Сценарии уроков к учебнику «Математика, 1 класс» по программе Л.Г. Петерсон «Учусь учиться»
(для печатной и электронной формы учебников)
Урок 7 (ОНЗ)
Тема: «Сравнение групп предметов»
Основные цели
Личностные:
1) Создать условия для формирования начальных представлений об учебной деятельности и социальной роли «ученика».
2) Создать условия для формирования опыта успешного сотрудничества со взрослыми и сверстниками и установки на уважительное отношение к учителю, к себе и сверстникам.
Метапредметные:
1) Сформировать умение определять функцию учителя в учебной деятельности ученика, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).
2) Формировать умение фиксировать прохождение двух этапов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения (на основе применения соответствующего эталона).
2) Приобретать первичный опыт анализа, сравнения, распределения в группы по заданному признаку, выражать в речи признаки сходства и различия.
4) Приобретать первичный опыт моделирования – использование буквенной символики и геометрических фигур в качестве моделей.
Предметные:
1) Сформировать представление о равенстве групп предметов1, умение фиксировать отношения равенства и неравенства с помощью знаков «=» и «»;
2
) Тренировать умение изменять свойства фигур, тренировать умение находить их сходства и различия.
Вариант проведения урока
1) Эталоны из курса «Мир деятельности»
Эталон «Правила поведения ученика на уроке»
ПРАВИЛА РАБОТЫ НА УРОКЕ
2) Демонстрационный материал:
Д–7.1 Конверт с двумя письмами.
Д–7.2 Эталон сравнения групп предметов.
Д–7.3 Геометрическое лото.
Д–7.4 Образец для самопроверки задания № 3, стр. 14 (РТ).
3) Раздаточный материал:
Р–7.1 Планшетки или альбомные листы бумаги.
4) Презентация к уроку 7: слайды 1−10.
5) Печатная и электронная форма учебника (1 класс, часть 1).
6) Рабочая тетрадь к учебнику (1 класс, часть 1).
7) Пособие «Построй свою математику» (1 класс, часть 1).
1. Введение в игровую ситуацию.
Сегодня утром в нашем классе оказалось письмо. Его прислала фея.
Учитель показывает ребятам конверт, достаёт письмо и читает его. (Д–7.1 или слайд 2):
О чем пишет фея? (О том, что уже много узнали по математике, но предстоит сегодня узнать ещё что-то новое.)
Наверное, это письмо Фея отправила потому, что вы отлично работали на прошлых уроках! А что вы на них узнали? (Узнали, как разбивать предметы на группы, как обозначать группы на письме с помощью замкнутой линии и т.д.)
А сегодня вам надо особенно постараться! А как узнает новое настоящий ученик? (Он сам понимает, что он не знает, потом старается сам узнать новое правило, способ и т.д.)
Какая же роль у учителя? (Учитель все организует и оказывает помощь.)
Итак, за работу!
2. Актуализация и затруднение в игровой ситуации.
Фея только что была в гостях у Чука и Гека. Вы знаете их?
Фея поздравляла их с днем рождения. А их мама пошла в «Детский мир», чтобы купить им подарки. Посмотрите, что она для них принесла! Откройте свои рабочие тетради: урок 7, страница 14.
Назовите, одним словом все эти предметы? (Игрушки.)
На какие группы их можно разбить? (Транспорт и музыкальные инструменты.)
Обведите группы линиями.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Проверка организуется фронтально, ученики называют предметы каждой группы. (Слайд 3, анимация 1).
Мальчикам очень понравились игрушки, и они сразу стали играть. Рассмотрите рисунок к заданию № 2. Чук взял игрушки, которые расположены слева, а Гек играл в игрушки, которые расположены справа.
Посмотрите на группы игрушек. Что вы можете о них сказать? (Они одинаковые, равные.)
Почему так получилось? (Мальчики брали для игры одни и те же игрушки.)
Давайте сделаем вывод – в математике равными называют группы, которые состоят из одних и тех же предметов.
Попробуйте за 1 минуту записать «группы предметов одинаковые».
Учащиеся карандашом в рабочей тетради пробуют записать, что группы игрушек одинаковые. Учитель ограничивает ребят во времени.
Кто не смог записать?
Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли за 1 минуту записать «группы предметов одинаковые».)
В чем у вас затруднение? (Многие не умеют писать, кто-то умеет, но пишет медленно, а времени было дано мало.)
Почему возникло затруднение? (Мы не знаем удобного способа записи.)
Учитель фиксирует на доске знак вопроса (Слайд 4, анимация 1).
3. Открытие детьми нового способа действий.
Что вы должны узнать? (Мы должны узнать, как записать «группы предметов одинаковые».)
Вспомните, встречались ли вы с подобным случаем, когда надо было что-то записать, а вы не могли? (Да, когда пытались записать изменившиеся свойства.)
Что вам помогло справиться с затруднением? (Мы рисовали знак в виде стрелочки.)
Можете ли вы в этом случае придумать знак? (Да.)
Повторим, в каком случае группы одинаковые? (Когда группы состоят из одних и тех же предметов.)
Как вы можете показать на рисунке, что группы состоят из одних и тех же предметов?
Дети высказывают свои предложения. Если среди них не окажется варианта попарного соединения предметов линиями, то можно их спросить:
А вы помните, как вы обозначили на схеме разбиения на группы одинаковые свойства? (Ниточкой, так удобно.)
Соедините ниточками предметы.
Учитель на доске, а дети у себя на листках соединяют все контуры игрушек (Слайд 5).
Все метки соединили ниточкой? Они все имеют пару? (Да.)
Что вы можете сказать об этих мешках? Почему? (Это равные мешки, так как они состоят из одних и тех же игрушек.)
Ребята, подумайте, какой знак вы предложите поставить между мешочками, чтобы показать, что они равны?
Ребята придумывают свой знак, записывают его на планшетках или листах бумаги (Р–7.1). Возможные варианты: ד, ی, ∟, ☼, ٨, □ и т.д.
Откройте учебник на странице 14|28 задание № 1 (ЭФУ) и посмотрите, какой математический знак существует.
Какой знак пишется, если группы одинаковые? (Знак равно.)
Как он пишется? (Две горизонтальные палочки.)
Поставьте его между мешками в рабочих тетрадях.
Какой знак пишется, когда группы не одинаковые? (Знак не равно.)
Как выглядит этот знак? (Знак равно зачеркнули.)
Учитель записывает этот знак на доске.
Итог можно подвести с помощью аудиозаписи
Учитель достаёт второе письмо из конверта (Д–7.1) и читает его:
Молодцы! Чтобы вам легче было учиться, Фея приготовила для вас подарок-эталон.
Что здесь сравнили? (Сравнили две группы фигур.)
Что сделали сначала? (Сначала нашли одну и ту же фигуру – квадрат, и соединили метки ниточкой.)
А потом? (Потом нашли один и тот же круг, и тоже провели ниточку.)
Какой последний шаг? (Поставили знак «=», так как в мешках одни и те же фигуры.)
Расскажите, почему на второй карточке стоит знак «»? (Поставили знак «», так как в мешках разные фигуры: нашли один и тот же круг, провели ниточку, а квадрат и треугольник – это разные фигуры, то есть группы не равны.)
Понравился вам подарок Феи? (...)
Учитель раздает учащимся эталон («Построй свою математику», Э–2, стр.9).
Справились вы со своей задачей? (Да, мы научились обозначать равные и не равные группы предметов с помощью знаков «=» и «».)
Теперь давайте немножко отдохнем и поблагодарим Фею за ее подарок!
Физкультминутка.
Ритмический счет через 2.
4. Включение нового знания в систему знаний ребёнка и повторение.
Фея приготовила для вас задания. Хотите их выполнить? (Да).
– Откройте учебник: урок 7, страница 14, задание № 2 (У).
Рассмотрите задание.
Учитель может проиллюстрировать это задание на доске с помощью геометрического лото (Д–7.3 или слайд 7).
Определите, равны ли «мешочки»?
Какое слово вы выбрали? (Слово «да»).
Почему? (Слева и справа в мешках одни и те же игрушки: в левом мешке красный круг, и в правом мешке красный круг и т.д.)
Учитель на доске проводит «волшебные нити» (Слайд 7, анимация 1).
№ 4, стр. 15|30 (ЭФУ).
Найдите задание № 4 (У).
В мешочках — буквы разрезной азбуки. Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? (Выбрать знак и поставить его между мешочками.)
С чего начнёте? (Соединим ниточкой одни и те же буквы. Букву Т соединим с буквой Т, О – с О, а К – с К. Мешочки равны, ставим знак «=».)
Как будете выполнять следующее задание? (Поставим знак «», потому что в левом мешочке есть буква Р, а в правом М, значит мешочки не равны.)
Результаты выполнения № 4 проверяются по ЭФУ (вызов всплывающего окна с образцом выполнения задания).
№ 3, стр. 14|29 (ЭФУ). Работа в парах.
Найдите задание № 3 (У). Фея предлагает вам выполнить его в парах. Как вы думаете, почему? (Чтобы мы смогли проговорить новое правило.)
Выполните это задание в парах.
Учащиеся карандашом работают в учебниках. По очереди комментируют ход выполнения задания. Для удобства можно приготовить ксерокопию этого задания.
Результаты выполнения № 3 проверяются по ЭФУ (вызов всплывающего окна с образцом выполнения задания), или с помощью презентации (слайд 8, анимация 1-3) при необходимости исправляются ошибки.
№ 3, стр. 14 (РТ).
Найдите в рабочих тетрадях на странице 14 задание № 3. Фея приготовила вам его для самостоятельного решения. Справитесь? (Да.)
Что нужно сделать? (Нужно выбрать и поставить знак между мешочками).
Как вы думаете, зачем это задание нужно выполнить самостоятельно? (Чтобы мы смогли сами себя проверить, поняли ли мы как сравнивать группы предметов.)
На выполнение задания дается 1 минута. После этого учитель предлагает детям проверить выбор знака по заранее заготовленному образцу (Д – 7.5 или слайд 9, анимация 1 – 3).
У кого задание выполнено по-другому? Поставьте знак «?» и найдите, в чем отличие?
Учащиеся определяют, где и в чем сделана ошибка. По ходу объяснения они исправляют свои ошибки.
У кого задание выполнено так же? Поставьте рядом знак «+».
№ 4, стр.14 (РТ).
Фея готовилась к встрече гостей и решила украсить свою комнату. Она стала превращать одни предметы в другие, но не успела закончить работу. Хотите продолжить? (Да).
Возьмите цветные карандаши и продолжите превращения.
Найдите в своих учебниках на странице 15 узор в клеточках. Я вам предлагаю выполнить этот узор в своих тетрадях, сохраняя закономерность до конца строк.
5. Итог занятия.
Что сегодня на уроке вы делали с группами предметов? (Сравнивали.)
Какой секрет математики мы разгадали? (Познакомились с математическими знаками «=» и «».)
Какие группы предметов называют равными? (Группы, которые состоят из одних и тех же предметов.) Неравными? (Группы, в которых не все предметы имеют пару).
Поднимите круг зелёного цвета, если на уроке вы поняли, как сравнивать группы предметов, ставить знаки «=» и «»; жёлтую фигуру, – если некоторые задания вызвали затруднение. (Слайд 10)
Можете ли вы назвать работу на уроке хорошей, плодотворной? Почему? (...)
Удалось ли вам выполнить правила работы ученика, когда я выполняла роль организатора?
Все ли правила удалось выполнить, когда я выполняла роль помощника?
Какие правила не удалось выполнить? Как вы думаете почему?
Что нужно сделать вам на следующих уроках, чтобы получилось выполнить эти правила? (Быть более внимательными, не торопиться, …)
Приемы использования ЭФУ:
Вспл. окно с образцом выполнения задания для самопроверки на этапе включения нового знания в систему знаний.
Прослушивание аудио файла на этапе открытия нового знания.
1 Примечание для учителя: в данном варианте урока предлагается акцентировать внимание детей на различие житейского понимания термина «равные» — одинаковые, и математического — совпадающие.
6