношение к изображаемым героям и событиям понять затруднительно\несложно, ведь….»
«Понять авторскую позицию, его отношение к героям\изображаемым событиям нам помогают….»
«Речевая характеристика героев позволяет нам…..»
«Речевые характеристики, которыми автор наделяет своих положительных\отрицательных героев, отличаются ….(чем?какими чертами?)»
«Речь героев выдаёт их…….»
«Героем-резонёром является…(Кто?). Именно его речь выражает авторскую позицию, согласно которой………….»
«Более живой, яркой, индивидуализированной речью автор наделил (каких?) героев. Это связано с тем, что…..»
«Для того чтобы донести свои мысли и переживания до читателя во всей их полноте, автор прибегает к таким средствам художественной выразительности, как…..»
«Основными художественными средствами, используемыми автором в данном произведении \ используемыми автором для создания образа данного героя (данных героев; такого героя, как; таких героев, как…), являются….»
«Идея произведения (какого?) заключается в следующем:……………»
«Своим произведением автор стремился….»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Каково ваше отношение к героям и событиям произведения?
Клише:
«Итак,…..»
«Таким образом, мы убеждаемся в том, что..…..»
«Обобщая вышесказанное, отмечу, что…..»
«Познакомившись с данным произведением\с данными произведениями, я сделал(-а) для себя следующие выводы:……»
«Произведение(-я) заставило (-и) меня задуматься о том, что……»
«Рассмотренные произведения заставили меня убедиться в том, что….»
Дополнительно - вводные слова и конструкции: на мой взгляд; согласно (чему?)…….; я придерживаюсь следующего мнения…..; я глубоко убеждён в том, что….; не могу не согласиться с тем, что…..; едва ли кто-то может не согласиться с тем, что……; считаю необходимым отметить (что?)...; с одной стороны,…….; с другой стороны, ……; опираясь на свой читательский опыт, замечу, что…; рассмотрим такие произведения, так….; обратимся к содержанию таких произведений, как…….
Как проверять сочинение:
1) Прочтите завершённое сочинение и оцените его логичность, последовательность, убедитесь, что оно содержит введение, основную часть и заключение. Проверьте, нет ли алогизмов, речевых ошибок (в том числе тавтологии), искажения фактов. Подумайте, какую часть можно развить, дополнить, где можно использовать ряд синонимов, употребить более красочный эпитет, где возможна метафора или риторический вопрос. Оцените объём сочинения: не менее 1.5 страниц. Убедитесь в том, что в сочинении есть элементы анализа конкретных произведений, а не только общие рассуждения, не подкреплённые примерами.
2) Прочтите сочинение, обращая внимание только на орфографию. Исправьте ошибки.
3) Теперь прочтите сочинение, обращая внимание только на пунктуацию. Исправьте ошибки.