СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Состав и функции крови. Группа крови

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Состав крови.Группа крови.Почему клеткам для процессов жизнедеятельности необходима жидкая среда?

Просмотр содержимого документа
«Тема: Состав и функции крови. Группа крови»



Тема: Состав и функции крови. Группа крови.

Форма урока: классный урок.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-беседа.

Цель урока: выяснить состав крови; от чего зависят функции крови; как и при каких обстоятельствах, образуется тромб.

Задачи урока:

  • Обучающая: сформировать представление о составе крови, её форменных элементах, их строении и значении.

  • Развивающая: продолжить обучение умение находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы, сравнивать клетки эритроцитов и лейкоцитов, применять знания о количестве клеток крови для профилактики сохранения здоровья.

  • Воспитывающая: сформировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе коллективного способа обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.

Методы урока: словесные (рассказ, беседа); наглядные (плакаты, зарисовка на доске), практические методы.

Средства обучения: таблицы “Кровь” и “Кровеносная система”; 2 двухлитровые банки с водой, подкрашенной красной гуашью; набор для лабораторной работы на каждый стол: микроскоп, готовые микропрепараты “Кровь человека”, “Кровь лягушки”; инструктивная карточка.

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин)

- Здравствуйте, ребята. Садитесь! Давайте отметим отсутствующих. Итак, начнём наш урок!

II. Актуализация знаний (4 мин)

1) Почему клеткам для процессов жизнедеятельности необходима жидкая среда?

2) Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма? Как они связаны между собой?

3) Что такое лимфа?

4) Какие функции выполняет кровь, тканевая жидкость и лимфа?

III. Изучение нового материала (30 мин)

1. Учитель: На сегодняшнем уроке мы продолжаем работать с общей темой “Внутренняя среда организма”. Тема урока “Состав и функции крови” (записать в тетрадь).

Какова цель нашего урока? (дети высказывают предложения по постановке цели урока)

 Учитель:

1. К какому типу ткани относится кровь организма человека? (соединительная ткань).

2. Какие ещё виды тканей относятся к типу соединительной? (лимфа, костная ткань, хрящевая, жировая, рыхло-соединительная и т. д.).

Для выполнения поставленной цели нашего урока мы сегодня с вами в деталях познакомимся с составом и функциями крови.

Что, же такое кровь? Найдите в своих учебниках определение “кровь” и запишите в своих тетрадях (учащиеся записывают определение крови в тетрадь)

Учитель:

1. Вытекает ли кровь в полость тела? (нет, она замкнуто движется внутри сосудов)

2. Как вы думаете, сколько в среднем во взрослом человеке может находиться крови? У здорового, средней комплектности, роста, возраста человека количество крови составляет примерно1/13 веса тела, т.е. если ваш вес 42 кг, то вы имеете около 4 л крови. Это примерно вот сколько (2 банки с подкрашенной водой). Если ваш вес 55 кг, то и крови примерно 5 л. А вообще, в среднем, человек имеет от 5 до 6,5л. крови.

Неужели кровь – это просто красная жидкость? Давайте заглянем внутрь этой жидкости. В отличие от этой жидкости, эта в пробирке кровь и она постояла несколько часов. Однородная ли кровь или она разделилась на части? Что вы видите? (красный осадок и желтоватая жидкость)

Схема на доске (устно проговорить):

Найдите в учебнике определение, что такое плазма крови. Плазма крови – это жидкое межклеточное вещество. Она составляет 60% от объёма крови. (см. таблицу) Если она жидкая, то какое вещество входит в её состав? Вода – 90% и 10% сухой остаток, в который входят белки, жиры, углеводы, соли, металлы, витамины, гормоны и т.д. Все эти вещества находятся в растворённом виде. Т.к. плазма подходит к каждому органу, то какую функцию она будет выполнять?

Функции плазмы:

  • Взаимосвязь всех органов организма в целом с внешней средой;

  • Питательная;

  • Выделительная;

  • Защитная;

  • Регуляторная (учащиеся записывают функции плазмы в тетрадь)

В своих тетрадях с печатной основой выполним задание №62. (учащиеся заполняют таблицу “Строение и функции крови”).

Учитель: Сейчас проверим правильность заполнения вашей таблицы.

(учитель дополняет ответ учащихся по форменным элементам крови):

1. Эритроциты:

  • Красные кровяные тельца.

  • Зрелые эритроциты не содержат ядра.

  • Форма двояковогнутых дисков.

  • Циркулируют 120 дней.

  • Разрушаются в печени и селезенке.

  • Содержат белок — гемоглобин.

  • В лёгких гемоглобин связывает кислород, превращаясь в оксигемоглобин.

  • Гемоглобин в форме карбоглобина переносит из тканей в лёгкие и небольшое количество углекислого газа.

2. Лейкоциты:

  • Белые клетки крови.

  • Главная функция лейкоцитов - защита.

  • Они участвуют в иммунных реакциях, выделяя при этом

  • Т-клетки, распознающие вирусы и всевозможные вредные вещества;

  • В-клетки, вырабатывающие антитела, макрофаги, которые уничтожают эти вещества.

В норме лейкоцитов в крови намного меньше, чем других форменных элементов.

3. Тромбоциты:

  • Кровяные пластинки

  • Бесцветные безъядерные тельца сферической, овальной или палочкообразной формы, диаметром 2-4 мкм.

  • Продолжительность жизни 5-7 дней.

  • Образуются тромбоциты в красном костном мозге.

Закрепление изученного материала (7 мин)

Подводя итог изученного материала какие же основные функции выполняет кровь в нашем организме? (учащиеся отвечают)

Функции крови:

1. Транспортная:

  • перенос кислорода от легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким;

  • доставка питательных веществ, витаминов, минеральных веществ и воды от органов пищеварения к тканям;

  • удаление из тканей конечных продуктов метаболизма, лишней воды и минеральных солей

  • перенос гормонов, медиаторов.

2. Защитная – участие в клеточных и гуморальных механизмах иммунитета, в свертывании крови и остановке кровотечения.

3. Регуляторная – регуляция температуры, водно–солевого обмена между кровью и тканями.

4. Гомеостатическая – поддержание стабильности показателей гомеостаза: рН, осмотического давления и др.

Человека, отдающего кровь, называют донором, принимающего кровь - реципиентом.

Переливание крови применялось издавна, но оно часто заканчи­валось смертью. То. что кровь одного человека не соответствует кро­ви другого, было выявлено только в 1901 г. Неудачи при перелива­нии крови связаны с тем, что кровь каждого человека имеет свои хи­мические особенности. При переливании группа крови донора долж­на соответствовать группе крови реципиента.

Группы крови. Кровь всех людей делится на четыре группы: 1, II, III, IV. При несовместимости групп крови эритроциты склеива­ются, в итоге наблюдаются тяжелые последствия, даже гибель орга­низма. Кровь людей I группы можно переливать в небольшом количе­стве людям любой группы (I, II. Ill, IV). Поэтому их назывют универ сальными донорами. Но самим обладателям I группы можно перели­вать кровь только той же I группы. Относящиеся ко II группе могут давать кровь только II и IV группам. Кровь людей с III группой можно переливать III и IV группам, а кровь IV группы - только в IV группу.

Таким образом, в IV группу можно переливать кровь всех групп. Людей с этой группой крови называют универсальными реципиентами. Но их кровь (IV группа) можно переливать толь­ко в IV группу.

Несмотря на групповую совместимость, в настоящее время пере­ливают только одногруппную кровь. Благодаря последним исследованиям установлено, что у каждого человека своя биохими­чески неповторимая кровь.

Резус-фактор (Rh-фактор) - это белок (агглютиноген), имею­щийся в эритроцитах людей и макак вида резус (Macacus rhesus).

Таблица 4. Группы крови

Группа крови

Группы, пршшмлюшнс ее кровь

Группы, дающие ей кровь

I

I. II. III, IV

I

II

II. IV

I. II

III

III, IV

I. III

IV

IV

I. П. III, IV



Снос название он получил потому, что впервые был обнаружен в крови обезьяны макаки-резус. Резус-фактор передается по наслед­ству и не изменяется в течение жизни. Если в крови отсутствует резус-фактор, кровь будет резус-отрицательной (Rh-), а если при­сутствует, то кровь будет резус-положительной (Rh+). Если у ма­тери резус-отрицательная (Rh-) кровь, а плод наследует резус-по- ложнтельную (Rh+) кровь отца, то между кровью матери и плода может развиться резус-конфликт.

Переливают только совместимую по Rh-фактору кровь.

Профилактика заболеваний крови. Самым распространенным заболеванием крови является анемия (малокровие). Причины ане­мии разные:

1)              большая кровопотеря в ходе хирургической операции или травмы;

2)              нарушение образования эритроцитов (например, при малярии);

3)              уменьшение количества гемоглобина;

4)              недостаток в гемоглобине железа;

5)              недостаток витамина В,,, который позволяет железу всасываться в кишечнике и усваиваться нашим организмом;

6)              отравление токсинами пищевых продуктов животного проис­хождения, мяса некоторых животных, вызывающее массовую гибель эритроцитов. 11рн уменьшении количества эритроцитов падает вяз- кость крови, учащаются сокращения сердца.

Человек с анемией вялый, быстро утомляется. Он не способен нор­мально справиться с умственной и физической работой. Это связано с тем, что ткани организма испытывают нехватку кислорода из-за недостатка его ♦ переносчиков» - гемоглобина или эритроцитов.

Профилактика и лечение анемии основаны на полноценном пита­нии, добавлении в рацион гемоглобина и железосодержащих продук­тов. Прежде всего это печень, молочные продукты, яблоки. Правда, в яблоках, хранившихся до февраля-апреля, железо почти отсутствует.

Группы крови, донор.реципиент. резус-(jxucmop. анемия.

А

1. Сколько существует групп крови? Каким группам можно перели­вать I группу крови?

2.     Людей с какой группой крови называют универсальными до­норами?

3.     Почему обладателей IV группы крови называют универсальными реципиентами?

В

1.     Кто такие доноры? Почему донорство поощряется во всем мире?

2.     Что такое реаус-фактор?

3.     Может ли резус-фактор меняться на протяжении жизни?

©1. Как вы думаете, почему к переливанию крови прибегают только в критических случаях?

2.     Какие заболевания передаются через к|юнь?

3.     Что такое анемия? Каковы причины ее возникновения и способы профилактики и лечения?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внутренняя среда организма представлена кровью,тканевой жид­костью и лимфой (см. табл. 3)

Кровь жидкая соедини телы В организме ее содержится 5 л. или 6-8% от массы тела. Кровь хорошо разделяется на жидкую часть - плазму (55%) и твердый осадок - клетки крови (-15%). Плазма на 90% состоит из воды. В воде растворяются и в растворенном виде переносятся вещества (соли, глюкоза и др.). Нагреваясь в мышцах, печени и кишечнике, вода отдает тепло коже и легким. Так вода плаз­мы осуществляет транспорт веществ и теплообмен. В плазме содер­жатся соли (NaCl и др.) в постоянной концентрации - 0,9%. Так обес­печивается нормальное состояние клеток крови, поэтому такая кон­центрация солей называется физиологическим раствором. В плазме растворено 0,1-0.12% глюкозы (3,3 5,6 мнллнмоль/л). Ее количе­ство постоянно, ведь глюкоза - основной источник энергии для кле­ток мозга и мышц.

Белки плазмы составляют 7-8% п делятся на три группы: альбу­мины (транспорт по крови жирополобных веществ, перераспределе­ние жидкости и др.); глобулины (антитела, защита от болезнетворных микробов) и фибриноген (свертывание крови).

Непостоянно в плазме содержание около 1 % разных веществ: гор­монов, жироподобных питательных веществ, мочевины и др.

Клетки крови бывают трех видов: эритроциты, тромбоциты, лейкоциты. Все клетки крови рождаются в красном костном моз­ге, а умирают в печени («депо*, «кладбище* эритроцитов) или селезенке.

У каждого вида клеток крови есть свои особенности.

Эритроциты самые крупные клетки крови, в 1 мм3 крови их содержится 4,5 -5 млн. Они красного цвета, формы двояковогнуто­го диска, безъядерные, живут 120 сут. В них содержится сложный белок гемоглобин. Он переносит кислород (от легких к органам) и углекислый газ (к легким). Соединение железа (гем) с кислородом дает красный цвет (ржавчина), поэтому эритроциты и кровь крас­ные, а гемоглобин называют пигментомк/юви. Количество гемогло­бина в крови должно быть постоянным: 120-150 г/л (12-15 г/100 мл). Если у человека уменьшается количество гемоглобина, железа, эрит­роцитов или крови, возникает болезнь малокровие, или анемия.

Лечение: полноценное питание, железосодержащие препараты и про­дукты. витамин В,

Если анемия возникла в результате потери крови (ранение, опе­рация). необходимо переливание. Кровопотеря двух и более литров смертельно опасна. При переливании важно учитывать группу кро­ви. Она определяется белками эритроцитов, поэтому при неверном сочетании эритроциты склеиваются (агглютинация), и человек по­гибает.

Существуют 4 группы крови. Первую можно перелить в любую дру­гую. поэтому людей с первой группой называют универсальными доно­рами (отдающий кровь). В четвертую группу можно прилить любую кровь, поэтому людей с четвертой группой называют универсальными реципиентами (принимающий кровь). Вторая группа может прини­мать свою группу и первую, а вливаться своей и четвертой группам. Третья тоже принимает свою и первую и отдается своей и четвертой группам. Кроме групп крови важно учитывать белок плазмы крови резус-фактор (Rh).Он есть в крови 85% европейцев и 99% монголои­дов. Их называют резус-положительными. У остальных его нет, их называют резус-отрнцательными.

Лейкоциты белые кровяные клетки. Это единственные клетки крови, имеющие ядро и способные не только плыть с током крови, но и самостоятельно передвигаться с помощьюложноножек (как амебы) и даже выходить из кровеносных сосудов. Лейкоцитов в 1 мм* крови содержится 6-8 тыс. Лейкоциты защищают организм от болезне­творных микроорганизмов. Поэтому их количество может увеличи­ваться в случае инфекционных заболеваний, при больших физиче­ских нагрузках и т. д.

Лейкоциты рождаются в красном костном мозге, а созревают в внлочковой железе (тимусе), лимфатических узлах и селезенке. Все это органы иммунной системы. Лейкоциты бывают пяти видов, а их процентное соотношение называется лейкоцитарной формулой. Они защищают организм двумя способами: 1) пожирая микробов фагоцитоз, или клеточный иммунитет; 2) вырабатывая специаль­ные защитные белки, убиваюшие микробов (антитела) - ткане­вый иммунитет. Лейкоциты живут 5-10 сут (некоторые дольше). Если лейкоцит «пожрал* много бактерий, он может отравиться и погибнуть. Убитые бактерии и мертвые лейкоциты образуют гнои.

Тромбоциты - кровяные пластинки, безъядерные мелкие клетки, необходимые для процесса свертывания крови. Их содержится 250- 400 тыс. в 1 мм' крови. Они живут 8-11 сут и погибают либо в пече­ни и селезенке, либо при образовании кровяного сгустка - тромба. Т/юмб образуется из слипшихся нитей нерастворимого белка фибри­на, в который щювращается растворимый белок плазмы крови фоб риноген. В сети из нитей фибрина, налипших на рану (отверстие в кровеносном сосуде), застревают крупные эритроциты, а затем и дру-





ГНС клетки крови. Поэтому тромб красного цвета. В норме он образу­ется за 3-4 мин.

Процесс свертывания крови очень сложный. Кроме тромбоцитов в нем участвуют соли кальция, белок плазмы ((шбриноген и мн. др. Кровь, лишенная любого из компонентов свертывания, не сверты­вается. На станциях переливания крови используют декальциниро ванную кровь (лишенную кальция) и дефибрированную кровь (лишен­ную фибриногена). Она остается жидкой, не сгущается, т. е. не свер­тывается. Сывороткой крови называют плазму крови без клеток и фибриногена.

Гемофилия - редкая наследственная болезнь, при которой кровь не свертывается. Она возникает из-за отсутствия в плазме антигемо■ филического фактора (один из белков). Сейчас больным гемофилией этот белок вводят искусственно.

Явление фагоцитоза и иммунитет - способность организма со­противляться инфекциям - изучал И. И. Мечников. Иммунитет бывает естественный и искусственный. Естественный врожденный иммунитет есть у всех людей против болезней, которыми болеют только животные (чума собак). Естественный приобретенный имму нитет возникает после перенесенного заболевания (ветряная оспа, краснуха, паротит и др). При многих заболеваниях естественный приобретенный иммунитет не возникает (грипп, ангина). Искусст венный иммунитетвырабатывается после введения лечебной сыво­ротки или вакцины. Вакцина - это ослабленный возбудитель бо­лезни. После ее введения наш организм перенесет болезнь в легкой форме, и возникнет активный искусственный иммунитет. Лечебная сыворотка - это готовые антитела. Ее вводят, если человек уже бо­лен или отправляется в зону возможного заражения. Антитела сыворотки действуют недолго, поэтому такой иммунитет называ­ют искусственным пассивным.

СПИД - заболевание, при котором человек лишается иммунитета. Возбудитель СПИДа - вирус ВИЧ поражает некоторые из видов лей­коцитов, и организм не может сопротивляться болезням.

Кроме крови, внутреннюю среду организма составляют лимфа и тканевая (межклеточная) жидкость. К ней относятся также полост­ные жидкости: спинномозговая, околосердечная, суставная, плевраль­ная. Тканевая (межклеточная) жидкость находится почти во всех тканях и органах, заполняя пространство между клетками. Ее около 20 л. Питательные вещества и кислород, проходя через стенки капил­ляров. сначала попадают в межклеточную жидкость, а уж затем - в клетки организма. Углекислый газ и вредные вещества попадают в кровь из клеток организма также через межклеточную жидкость. Сама межклеточная жидкость постоянно образуется из плазмы крови, про­сачивающейся через тонкие стенки кровеносных капилляров.

Лимфа прозрачная желтоватая жидкость, похожая по составу на

плазму крови. Ее в организме 1-3 л. В ней меньше белков, нот клеток крови кроме лейкоцитов (лимфоцитов). Она образуется из межклеточ­ной жидкости, всасываясь в расширения -лимфатическое мешочки, находящиеся на концах лимфатических капилляров. Находясь внутри лимфатических сосудов, лимфа медленно и пассивно движется к серд­цу и впадает в кровь в полых венах. Роль лимфы фильтрация и обез­зараживание межклеточной жидкости и ее возврат в кровь.

V. Задание на дом (2 мин):

1. Параграф 17 учебника, ответить на вопросы после параграфа устно;

2. Составить кроссворд по теме “Кровь” из 10-15 слов;

3. Подумайте над вопросом, каким докторам нужно обращаться для обследования крови?

VI. Подведение итогов (3 мин): проводится беседа по обсуждению результатов работы учащихся. Учитель высказывает об успешных достижениях на уроке, выставляет оценки.