«Сохраним природу вместе»
Много леса — не губи,
Нет леса — посади,
А вырос лес — береги!
Охрана природы — одна из основных наших обязанностей. Природа дарит нам все свое богатство (материальное и духовное). А мы в свою очередь должны его расходовать разумно и аккуратно, потому что оно не бесконечно. К сожалению, хозяйственная деятельность человека часто наносит значительный ущерб окружающей среде.
Чтобы строить и отапливать жилье, расширять сельскохозяйственные угодья и пастбища, производить бумагу и мебель вырубаются леса, которые очень важны для нашей Планеты, потому что именно они очищают воздух, насыщают его кислородом.
Транспорт и промышленные предприятия загрязняют воздух, почвы, воду.
Практически в каждой стране мира есть закон об охране природы. Он обязывает людей беречь природные богатства, правильно их использовать, заботиться о том, чтобы природа не истощалась и еще долго служила людям.
Поэтому с самого раннего детства ты должен понимать важность охраны природы. Спросишь, что ты, ребенок, сможешь сделать сейчас? Думаешь, что пока от тебя мало что зависит?
Поверь мне, ты и сейчас можешь внести свою посильную лепту в охрану окружающей среды. Есть специальная система правил, выполняя которые мы сможем помочь природе, защитить ее от разрушительных последствий.
Итак, поговорим об экологической культуре.
Современная жизнь требует от любого человека существенно изменить свое отношение к сохранению природной среды.
Как известно, все начинается с детства, ибо влияние природы на ребенка огромно. Вот почему одной из важнейших задач в работе с детьми является воспитание у них любви к малой родине и ее природе, способности восприятия ее красоты.
Жизнь человека немыслима без сохранения здоровья и той природной среды, которая его окружает. Именно поэтому педагогический коллектив считает основной целью в своей повседневной работе формирование у детей нового экологического мышления, способности осознавать с малого возраста последствия своих действий по отношению ко всему, что окружает ребенка дома, на улице, в лесу, на берегу реки, в общении со сверстниками.
В детском саду созданы все условия для экологического воспитания детей – экологическая гостиная, в которой представлены необходимые виды комнатных растений.
В изостудии ребята конструируют поделки из природного и бросового материала, с помощью которых они изображают все, что видят вокруг себя. Через рисунок они отражают свои эмоции, свое отношение к окружающему.
Экологический театр учит детей понимать проблемы своего ближайшего окружения, привлекает зрителей к соблюдению основных принципов охраны природы, выполнению определенных правил поведения в естественной и социальной среде. Чтобы ребенок мог сам осуществлять наблюдения, осваивать технику экспериментирования, находить ответы на многие вопросы, видеть все своими глазами, все потрогать и составить обо всем свое мнение, создана мини – лаборатория «Познайкин».
На территории детского сада создана экологическая тропа, которая позволяет продуктивно использовать обычные прогулки детей для экологических занятий и их оздоровления на свежем воздухе.
С детьми старших и подготовительных групп проводятся викторины, интеллектуальные игры «Знатоки природы родного края», праздники – «День птиц», «День Земли», акции - «Посади дерево», «Украсим сад цветами». Реализованы проекты «Есть на свете цветок», «Русь моя березовая», «Экологическая тропа детского сада», «Злаки». Эффективными стали «Уроки доброты», «Уроки мышления», театрализованные представления «Муха – Цокотуха», «Колобок». Разработаны методические пособия «Времена чудес», «Приключения пчелки Майи». Созданы мультфильмы «Лягушка – путешественница», «Кому нужна вода?» и др.
Важным аспектом в системе экологического воспитания является работа с родителями. С желанием и охотой участвуют родители в проведении выставок совместных творческих работ «Семейный вернисаж», «Мы друзья природы», «Осенние фантазии». Здесь представляются поделки из природного материала, рисунки, книжки, изготовленные своими руками, «Экологические сказки», причем и сказки и рассказы также придуманы детьми и родителями. На родительских собраниях «Задачи экологического воспитания», «Воспитание доброты к природе» педагоги знакомят родителей с работой по экологическому воспитанию. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным и полезным. Проводились «Осенние приключения», «Путешествие за золотым ключиком», фестивали семейных коллективов «Семейные ценности», «Вся семья вместе». Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые формы работы сотрудничества с родителями.
Особое внимание уделяем работе с социальными партнерами: детская библиотека, культурно – выставочный центр «Радуга», дом детского творчества «Гармония», комитет по экологии.
Организуются совместные мероприятия: тематические вечера, конкурсы, выставки. Сотрудничество и взаимодействие ДОУ и социума создает условия для непрерывности экологического образования.
Педагогический коллектив детского сада принимает активное участие в международных, всероссийских, областных, окружных, районных мероприятиях, конкурсах, выставках, занимая призовые места, о чем свидетельствуют множество грамот и дипломов.
Особенностью нашей дошкольной организации является то, что наш детский сад с 2016 года участвует в проекте «Ассоциированные школы ЮНЕСКО». А, как известно, одним из направлений деятельности ЮНЕСКО является охрана окружающей среды, ее изучение и уход за объектами природы. В рамках деятельности ЮНЕСКО педагогический коллектив и воспитанники детского сада участвовали в международной конференции «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста как фактор сохранения всемирного природного наследия» в г. Отрадный. и стали лауреатами международного конкурса детских экологических плакатов в рамках данной конференции.
Таким образом, создание системы экологического образования в детском саду, экологизация всего образовательного процесса, профессионализм педагогов, эффективная работа с родителями и учреждениями социума позволяли и позволяют интегрировано решать задачи экологического образования.
Три клада у природы есть:
Земля, вода и воздух –
Три ее основы.
Какая бы ни грянула беда –
Целы они – все возродится снова.