Тема: Сравнение предметов по высоте, ширине, длине, толщине и.т.д.)
Цели:
Закреплять умение сравнивать предметы по величине, применять в речи слова-антонимы, описывать местоположение заданных предметов.
Развивать внимание, логическое мышление, восприятие размеров предметов, координацию движений.
Учить выполнять задание по инструкции.
Оборудование: Лист (№6) к занятию №6 (Приложение 1), большая картинка гнома, картинки парных предметов (антонимы), сюжетная картина «Лес», грибы: белый гриб и мухомор, картинка «Художник и гномы» (Приложение 2).
Ход занятия
I. Организационный момент
1. Развитие восприятия величины, закрепление в речи слов-антонимов:
: У нас в гостях маленький лесной гном. Он пришёл очень расстроенный, потому что забыл некоторые слова с противоположным значением. Помогите, пожалуйста, гному вспомнить эти слова.
На доске картинки:
лента длинная-короткая, пуговица большая-маленькая, домвысокий-низкий, ветка толстая-тонкая.
2. Сформулировать тему занятия.
1. Развитие внимания и мышления (сопоставление картинок парами)
Сравните пары предметов, дайте полный ответ:
Яблоко больше, а вишенка меньше, бревно длиннее, а веточка короче, супница глубже, а тарелка мельче, дерево выше, а кустик ниже. (Задание № 1, (Приложение 2)
Обведите по контуру тот предмет, который мельче. Раскрасьте тот, который выше.
2. Развитие восприятия размера предмета. Закрепление умения выполнять задание по инструкции
Гномы очень хозяйственные: они любят хранить свои вещи в сундуках, грибы на зиму солят в бочках. Рассмотрите картинку (задание № 2, Приложение 1 и расставьте цифры от 1 до 4 в порядке уменьшения размера сундуков; в порядке увеличения размера бочек.
3. Развитие логического мышления
Отгадайте загадки о лесе, которые принёс вам гном.
Клейки почки, зелены листочки.
С белой корой стоит под горой.
(Берёзка)
По деревьям скок – скок
И орешки щёлк – щёлк.
(Белка)
На спине иголки длинные да колкие,
А свернётся в клубок – нет ни головы, ни ног.
(Ёжик)
Кто стоит на крепкой ножке,
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы
Нет под шапкой головы.
(Гриб)
Ну и платье! Сплошь иголки.
Носят это платье ...(Ёлки)
Летом в лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.
(Медведь)
4. Физминутка
Дети утром рано встали
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Два приседания и встать)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним ребята.
Наклоняйся раз – два – три,
И лукошко набери!
Вон на дереве орех. (Ручки поднять вверх)
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Руки вверх и тянуться на носках)
Три часа в лесу бродили
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте)
Утомил всех длинный путь
Дети сели отдохнуть. (Сесть за парты)
Молодцы!
5. Сравнение предметов по величине. Развитие пространственных ориентировок
А сейчас внимательно посмотрите на задание № 3 (1Приложение 2). Ответьте: «Где снеговик ниже ёлочки?» обозначьте «+» эту картинку. «Где берёзка выше домика?» обозначьте «+»
6. Развитие зрительного внимания
Пока вы гуляли по лесу и выполняли задание наш маленький гном и его друзья позировали художнику. Внимательно посмотрите на картину и скажите, какого гнома нарисовал художник? Раскрасьте шапочку и башмаки этому гномику. (Задание на индивидуальных карточках, (Приложение 2)
Гном снова зовёт вас на прогулку в лес. Посмотрите, как здесь красиво! Найдите на картине белый гриб. Где он растёт? (Под большим деревом)
Найдите мухомор. Где растёт мухомор? (Около тропинки, справа от тропинки...)
Сравните эти грибы:
Белый гриб | Мухомор |
съедобный | ядовитый |
ножка толстая | ножка тонкая |
шляпка большая | шляпка маленькая |
шляпка однотонная | шляпка пёстрая. |
- Какие ещё грибы растут в лесу? Где они изображены?
Скажите, кто был у нас в гостях? Чем мы сегодня занимались на занятии? Что научились делать?
Молодцы!