СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Сравнение групп предметов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарии уроков к учебнику «Математика, 1 класс» по программе Л.Г. Петерсон «Учусь учиться»

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Сравнение групп предметов»»

Сценарии уроков к учебнику «Математика, 1 класс» по программе Л.Г. Петерсон «Учусь учиться»

(для печатной и электронной формы учебников)

Урок 7 (ОНЗ)

Тема: «Сравнение групп предметов»

Основные цели

Личностные:

1) Создать условия для формирования начальных представлений об учебной деятельности и социальной роли «ученика».

2) Создать условия для формирования опыта успешного сотрудничества со взрослыми и сверстниками и установки на уважительное отношение к учителю, к себе и сверстникам.

Метапредметные:

1) Сформировать умение определять функцию учителя в учебной деятельности ученика, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

2) Формировать умение фиксировать прохождение двух этапов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения (на основе применения соответствующего эталона).

2) Приобретать первичный опыт анализа, сравнения, распределения в группы по заданному признаку, выражать в речи признаки сходства и различия.

4) Приобретать первичный опыт моделирования – использование буквенной символики и геометрических фигур в качестве моделей.

Предметные:

1) Сформировать представление о равенстве групп предметов1, умение фиксировать отношения равенства и неравенства с помощью знаков «=» и «»;

2 ) Тренировать умение изменять свойства фигур, тренировать умение находить их сходства и различия.



























































Вариант проведения урока

  • Оборудование

1) Эталоны из курса «Мир деятельности»

Эталон «Правила поведения ученика на уроке»

ПРАВИЛА РАБОТЫ НА УРОКЕ

2) Демонстрационный материал:

Д–7.1 Конверт с двумя письмами.

Д–7.2 Эталон сравнения групп предметов.

Д–7.3 Геометрическое лото.

Д–7.4 Образец для самопроверки задания № 3, стр. 14 (РТ).

3) Раздаточный материал:

Р–7.1 Планшетки или альбомные листы бумаги.

4) Презентация к уроку 7: слайды 1−10.

5) Печатная и электронная форма учебника (1 класс, часть 1).

6) Рабочая тетрадь к учебнику (1 класс, часть 1).

7) Пособие «Построй свою математику» (1 класс, часть 1).

  • Ход урока:

1. Введение в игровую ситуацию.

 Сегодня утром в нашем классе оказалось письмо. Его прислала фея.

  • Учитель показывает ребятам конверт, достаёт письмо и читает его. (Д–7.1 или слайд 2):






 О чем пишет фея? (О том, что уже много узнали по математике, но предстоит сегодня узнать ещё что-то новое.)

 Наверное, это письмо Фея отправила потому, что вы отлично работали на прошлых уроках! А что вы на них узнали? (Узнали, как разбивать предметы на группы, как обозначать группы на письме с помощью замкнутой линии и т.д.)

 А сегодня вам надо особенно постараться! А как узнает новое настоящий ученик? (Он сам понимает, что он не знает, потом старается сам узнать новое правило, способ и т.д.)

 Какая же роль у учителя? (Учитель все организует и оказывает помощь.)

 Итак, за работу!

2. Актуализация и затруднение в игровой ситуации.

 Фея только что была в гостях у Чука и Гека. Вы знаете их?

 Фея поздравляла их с днем рождения. А их мама пошла в «Детский мир», чтобы купить им подарки. Посмотрите, что она для них принесла! Откройте свои рабочие тетради: урок 7, страница 14.

  • Учитель организует выполнение задания № 1 на странице 14 (РТ) (Слайд 3).

 Назовите, одним словом все эти предметы? (Игрушки.)

 На какие группы их можно разбить? (Транспорт и музыкальные инструменты.)

 Обведите группы линиями.

  • Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Проверка организуется фронтально, ученики называют предметы каждой группы. (Слайд 3, анимация 1).

 Мальчикам очень понравились игрушки, и они сразу стали играть. Рассмотрите рисунок к заданию № 2. Чук взял игрушки, которые расположены слева, а Гек играл в игрушки, которые расположены справа.

 Посмотрите на группы игрушек. Что вы можете о них сказать? (Они одинаковые, равные.)

 Почему так получилось? (Мальчики брали для игры одни и те же игрушки.)

 Давайте сделаем вывод – в математике равными называют группы, которые состоят из одних и тех же предметов.

 Попробуйте за 1 минуту записать «группы предметов одинаковые».

  • Учащиеся карандашом в рабочей тетради пробуют записать, что группы игрушек одинаковые. Учитель ограничивает ребят во времени.

 Кто не смог записать?

  • Учащиеся поднимают руки.

 Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли за 1 минуту записать «группы предметов одинаковые».)

 В чем у вас затруднение? (Многие не умеют писать, кто-то умеет, но пишет медленно, а времени было дано мало.)

 Почему возникло затруднение? (Мы не знаем удобного способа записи.)

  • Учитель фиксирует на доске знак вопроса (Слайд 4, анимация 1).

3. Открытие детьми нового способа действий.

 Что вы должны узнать? (Мы должны узнать, как записать «группы предметов одинаковые».)

 Вспомните, встречались ли вы с подобным случаем, когда надо было что-то записать, а вы не могли? (Да, когда пытались записать изменившиеся свойства.)

 Что вам помогло справиться с затруднением? (Мы рисовали знак в виде стрелочки.)

 Можете ли вы в этом случае придумать знак? (Да.)

 Повторим, в каком случае группы одинаковые? (Когда группы состоят из одних и тех же предметов.)

 Как вы можете показать на рисунке, что группы состоят из одних и тех же предметов?

  • Дети высказывают свои предложения. Если среди них не окажется варианта попарного соединения предметов линиями, то можно их спросить:

 А вы помните, как вы обозначили на схеме разбиения на группы одинаковые свойства? (Ниточкой, так удобно.)

 Соедините ниточками предметы.

  • Учитель на доске, а дети у себя на листках соединяют все контуры игрушек (Слайд 5).

 Все метки соединили ниточкой? Они все имеют пару? (Да.)

 Что вы можете сказать об этих мешках? Почему? (Это равные мешки, так как они состоят из одних и тех же игрушек.)

 Ребята, подумайте, какой знак вы предложите поставить между мешочками, чтобы показать, что они равны?

  • Ребята придумывают свой знак, записывают его на планшетках или листах бумаги (Р–7.1). Возможные варианты: ד, ی, ∟, ☼, ٨, □ и т.д.

 Откройте учебник на странице 14|28 задание № 1 (ЭФУ) и посмотрите, какой математический знак существует.

 Какой знак пишется, если группы одинаковые? (Знак равно.)

 Как он пишется? (Две горизонтальные палочки.)

 Поставьте его между мешками в рабочих тетрадях.

  • Учитель записывает этот знак на доске (Слайд 6).

 Какой знак пишется, когда группы не одинаковые? (Знак не равно.)

 Как выглядит этот знак? (Знак равно зачеркнули.)

  • Учитель записывает этот знак на доске.

  • Итог можно подвести с помощью аудиозаписи

  • Учитель достаёт второе письмо из конверта (Д–7.1) и читает его:





 Молодцы! Чтобы вам легче было учиться, Фея приготовила для вас подарок-эталон.

  • Учитель вывешивает на доску первую часть алгоритма (Д – 7.2).

 Что здесь сравнили? (Сравнили две группы фигур.)

 Что сделали сначала? (Сначала нашли одну и ту же фигуру – квадрат, и соединили метки ниточкой.)

 А потом? (Потом нашли один и тот же круг, и тоже провели ниточку.)

 Какой последний шаг? (Поставили знак «=», так как в мешках одни и те же фигуры.)

  • Учитель вывешивает на доску вторую часть алгоритма (Д – 7.2).

 Расскажите, почему на второй карточке стоит знак «»? (Поставили знак «», так как в мешках разные фигуры: нашли один и тот же круг, провели ниточку, а квадрат и треугольник – это разные фигуры, то есть группы не равны.)









 Понравился вам подарок Феи? (...)

  • Учитель раздает учащимся эталон («Построй свою математику», Э–2, стр.9).

 Справились вы со своей задачей? (Да, мы научились обозначать равные и не равные группы предметов с помощью знаков «=» и «».)

 Теперь давайте немножко отдохнем и поблагодарим Фею за ее подарок!

Физкультминутка.

Ритмический счет через 2.

4. Включение нового знания в систему знаний ребёнка и повторение.

 Фея приготовила для вас задания. Хотите их выполнить? (Да).

– Откройте учебник: урок 7, страница 14, задание № 2 (У).

 Рассмотрите задание.

  • Учитель может проиллюстрировать это задание на доске с помощью геометрического лото (Д–7.3 или слайд 7).

 Определите, равны ли «мешочки»?

 Какое слово вы выбрали? (Слово «да»).

 Почему? (Слева и справа в мешках одни и те же игрушки: в левом мешке красный круг, и в правом мешке красный круг и т.д.)

  • Учитель на доске проводит «волшебные нити» (Слайд 7, анимация 1).

4, стр. 15|30 (ЭФУ).

 Найдите задание № 4 (У).

 В мешочках — буквы разрезной азбуки. Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? (Выбрать знак и поставить его между мешочками.)

  • Учащиеся по очереди комментируют это задание у доски.

 С чего начнёте? (Соединим ниточкой одни и те же буквы. Букву Т соединим с буквой Т, О – с О, а К – с К. Мешочки равны, ставим знак «=».)

 Как будете выполнять следующее задание? (Поставим знак «», потому что в левом мешочке есть буква Р, а в правом М, значит мешочки не равны.)

  • Результаты выполнения 4 проверяются по ЭФУ (вызов всплывающего окна с образцом выполнения задания).

3, стр. 14|29 (ЭФУ). Работа в парах.

 Найдите задание № 3 (У). Фея предлагает вам выполнить его в парах. Как вы думаете, почему? (Чтобы мы смогли проговорить новое правило.)

 Выполните это задание в парах.

  • Учащиеся карандашом работают в учебниках. По очереди комментируют ход выполнения задания. Для удобства можно приготовить ксерокопию этого задания.

  • Результаты выполнения 3 проверяются по ЭФУ (вызов всплывающего окна с образцом выполнения задания), или с помощью презентации (слайд 8, анимация 1-3) при необходимости исправляются ошибки.

3, стр. 14 (РТ).

 Найдите в рабочих тетрадях на странице 14 задание № 3. Фея приготовила вам его для самостоятельного решения. Справитесь? (Да.)

 Что нужно сделать? (Нужно выбрать и поставить знак между мешочками).

 Как вы думаете, зачем это задание нужно выполнить самостоятельно? (Чтобы мы смогли сами себя проверить, поняли ли мы как сравнивать группы предметов.)

  • На выполнение задания дается 1 минута. После этого учитель предлагает детям проверить выбор знака по заранее заготовленному образцу (Д – 7.5 или слайд 9, анимация 1 – 3).

 У кого задание выполнено по-другому? Поставьте знак «?» и найдите, в чем отличие?

  • Учащиеся определяют, где и в чем сделана ошибка. По ходу объяснения они исправляют свои ошибки.

 У кого задание выполнено так же? Поставьте рядом знак «+».

4, стр.14 (РТ).

 Фея готовилась к встрече гостей и решила украсить свою комнату. Она стала превращать одни предметы в другие, но не успела закончить работу. Хотите продолжить? (Да).

 Возьмите цветные карандаши и продолжите превращения.

  • Работа в рабочих тетрадях (пропись).

 Найдите в своих учебниках на странице 15 узор в клеточках. Я вам предлагаю выполнить этот узор в своих тетрадях, сохраняя закономерность до конца строк.

5. Итог занятия.

 Что сегодня на уроке вы делали с группами предметов? (Сравнивали.)

 Какой секрет математики мы разгадали? (Познакомились с математическими знаками «=» и «».)

 Какие группы предметов называют равными? (Группы, которые состоят из одних и тех же предметов.) Неравными? (Группы, в которых не все предметы имеют пару).

 Поднимите круг зелёного цвета, если на уроке вы поняли, как сравнивать группы предметов, ставить знаки «=» и «»; жёлтую фигуру, – если некоторые задания вызвали затруднение. (Слайд 10)

 Можете ли вы назвать работу на уроке хорошей, плодотворной? Почему? (...)

 Удалось ли вам выполнить правила работы ученика, когда я выполняла роль организатора?

 Все ли правила удалось выполнить, когда я выполняла роль помощника?

 Какие правила не удалось выполнить? Как вы думаете почему?

 Что нужно сделать вам на следующих уроках, чтобы получилось выполнить эти правила? (Быть более внимательными, не торопиться, …)

Приемы использования ЭФУ:

  1. Вспл. окно с образцом выполнения задания для самопроверки на этапе включения нового знания в систему знаний.

  2. Прослушивание аудио файла на этапе открытия нового знания.


1 Примечание для учителя: в данном варианте урока предлагается акцентировать внимание детей на различие житейского понимания термина «равные» — одинаковые, и математического — совпадающие.

6