СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Сущность и теория происхождения государства.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие государства раскрывается через характеристики, показывающие его социальное предназначение, отличие от других форм организации общественной жизни людей. Однако, в научной и учебной литературе нет единой точки зрения по данному вопросу. Сохраняется старая трактовка государства в качестве структуры, стоящей вне общества или над ним и противостоящей ему.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Сущность и теория происхождения государства.»


Тема: Сущность и теория происхождения государства.

Цель: сформировать представление о системе Теории государства права.

Основные понятия: предмет, объект и методы теории государства и права, источники, сущность государства, цивилизационный подход, формационный подход.

Конспект лекции:

1 Понятие государства раскрывается через характеристики, показывающие его социальное предназначение, отличие от других форм организации общественной жизни людей. Однако, в научной и учебной литературе нет единой точки зрения по данному вопросу. Сохраняется старая трактовка государства в качестве структуры, стоящей вне общества или над ним и противостоящей ему. Так, автор концепции кратологии Халипов В.Ф. (Власть. Кратологический словарь. М., 1997. С.112) считает, что государство – это совокупность официальных органов власти, в той или иной стране. Даже в «Юридической энциклопедии» (М., 2001. С. 210) сказано, что государство – это совокупность представительных, исполнительных, судебных государственных органов, форма организации публичной политической власти». Таким образом, большинство ученых сводят государство к олицетворяемой им государственной власти, игнорируя тот факт, что такая власть возможна благодаря государству и является производной от него.

Государство представляет собой многомерное явление, которое в сознании и жизни людей общества отражается разными аспектами в зависимости от той его стороны, которая связана с конкретным вопросом, действием. Государство, прежде всего, предстает перед каждым человеком в качестве формы общества. Оно объединяет людей, проживающих на определенной территории и обеспечивает их взаимодействие. На это обращали внимание еще дореволюционные юристы в России: Государство – это «общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком (Н. Коркунов)» союз социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью (Л. Тихомиров); «союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчиненным единой власти» (И. Ильин). Общим во всех данных определениях выступает то, что названные ученые включают в качестве признаков государства такие его характеристики, как народ, публичная власть, территорию.

Исторически первым признаком складывающегося государства стала замена родоплеменной организации населения территориальной. Этот признак имеет концептуальное значение. Во-первых, преодолеваются «кровные» взаимосвязи, заменяются на общественные, во-вторых, создается структура, которая должна выступать нейтральной по отношению к национальным, религиозным, социальным признакам разных людей. Специфика состоит здесь в том, что государство особым, юридическим образом объединяет людей в форме института гражданства. Институт гражданства в юридическом (правовом) смысле выравнивает людей между собой, делает их по отношению к государству, его законам и механизмам их защиты равноправными. Закрепленный правовой статус должен гарантироваться государственной властью. По сути, гражданство является правовой связью человека с конкретным государством. В силу того, что государство объединяет людей, проживающих на его территории, оно объективно выражает общие для всех потребности, интересы, цели. Постоянная (сопровождающая историю государства) проблема заключается в том, чтобы на каждом этапе развития отыскать оптимальный вариант, который бы обеспечивал с одной стороны права и свободы человека, а с другой – вводил бы в общество определенное организованное начало. Государство не решает проблемы (оно само ничего не производит), а создает и поддерживает «в работоспособном» состоянии организационные и правовые условия для решения проблем, на которые направляются усилия всего общества. То есть для государства важно видеть интересы своего народа, их взаимозависимость с интересами других государств и делать все необходимое для их практического осуществления.

Особый статус государства в обществе заключается в том, что именно через его структуры и механизмы формируется и закрепляется всеобщая воля, придающая государству установлением обязательный характер. Государство через свои органы принимает законы и другие нормативные акты (правила поведения) и обеспечивает их проведение в жизнь всеми находящимися в его распоряжении методами, в том числе административно и уголовно-правовыми. Можно сказать, что государству принадлежит легитимная монополия на законодательство и принуждение при его реализации.

Важным признаком государства является учреждение публичной власти. Власть как система отношений подчинения одних другим существовала и в догосударственном обществе. Но это была непосредственно общественная власть, она исходила из соответствующего общества (рода, племени), использовалось и обеспечивалось самим обществом.

Принципиальные отличительные характеристики публичной государственной власти состоят в следующем:

1. является публичной политической властью, т.к. оторвана от общества и в то же время представляет его интересы и выступает от его имени;

2. публичная государственная власть реализуется через профессиональный слой управленцев (чиновников), состоящих на государственной службе, которые в совокупности образуют государственный механизм;

3. государственная власть осуществляется государственными органами, которые используют при этом имеющиеся экономические, организационные и иные ресурсы;

4. реализация государственной власти обеспечивается ее авторитетом, политическим и правовым сознанием населения, управленческими технологиями и, в конечном счете, государственным принуждением. Решающая роль в осуществлении принуждения принадлежит специальным формированиям и учреждениям (армия, полиция, тюрьмы).

К политико-правовым признакам государства относится его суверенитет, т.е. независимость государственной власти вовне и ее верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти проявляется:

1) в универсальности – ее властительная сила (и только она) распространяется на все население и общественные организации данной страны;

2) прерогативе – государственная власть вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

3) в наличии у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая власть не располагает;

4) в непосредственном осуществлении властных ведений по таким каналам, которые другим общественным властям недоступны (законодательство, правосудие, государственное управление).

Социальную сущность суверенитета государства составляют его принадлежность целиком и исключительно народу, в чем находит воплощение действительное народовластие, осуществимое во всех сферах общественной жизни. Народ – единая политическая общность, охватывающая многонациональное население всего государства. Суверенитет народа имеет определенное правовое содержание и форму. Полновластие (суверенитет) народа в правовом аспекте выступает как верховенство (суверенитет) государственной власти. Чем более государственная власть зависит от народа, чем более четко выполняет его волю, тем выше степень его внутри страны и независимости на международной арене, а, следовательно, и более высок уровень суверенности государственной власти.

Поскольку лица, образующие особый акт политической власти не принимают непосредственной участие в производстве материальных благ, они нуждаются в материальных средствах для своего содержания. Эти средства взыскиваются с населения в виде налогов, займов, пошлин, что также является признаком государства.

Таким образом, рассмотрение признаков государства осуществляется как через анализ его особой роли в обществе (функциональные признаки), так и через характеристику специфики внутренней организации власти (так называемые структурные признаки), следовательно, государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от государства, так и негосударственных организаций:

1. наличие публичной власти, не совпадающей с населением страны;

2. территориальное деление населения;

3. право, которое юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет рамки и формы ее деятельности;

4. налоговая система;

5. суверенитет;

6. наличие государственных символов – герба, флага, гимна. Они призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству.

Исходя из общепринятых признаков государства, его можно определить как политико-правовую организацию общества, обеспечивающую единство и территориальную целостность, обладающую суверенитетом, осуществляющую власть, управление и регулирование в обществе.


2 Сущность как философская категория означает главное, необходимое в том или ином явлении. Сущность государства – это наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.

Сущность государства обусловлена его происхождением. Государство выделилось из общества, возникло на таком этапе его развития, когда само это общество объективно нуждалось в особом инструменте управления общественными делами. Государство выступает как организованная социальная сила, обладающая монополией на легитимное применение принуждения. Использование государством легитимного принуждения имеет два основных значения; во-первых, государство таким образом добивается поддержания в обществе необходимого правопорядка; во-вторых, государство таким образом добивается установления монополий на применение принуждения. Как любое явление социальной жизни государство внутренне противоречиво. Это, например, заключается в том, что государство обычно выражает классовые и общесоциальные интересы. Данное противоречие реально существует между гражданским обществом и государством, характер которого во многом зависит от степени развития общества и его институтов, от возможностей контролировать государственную власть, иначе государство может поглотить, узурпировать право и своих граждан. В разные исторические различны и соотношения, и приоритетность общих и специальных интересов для государства. Так уже возникновение было связано с необходимостью обслуживания не только интересов определенной группы людей (класса собственников), но и общих интересов населения (оборона, организация общественных работ). Хронологически первым выступает классовый подход к сущности государства. В его рамках государство определяется как организация политической власти экономически господствующего класса. В этом случае первоочередно удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызвать сопротивление у других классов рабовладельческого, феодального, раннебуржуазного, социалистического государства во многом по своей сути выступают классовыми. Вместе с тем общесоциальные интересы в сущности данных государств также присутствуют, но они отходят на второй план. В рамках общесоциального подхода государство определяется как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Оно с момента возникновения призвано выполнять функции «общественного посредника», социального арбитра. Государство с помощью легитимных средств призвано усмирить столкновение противоречивых интересов, разграничивать их. Оно должно систематически оказывать свое, регулирующее воздействие на общество в целях его интеграции и развития.

Наряду с этими основными подходами выделяют также религиозный, национальный, расовый и другие подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозный, расовый, национальный интересы будут доминировать в политике конкретного государства. Социальное назначение государства вытекает из его сущности, т.е. какова цель государства, таковы и характер его деятельности, задачи и функции.

Закономерности развития государства – это устойчивые повторяющиеся связи, характеризующие самобытность, целостность государства и его исторический процесс развития (С.С. Алексеев). К одной из основных закономерностей развития государства относят то, что по мере совершенствования цивилизации как совокупности материальных и духовных достижений общества, государство превращается из принудительно-репрессивного органа в политическую организацию всего общества. Все большее значение в жизни общества и государства приобретает право. Эта закономерность проявляется в развитии конституционных механизмов, сдерживающих политическую власть, независимом правосудии, ограничении ведомственного нормотворчества. Возникшие глобальные проблемы как положительного характера (мировой рынок, информационная революция), так и негативного (энергетика, экологический кризис, терроризм, наличие оружия массового поражения), обусловили тенденцию сближения государств в рамках сотрудничества в решении данных проблем. Следует отметить, что закономерности как устойчивые связи существуют на протяжении определенного исторического периода, а затем перерастают в другие.

Таким образом, государство – это сложное, многоаспектное «изобретение» человечества и по мере своего развития оно продолжает усложняться.


3 Власть выступает в качестве одного из существенных признаков государства. Необходимость власти выводится из организации общества, для которого она является важнейшей функцией, обеспечивающей регулирование всех основных сфер его жизни.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме сопутствовать его развитию. Понимание незаменимости власти в развитии и функционировании общества – необходимая посылка всех современных политических теорий. Общество потому и является обществом, что совокупность людей объединена взаимодействием, обменом и властью.

Власть – это возможность и способность осуществлять собственную волю даже вопреки сопротивлению. Отношение власти ассиметричны, они предполагают доминирование, господство, которое может быть навязано и насильственно, и принято «добровольно» (под психологическим, идеологическим и иным воздействием). Власть всегда содержит элемент принуждения в той или иной форме. Особое значение в человеческом обществе имеет не индивидуальная, частная власть, характеризующая зависимость одного лица от другого, а сознательная, общественная власть, в основе которой лежит существование определенных отношений, коллектив. Особого рода коллектив – государственно-организованное общество. Ему присуща политическая власть, которая получает свое выражение в государственной власти. Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения, опирающееся на государственное принуждение. Государственная власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как верховный авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами социального сообщества, сложившегося на данной территории.

Признаки государственной власти:

1. власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной.

2. носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела).

3. опирается на государственное принуждение.

4. характеризуется легальностью и легитимностью.

Легальность государственной власти – это ее юридическое обоснование, провозглашение правомерности ее возникновения, организации и деятельности. Легализация осуществляется различными способами: референдумом, демократически принятой Конституцией (Конституция РФ 1993 г.), международным признанием. Узурпация, захват государственной власти, присвоение властных полномочий незаконны.

Легитимность государственной власти – это соответствие власти представлениям народа о ее справедливости, обоснованности, эффективности. Оценка легитимности власти зависит от деятельности и поведения должностных лиц. Степень легитимности выражается в поддержке власти населением – это участие в выборах, соцопросы, массовые демонстрации поддержки или, напротив, протеста. Утрата государственной властью легитимности не влечет за собой непосредственно юридической ответственности (низкий рейтинг правительства, парламента, президента).

Государственная власть характеризуется также единством и разделением властей. Единство государственной власти связано с возникновением самого государства. В государстве не может быть несколько различных властей, неодинаковых по своей природе, принципиальным целям и имеющих свои обособленные средства государственного принуждения.

Единство государственной власти имеет 3 аспекта:

1) социальное единство, возникает из единой природы господствующих в обществе социальных сил;

2) единство основных целей и направления деятельности всех органов государства необходимо согласованное управление обществом (иначе - анархия, вооруженный конфликт – Россия 1993 г. октябрь).

3) организационно-правовое единство, обозначающее создание системы органов государства с их иерархией и распределением полномочий.

Таким образом, государственная власть едина, но осуществляется на основе разделения властей, их взаимодействия при использовании системы сдержек и противовесов. Об уровне развития государственной власти можно судить по следующим признакам:

1. правовой характер формирования и осуществления;

2. публичное признание и обеспечение прав и свобод человека;

3. закрепление структуры и системы государственной власти, ее меры, формы, процедуры осуществления и ответственности в законодательстве.

4. включенность государственной власти в систему правовой культуры общества.

Еще дореволюционный российский юрист И.А. Ильин считал, что состояние государственной власти (сущность, формы осуществления) это одновременно выражение правосознания граждан государства, его чиновников, без влияния на которое невозможно изменить государственную власть.


4 Легализация государственной власти – это признание правомерности ее возникновения, организации и деятельности. Проблема легализации государственной власти, путей и способов этого процесса уходит своими корнями в древнюю историю. Ссылки на легализацию как основание власти и должностного поведения использовались уже в IV-III вв. до н.э. школой китайских легистов в споре с конфунцианцами. Первые ссылались на традиции, нормы закона, вторые считали, что деятельность властей, поведение граждан должны соответствовать, прежде всего, вселенской гармонии. Элементы своеобразных ссылок на легализацию присутствовали в противоборстве светских и духовных властей в средние века «узурпатора» Наполеона именно с позиций легальности, «законной династии». Легализация государственной власти юридическое. Поэтому определяя легальность или нелегальность государственной власти, меру ее легализации, важно установить, насколько правовые акты, осуществляющие легализацию, соответствуют общепринятым принципам права, в том числе международным.

Легализация государственной власти неразрывно связана с процедурами населения властью ее носителей (прежде всего главы государства, парламента, права), осуществляется по-разному в условиях различных форм правления и государственного режима.

Легализация монархии заключается в исторических традициях, харизме, что закреплено в Конституции, законах о престолонаследии. Основные законы многих стран называют царствующую династию (Швеция, Япония, Непал), тем самым юридически закрепляя ее право на власть, а захват трона другой династией рассматривают как узурпацию. Республиканская форма правления как модель организации государственной власти имеет две основные разновидности – президентская и парламентская.

Легализация парламентской республики мало зависит от традиций и обычаев. Она почти целиком связана с конституционными текстами и законами. В отличие от президентских республик положение главы государства не связывает ни с традицией, ни с харизмой, ни с присвоением особых титулов. В то же время действуют важные юридические фикции, которые оказывают влияние на осуществление государственной власти. В большинстве парламентских республик конституцией закрепляют весьма широкие полномочия президента, но на деле он их не осуществляет. Они реализуются правительством. В некоторых странах (например, в Индии) это делается на основе конституции, в других странах существует принцип контрассигнатуры (Италия).

Способы легализации государственной власти зависят от формы политико-территориального устройства. В условиях простого унитарного государства проблемы легализации государственной власти не вызывают сложностей: существует одна конституция, единое законодательство. В унитарных государствах с автономиями легализация связана с соответствием и соподчиненностью законодательства: предметом законодательства автономии являются вопросы местного значения и оно должно соответствовать актам центра. В федерации процесс легализации государственной власти имеет два уровня, т.к. считается, что государственная власть принадлежит, с одной стороны, федерации, а с другой, своя государственная власть есть у каждого члена федерации. Кроме того, субъекты федерации в тех или иных формах могут принимать участие в легализации федеральной власти. Например, создание федерации на основе договора между ее субъектами, когда именно договор легализует новую власть.

Легитимация – это процесс индивидуально и коллективно (общей группой, народом) утверждение представление, что государственная власть, структура ее органов, способа их формирования, ее деятельность соответствуют тем ожиданиям, взглядам, которые сложились у людей. Суть легитимации – это отражение идей «общественного договора» о создании государства для общего блага. Власть справедлива, если она не нарушает принципов гражданского общества и государства. Так своеобразно общественный договор был заключен в Испании после падения тоталитарного франкистского режима, что позволил сравнительно плавно перейти к новому государственному строю и принять в 1978 г. демократическую конституцию.

Легитимация опирается не на внешние, в том числе юридические признаки, а на внутренние побудительные мотивы и стимулы. Легитимация связана с комплексом переживаний и внутренней установкой людей. В ее основе лежит вера людей в то, что их блага зависят от сохранения и поддержания данного порядка, убеждения в том, что он выражает их интересы. Поэтому легитимация прямо связана с интересами людей, которые оцениваются ими осознанно. Различные интересы, существующие в обществе, ведут к тому, что легитимация государственной власти в принципе имеет неполный, хаотичный характер, хотя в современных государствах в конституциях указывается, что государственная власть выражает интересы всего народа. Следствие легитимации государственной власти большинством населения – ее авторитет. В результате граждане принимают участие в формировании и деятельности ее органов (в выборах, референдуме, муниципальном самоуправлении). Вместе с тем легитимная власть, опирающаяся на поддержку большинства, вправе в интересах всего общества применять меры принуждения (ликвидация путча ГК ЧП 1991 г.).

Со времен немецкого политолога Макса Вебера принято различать три типа легитимации:

Традиционные способы легитимации государственной власти связаны с особой ролью религии. Не только в мусульманских странах, но и в некоторых европейских странах существует государственная религия – англиканская церковь в Великобритании, евангелическая, лютеранская, церковь в Дании.

Харизматическая власть всегда индивидуальна. Немалую роль в создании харизмы может сыграть религия или государственная идеология. В демократических государствах элементы харизматичной власти присущи иногда главе государства – М. Тэтчер в Великобритании, Т. Рузвельт в США.

При рациональной легитимации население поддерживает или отвергает государственную власть, руководствуясь собственными оценками этой власти через выборы, референдумы, обсуждение законопроектов.

Легитимация государственной власти – довольно общее понятие. Она находит более предметное выражение легитимации ее конкретных носителей, должностных лиц, органов государства (парламент, глава государства, правительство). Во многих странах, особенно в странах англосаксонского права, важный элемент легитимации государственной власти связан также с деятельностью судов.

Каждая из сторон деятельности государства по-разному соотносится с вопросами легализации и легитимации власти. Государство – единственная универсальная организация в обществе. В эту организацию входят все находящиеся на данной территории лица, независимо от их желания. Все они относятся к этой организации, хотя относятся по-разному, имея различные статусы: гражданина, апатрида, бипатрида, иностранца. Легализация их положения в государстве осуществляется конституцией, законодательством, международными соглашениями. Государство, как организация, имеет разветвленный и специализированный государственный аппарат по ветвям власти и наделен публично-правовыми функциями. Будучи универсальной, организаций общества, государство относительно выступает как социально-политический арбитр в обществе. Роль государственного арбитра связана с асимметричной структурой общества, различные группы которого (социального профиля и другие), имеют собственные интересы, не всегда совпадающие с интересами общества. Осуществляя социально-политический арбитраж, государство предоставляет определенные гарантии одним (например, пособие по безработице) и устанавливает ограничения для других (например, максимальных землевладений в Японии, Пакистане и Египте). Арбитраж государства осуществляется в сложных условиях, так как каждая социальная группа на деле желает иметь арбитра, который бы выступал, прежде всего, в ее интересах. Группа давления оказывает влияние на решение государственных органов, воздействует на должностных лиц, это давление осуществляется в самых различных формах: путем угроз, коррупции, поддержки, лести, демонстрации протеста. «Арбитражный вектор» весьма подвижен и меняет направление в зависимости от силы давления на власть и ее практических мероприятий. В случае особо острой борьбы противоборствующих сил арбитраж государства принимает специфические формы: вводится чрезвычайное положение, приостанавливается или запрещается деятельность политической партии, прекращается издание некоторых газет, запрещаются митинги и демонстрации. Важно, чтобы эти меры были не только юридически законными (легальными), но и обоснованными, легитимными в предоставлениях. Легализация принуждения, насилия со стороны органов государства осуществляется в соответствии с правовыми нормами, которые устанавливаются самим же государством, но которое, как предполагается, выражают интересы всего общества и одобрено им эти правила поведения обязательны для всего общества. Они устанавливают юридическую ответственность за их неисполнение. Право является не только средством легализации принудительной деятельности государства, но и средством легитимации. При этом право само должно быть легитимным в представлениях населения, соответствовать общим ценностям.

Проблемы возникновения, природы, сущности государства и права, их функционирования, роли и значения в жизни общества, государственно-правовой действительности и тенденций ее развития, политико-правовых процессов и их отражения в сознании людей относятся к числу сложнейших и ключевых. Теоретическое осмысление этих проблем — объективная потребность и необходимое условие научного управления общественными процессами. Сама жизнь выдвинула теорию государства и права в число фундаментальных наук. Ныне на первый план вышла ее гуманистическая и культурно-творческая миссия, которая ярче всего проявляется в удовлетворении духовных запросов людей, в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

На рубеже двух тысячелетий в мире происходят сложные, противоречивые и глубокие изменения и преобразования. Сказанное относится прежде всего к бывшим социалистическим странам, где идет переход от командно-административной к рыночной экономике, где постепенно формируются гражданское общество и правовое государство. Подобные преобразования требуют адекватных изменений в государственном управлении и правовом регулировании.

Вместе с тем наше реформируемое общество уже столкнулось с продуктами собственной жизнедеятельности, с результатами проведения перестройки и реформ. Широкое использование в проводимых преобразованиях метода «проб и ошибок», бездумное заимствование иноземных рецептов, игнорирование собственных исторических традиций, социально-культурного наследия и национальных интересов, радикализм и самонадеянность реформаторов прервали эволюционное развитие общества, обернулись глубокими и многосторонними негативными последствиями, поставившими под сомнение и перестройку, и реформы. Преодолеть нарастание деструктивных процессов можно путем соединения стратегии И тактики реформ с наукой, с научным и ответственным государственным управлением и правовым регулированием.

Под влиянием отмеченных противоречивых преобразований в российском общественном сознании, с одной стороны, размывались ценностно-идеологические установки и социальные ориентиры, с другой — разрушались многочисленные догмы и стереотипы, пересматривались государственно-правовые взгляды и учения. Кроме того, в переходный период сравнительно быстро изменяются общественные отношения, государственные органы и текущее законодательство. Все это ставит перед теорией государства и права непростые проблемы. Она сама должна непрерывно развиваться, вбирать в себя новейшие мировые научные достижения о государстве и праве, вырабатывать адекватные реалиям жизни выводы и рекомендации.

В наше время теория государства и права становится более демократичной, чем в прошлые годы, открытой для восприятия и классического наследия прошлого, и новейших идей (независимо от того, как и где они появились). Она уделяет все большее внимание материальным и духовным потребностям человека, его достоинству, правовому и политическому мировоззрению, правам и свободам человека и гражданина. С восприятием идей правового государства значительно обогатилось гуманистическое содержание современного учения о государстве и праве.

Любая теория, т. е. система идей, понятий, суждений, приобретает статус науки, когда поднимается до выработки обобщенных и достоверных объективных знаний об определенных процессах и явлениях действительности, предлагает систему способов, приемов (механизм) использования этих знаний в общественной практике. Наука включает в себя творческую деятельность ученых по получению истинных знаний, а также всю сумму наличных знаний как результат научного производства. В отличие от других видов деятельности наука обеспечивает приращение знаний, открывает новые горизонты в соответствующей сфере и тем самым стимулирует любую другую деятельность.

Теория государства и права как наука имеет целью получение, обновление и углубление обобщенных, достоверных знаний о государстве и праве, стремится познать устойчивые, глубинные связи государственно-правовой жизни, определяющие ее историческое движение.

Характеристика предмета теории государства и права

Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Иными словами, предмет науки — это те явления и процессы реального мира, которые исследуются ею, на что направлено научное познание. Наука изучает прежде всего закономерности развития природы и общества. В этом смысле предмет теории государства и права не является исключением.

Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права. Она как бы вычленяет государство и право из всей системы общественных явлений и исследует их внутренние закономерности. Но и в этом случае государство и право рассматривается в связи с экономикой, политикой, моралью, культурой и другими общественными феноменами. Причем теорию государства и права интересует не только социально-экономическая обусловленность государственных и правовых явлений, но и возрастающее влияние последних на экономику, социальную и духовную жизнь общества.

Предметом науки теории государства и права служат многостороннее и сложное взаимодействие общества и государства, роль и место государства и права в политической системе общества. Она изучает не только государственно-правовые явления и процессы, но и представления людей о них. В ее предмет входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание.

Единство предмета теории государства и права обусловливается ее практическим и научно-понятийным единством. Государство и право нерасторжимо связаны друг с другом. А потому теория государства и права не изолированные отрасли знания, а единая наука. Но оставаясь целостной наукой, она подразделяется на две относительно самостоятельные структурные части: теорию государства (государствоведение) и теорию права (правоведение).

Именно отмеченные единство и дифференциация позволяют изучать государство в его правовом оформлении и юридическом закреплении, а право — в его государственном обеспечении, гарантировании, не мешая при этом углубленному и детальному анализу и государства, и права. Иногда допускаемый искусственный отрыв теории права от теории государства неизбежно обедняет и правоведение, и государствоведение, затрудняет их понимание. Тем более недопустимо противопоставление государства и права друг другу.

В последние годы в нашей периодической печати и научной литературе под предлогом борьбы с тоталитаризмом предпринимались попытки принизить роль и значение государства в жизни современного общества, высказывались сомнительные идеи о «малопригоднос-ти» самого понятия государства. Однако мировой опыт показывает, что государство такой социально-политический институт, чье ослабление незамедлительно и негативно влияет на правопорядок, увеличивает разрежённость правового пространства.

Итак, предметом теории государства и права выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.

Особое место в нашей науке должно занимать учение о российской государственности, ее исторических, национально-культурных корнях и традициях, о настоящем и будущем российского государства и права.

Функции теории государства и права

Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.

Онтологическая функция — первая и отправная. Онтология — учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности.

Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т. д.

Гносеологическая функция. Гносеология, или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т. д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.

Эвристическая функция. Эвристика — это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики.

Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «несущими конструкциями» отраслевых и специальных юридических наук.

Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Термин «политика» в переводе с греческого — «искусство управления государством». Венцом политики выступает государственная власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.

Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

Идеологическая функция. Идеология — система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, без духовностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государственном праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.

Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позволяет «заглянуть» в будущее государственности. Научно обоснованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.

Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе они дают полное представление о назначении теории государства и права.

Значительны достижения государствоведения и правоведения в прошлом, актуальны их проблемы сегодня, важны плодотворные направления дальнейшего развития.

Термин «метод» введена научный оборот древними греками. Под ним понимается способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Виднейшие ученые придавали методам познания исключительное значение. Так, Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарем, освещающим путь ученому, считая, что даже хромой, идущий с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит впотьмах без дороги. Иначе говоря, плодотворность научного поиска, степень и глубина познания реальной действительности во многом зависят от методов, используемых исследователями. Сами по себе методы — продукт творческой, интеллектуальной деятельности человека, они неразрывно связаны с предметом изучения. Постоянный поиск новых исследовательских приемов, способов, методов обеспечивает прирост научных знаний, углубление представлений о присущих предмету закономерностях.

Теория государства и права не собрание готовых истин, канонов или догм. Это постоянно развивающаяся, живая наука, находящаяся в непрерывном поиске. Обновляя и развивая свои методы познания, она приближается к осуществлению своего основного предназначения — служить научным ориентиром государственно-правовой практике.

Таким образом, методы теории государства и права — это приемы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов. Учение о методах научного познания называется методологией.

Многовековой мировой опыт государственно-правового развития вызвал к жизни многочисленные и многообразные политико-правовые теории и доктрины. Все они опираются на различные методы, подходы и получают далёко не одинаковые выводы и результаты: одни теории отвергают саму возможность познания сущности государства и права, другие считают, что государство и право возникают и развиваются спонтанно, третьи утверждают, что государство и право создаются и совершенствуются по воле людей, и т. д.

В нашей науке многие десятилетия господствовал монистический — марксистско-ленинский — подход к изучению государственно-правовых явлений. Марксистско-ленинская теория государства и права признавалась единственно истинной, т. е. правильно отражающей объективную действительность. Все другие теории и доктрины считались (в той или иной мере) ложными и подвергались критике. Это обедняло наше учение о государстве и праве, не позволяло в полной мере использовать мировые достижения политической и правовой культуры.

Вместе с тем любая теория, используя свои методы познания, несет крупицы знаний в общую копилку, позволяет глубже и полнее понять те или иные стороны, грани изучаемых феноменов. Сегодня самым, пожалуй, приемлемым для теории государства и права является конструктивно-критический подход к оценке и анализу прошлых и настоящих государственно-правовых учений.

Отмеченное в полной мере относится к марксистско-ленинской доктрине, которая в последнее время подвергалась жесточайшей критике и даже очернительству, в том числе со стороны ее бывших «горячих» сторонников. Затяжной системный кризис во многих странах, называвшихся социалистическими, жизненная потребность его преодоления обусловили резко отрицательное отношение к марксизму-ленинизму как учению и социализму как общественно-политическому строю. Однако наука не может впадать в крайности. Спору нет, в марксизме немало утопического и устаревшего, но есть в нем положения и выводы, имеющие непреходящее значение. Идеи о коллективизме, народовластии, социальной справедливости, трудовой морали неистребимы, пока существуют человек и мир.

Сегодня в нашей стране свобода выбора методов, способов, подходов к изучению государства и права, плюрализм учений и мнений, идеологическое многообразие. Хотя верно и то, что о государстве и праве нельзя сказать почти ничего такого, что бы прямо или косвенно не затрагивало интересов различных социальных групп, классов, партий и политических течений. Но науке надлежит дистанцироваться от групповых, классовых, националистических интересов во имя истины и правды.

Методы теории государства и права, как уже говорилось, тесно связаны с ее предметом. Последний отвечает на вопрос, что изучает теория, методы — как, какими способами она это делает. В основе методов лежит предмет теории, ибо без теории метод остается беспредметным, а наука — бессодержательной. В свою очередь лишь теория, вооруженная адекватными методами, может выполнить стоящие перед ней задачи и функции.

Теория и методы возникают одновременно, к ним предъявляются сходные требования: не только результаты, но и путь к ним должен быть истинным. Но теория и методы не тождественны, не могут и не должны подменять друг друга.

1. Понятие и значение типологии государства.

2. Формационная типология государства.

3. Цивилизационный подход к типологии государства.

1. Типология – наиболее сложный вид классификации, специфика типологии государства состоит в том, что она классифицирует государства по их сущности. Обычные классификации строятся по определенным признакам (территория, форма правления).

Главная задача типологии государства – выявление основных исторических типов государства, без которых невозможно выделить основные закономерности развития государств. Типология позволяет провести научно обоснованное деление истории государств на качественно различные стадии, этапы, которые оно прошло в своей эволюции, и тем самым раскрыть ее логику и движущие силы, то есть в типологии государства воплощается принцип историзма.

Таким образом, тип государства – это совокупность наиболее существенных черт, характерных для множества различных государств на определенном этапе исторической эволюции.

Типология государства – это исследование критериев деления на типы государства и характеристика этих типов государства.

Сам термин «типология» был введен французским ученым Бленвилем в 1816 году.

Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков (территории, публичной власти, суверенитета) государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения. Изменяются содержание и методы управления, цели, задачи и социальная направленность. Первые попытки выделить характерные черты для всех государств определенного периода были сделаны в эпоху античности Аристотелем и Полибием. Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств является:

• количество властвующих в государстве;

• осуществляемая государством цель.

По первому признаку он выделял правление одного, правление немногих, правление государства. По второму признаку все государства делились на правильные (в них достигалось общее благо) и неправильные (в них преследуются частные цели). Монархия – тирания, аристократия – олигархия, полития – демократия.

Полибий (200-120 гг. до н.э.) «История» считал, что развитие государства определяется природой. Государство развивается по бесконечному кругу, который включает стадии зарождения, становления, расцвета, упадка и исчезновения. Эти стадии переходят одна в другую, цикл повторяется вновь. За основу смены циклов в развитии государства Полибий принимал изменения в соотношении государственной власти и человека.

Полибий (200-120 гг. до н.э.) «История».

Круговорот политической жизни проявляется в последовательной смене в форме государства. Первой возникает монархия – единоличное правление вождя или царя, основанное на разуме. Разлагаясь, монархия в превращается в противоположную форму государства - в тиранию. Недовольство тиранами приводит к тому, что лучшие люди свергали ненавистного правителя. Так устанавливается аристократия – власть немногих, преследующих интересы общего блага. Аристократия постепенно прекращается в олигархию, где правят немногие, используя власть для себя. Своим поведением они возбуждают недовольство толпы, что неизбежно приводит к очередному перевороту. Народ возлагает заботы о государстве на самого себя и учреждает демократию. Ее извращением является охлократия- худшая форма государства, тогда водворяется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли ,и это продолжается до тех пор ,пока толпа ни одичает совершенно и начнет осознавать необходимость порядка . В результате она обретает себе правителя и развитие государства возвращается к самому началу и повторяется, проходя те же стадии.

Этот круговорот политических форм, по мнению Полибия, может прервать мудрый правитель (законодатель). Для этого необходимо установить смешанную форму государства, сочетающую начала монархии, аристократии, демократии, чтобы каждая власть служила противодействием другой.

В науке существуют различные подходы к типологии государства. Так, Еллинек, исходя из характера и организации функций государства, выделял древневосточное, греческое и римское государство, а также средневековое и современное. Российский юрист и историк Н.И. Кареев выделил 6 типов государств: государство-город, восточная деспотия, феодальное поместье-государство, сословная монархия, западноевропейская абсолютная монархия и конституционная монархия.

Значительное место в типологии государства занимает теория двух основных типов государственности: демократии и автократии Г. Кельзен – «Идея политической свободы».

В современной науке преобладают два основных подхода к типологии государства:

• формационный;

• цивилизационный.

2. Формационная типология или формационный подход к типологии государства опирается на марксистское учение об общественных формациях. Теория общественных формаций была положена К. Марксом и Ф. Энгельсом в основу периодизации истории. В соответствии с этой теорией всю историю человечества можно разделить на три самых больших периода — три общественные формации или макроформации. Они квалифицируются как первичная, или архаическая, вторичная, или экономическая, третичная, или коммунистическая. Эти три формации суть в марксовой схеме три состояния, через которые в ходе своей истории должно пройти человечество. В марксовом членении истории вторичная, или экономическая, общественная формация является центральным элементом. Экономическая общественная формация — это форма организации человеческого общества, которая основана на труде как сознательной, но порожденной внешней материальной необходимостью деятельности человека и характеризуется частной собственностью, расколом общества на классы, государством, эксплуатацией и обменом продуктами труда между членами общества.

Деление на три общественные формации идентично делению на доклассовое, классовое и бесклассовое или соответственно на до государственное, государственное и без государственное общества. Из такого деления следует, что:

• первичная, или архаическая, формация — это без государственный и бесклассовый первобытнообщинный строй;

• вторичная, или экономическая, формация — это государственно-организованные классовые общества, основанные на эксплуатации;

• третичная формация — это коммунизм, в котором нет места ни государству, ни классам, ни частной собственности, ни эксплуатации.

При этом если вторичная формация характеризуется как предыстория человечества, своеобразное царство необходимости и тотaльнoгo отчуждения, то третичная, коммунистическая, - как подлинная история человечества, царство свободы, общество, в котором достигается преодоление всех форм отчуждения и всестороннее развитие личности.

Вторую из макроформаций К. Маркс, в свою очередь, делит на меньшие периоды — малые общественные или общественно-экономические формации, категории общественно-экономической формации. Формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Уровень развития производственных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на основе формы собственности на средства производства, составляют экономический базис общества, ему соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроенные явления. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Тип государства определяется на основе того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. Формационный критерий выделяет три основных типа государства- рабовладельческий, феодально-буржуазный и последний исторический тип исторический тип – социалистическое государство. Это государство согласно теории в перспективе должно будет перерасти в коммунистическое самоуправление. Таким образом, по этой типологии Франция или Швеция находились в одной группе с нацисткой Германией, так как в этих странах господствуют капиталистические отношения в экономике. К неэксплуататарским относится Северная Корея, Центральная Африканская Республика, Кампучия, которые практиковали в своей практике массовые убийства и даже каннибализм главы государства ЦАР президента Бокассы . Исторически первым типом государства было рабовладельческое. Классическими образцами такого государства считают Древнюю Грецию и Древний Рим.

Экономический базис рабовладельческого государства составляет частная собственность рабовладельцев не только на средства производства, но и на работников производства — рабов. На всех этапах своего развития рабовладельческое государство оставалось орудием охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, их классового господства.

Следующим историческим типом государства в соответствии с формационным подходом является феодальное государство. Зарождалось оно как политическое господство военного класса — рыцарства, организованного в иерархию, связанную отношениями личного служения и покровительства. Феодальные государства тысячелетиями существовали как на Западе, так и на Востоке. В Западной Европе они просуществовали более тысячи лет (V—XVII вв.).

Политическая впасть покоилась на феодальных производственных отношениях. Основой этих отношений, а, следовательно, и экономической основой государства является собственность феодалов на главное средство производства — землю и отсутствие собственности на землю у крестьян. Производственные отношения эпохи феодализма характеризуются неполной собственностью феодала на работника, а также собственностью крестьян и ремесленников на некоторую часть орудий и средств производства. Основной формой эксплуатации при феодализме была феодальная рента в трех формах: отработочной (барщина), продуктовой (натуральный оброк) и денежной (денежный оброк).

Феодальное государство оберегало иерархию наследуемых социально-юридических статусов. Каждое сословие, группа, корпорация отличались особым юридическим статусом. Право здесь не унифицировано: это местное или личное право, бесконечно варьируемое, подчас незаписанное и существующее в виде обычая.

На всех этапах своего развития по своей сущности феодальное государство оставалось орудием организованного насилия над крепостными крестьянами, органом диктатуры феодалов, важнейшим средством охраны, укрепления и развития феодального экономического базиса.

Третий исторический тип государства — буржуазное государство. Оно возникает в Западной Европе и Северной Америке в результате победы буржуазно-демократических революций XVII—XVIII вв., положивших начало новой экономической формации — капитализму, приходящему на смену феодализму. В своем историческом развитии буржуазное государство вместе с капиталистическим обществом проходит три стадии развития: домонополистическую, монополистическую и современную — глобально-корпоративного капитала. Буржуазное государство, оставаясь неизменным по своей сути, на каждой из этих стадий принципиально меняет свой характер.

На первой — домонополистической стадии (XVIII — первые две трети XIX в.) государство по своей социальной сущности представляет собой организацию политического господства класса капиталистов в условиях свободной конкуренции.

Этот период характеризовался, с одной стороны, успехами демократии (круг голосующих граждан медленно, но неуклонно расширялся, хотя только во второй половине XIX в. в него была допущена верхушка рабочего класса), а с другой — нещадной эксплуатацией трудящихся под лозунгом невмешательства государства в социально-экономическую сферу, сведения его функций к полицейской охране (государство — «ночной сторож», политика «экономического либерализма»).

Вторая — монополистическая стадия (конец XIX в. — 80-е гг. XX в.) была следствием перехода от домонополистического капитализма к монополистическому — империализму.

Теоретический анализ эпохи империализма с марксистских позиций был дан В. И. Лениным в известной книге «Империализм, как высшая стадия капитализма» (1916).

После Ленина серьезной переоценки его теории империализма с марксистских позиций и с учетом новых явлений в нашей литературе проведено не было. Марксистская теория империализма и государственности этой эпохи как бы застыла на уровне 1916 г., что в значительной мере лишило ее убедительности. Ленин подчеркивал, что образование монополий привело к подчинению государства их интересам, что обострило все противоречия, Ленин допускал только одну перспективу – социальная революция. Однако нашлись и другие выходы из кризиса. Во второй половине ХХ века происходит становление социально-правовых государств. Некоторые современные авторы выделяют третью стадию буржуазного государства – господство глобального корпоративного капитала или ТНК.

Четвертый исторический тип государства, выделяемый в рамках формационного подхода, - социалистическое государство.

В соответствии с идеологией марксизма социалистическое государство есть высший и последний исторический тип государства. Его сущность заключается в том, что оно представляет собой «диктатуру пролетариата», организацию политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма, орудие защиты революционных завоеваний народа.

Социалистические государства сумели покончить с частной собственностью на средства производства и создать систему общественных отношений и производства, основанную на общественной (по существу и преимущественно государственной) собственности. Это позволило осуществить индустриализацию, добиться экономического роста и повышения уровня образования и культуры народных масс. Однако созданная система страдала колоссальными изъянами. Она была построена на нещадной эксплуатации трудящихся со стороны государства, на карательных мерах. Создать экономические стимулы производства ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве так и не удалось.

Политическая система отличалась полным отсутствием демократии, носила бюрократический и тоталитарный (в лучшем случае авторитарный) характер. Диктаторские методы, идеологически оправдывавшиеся на первых порах остротой классовой борьбы, были увековечены. Диктатура пролетариата на деле обернулась диктатурой партийной бюрократии.

Недостатки:

• преувеличение классового характера государства

• обусловленность социальной, политической и духовной жизни общества способом производства

• бесконечность и неограниченность социального и политического прогресса

• постепенное отмирание государства как аппарата классового принуждения и превращение в коммунистическое общественное самоуправление.

3. Цивилизационная типология условно может быть разделена на два вида: социокультурный и универсалистский. Если в основу типологии цивилизаций кладутся социокультурные факторы – это первый вид цивилизационного подхода, если технико-технологические факторы – второй.

Понятие «цивилизация» утвердилось в европейской науке в эпоху Просвещения и с тех пор приобрело такую многозначность, как и понятие «культура». С учетом этой многозначности и разрабатывается сегодня цивилизационный подход учеными Запада и Востока. В своих исследованиях они опираются на труды таких представителей философской мысли как Шпенглер, Тойнби, Вебер, Сорокин. В самом широком виде понятие «цивилизация» можно определить как совокупность национальных, природно-климатических, экономических, культурных условий и связей в обществе, формирующая особый тип общества и государства. Согласно цивилизационной теории тип государства, его социальная природа определяются, в конечном счете, не общественно-материальными, духовно-культурными факторами. Цивилизационный подход выделяет три важных принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества:

• природа государства определяется накопленными в ходе исторического процесса духовными ценностями, представлениями о мире;

• государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться и как часть мира культуры;

• разнородность культур – во времени и пространстве – позволяет понять почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в своем развитии в других условиях.

Русский социолог и естествоиспытатель Н.Я. Данилевский (1822-1885) выдвинул теорию общей типологии культур, или цивилизаций, согласно которой то, что именуется «всемирной историей», является лишь историей локальных цивилизаций, имеющих замкнутый характер и вместе с тем схожих по своему внутреннему механизму. Он вычленил 11 «полноценных» самобытных цивилизаций, или культурно-исторических типов общества: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, или аравийский, романо-германский, или европейский. Европейский тип цивилизации, по его мнению, обречен на упадок, на-метившийся к середине XIX в. На смену ему должна прийти восточнославянская цивилизация с центром в России. Признавая крупную роль политики в судьбе любой цивилизации, Данилевский в каждой цивилизации выделял особенности государственного строя и в целом государственно-правовых форм развития.

Немецкий философ О. Шпенглер (1880-1936) В ОТЛИЧИЕ ОТ Данилевского (и Тойнби), не отождествлял, а противопоставлял культуру и цивилизацию, так как для него последняя есть продукт вырождения и перерождения культуры. Он выделил восемь «плодоносных» и «мощных» культур (и соответствующих государств): египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская (аполлоновская), византийско-арабская (магическая), западноевропейская (фаустовская) и культура майя. Кроме того, он писал о возможности появления еще нарожденной русско-сибирской культуры. Каждая из этих культур, включая политическую культуру, а значит, и государство, рано или поздно входит в стадию упадка и «омертвления», порождая соответствующие цивилизации. Шпенглер политизировал социальные явления. Так, культура – государственный организм, который обладает жестким единством и отделен от других, подобных государственных организмов. Это значит, что единой общечеловеческой политической и правовой культуры нет, и быть не может.

Приоритет культурного начала еще более определенно отстаивал английский историк и социолог А. Дж. Тойнби (1889— 1975), для которого цивилизация есть достигшая пределов самоидентификации культура. Все известные в истории цивилизации — это определенные типы человеческих сообществ, «вызывающие ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев — словом, в области культуры» . Этот подход положен Тойнби в основу различения западной, исламской, православной, индуистской, дальневосточной и иных цивилизаций. По Тойнби, не существует единой истории человечества, а значит, и мировой цивилизации с ее государственно-правовыми формами. История представляет собой всего лишь «круговорот» отдельных цивилизаций и государств, замкнутых на себя и иногда синхронно сосуществующих. Он насчитал сначала 21 такую цивилизацию, затем сократил это число до 13, исключив «второстепенные» и «недоразвитые». С годами он все больше подчеркивал возможности диалога и взаимовлияния цивилизаций и государств, в результате которых могут формироваться некие общечеловеческие явления.

К настоящему времени, по мнению Тойнби, сохранилось всего несколько цивилизаций. Преобладающей и наиболее прогрессивной ему представлялась западная — наследница греко-римской цивилизации, тогда как индийская, китайская, исламская и другие цивилизации находятся в упадке. Причиной этого упадка, по Тойнби, служит, прежде всего, регресс нормативно-регулятивных систем, в центре которых находится государство.

Существуют различные основания для типологизации цивилизаций:

хронологические, генетические, пространственные, религиозные, по уровню организации и т. д. Для понимания типологии государства с цивилизационной точки зрения наибольший интерес представляет классификация цивилизаций и соответствующих государственно-политических институтов по уровню их организации. Выделяют первичные и вторичные цивилизации. Первичные цивилизации имеют государственно-страновой, часто имперский характер (древнеегипетская, шумерская, иранская, японская и другие). Государство в них играет роль руководящей и организующей силы, определяющей социальное и экономическое развитие. Отличительная особенность – соединение государства с религией. Вторичные цивилизации – западноевропейская, северо-американская, буддийская, восточноевропейская. В этих цивилизациях государство с одной стороны – средство утверждения священных принципов и заветов и в качестве такового достойно повиновения, но с другой стороны – государство не вправе нарушать эти заветы, иначе его власть будет незаконна .То есть власть – служение, должное соответствовать идеалу, и поэтому она вторична.

Таким образом, суть социокультурного цивилизационного подхода к типологии государства состоит в интерпретации истории государственности как смены уникальных государственно-правовых форм у разных народов и регионов, особого пути государственно-правового развития каждой из неповторимых локальных и региональных цивилизаций.

Универсалистский подход рассматривает эволюцию государственности как всеобщий, единый для человечества процесс развития политико-правовой жизни общества по восходящей линии. Этим он близок к формационному подходу. В соответствии с этим подходом выделяют традиционалистские (аграрная, земледельческая) и техногенная (индустриальная и постиндустриальная). Важнейшие традиционалистские цивилизации – это Древний Египет, Вавилон, Древняя Индия, Китай, античная цивилизация, Средневековые общества Запада и Востока. Для них характерна слитность государства и общества, их совместное существование в качестве общества-государства.

Главная черта цивилизации традиционалистского типа - нерасчлененность общественной жизни на отдельные сферы (экономическую, политическую, социальную и духовную) как следствие нерасчлененности социальных связей. В этом целом в качестве публичной власти доминирует государство то в форме Римской империи, то в форме Средневековой монархии, говоря уже о восточной деспотии. Да иначе и не могло быть, когда основополагающие аспекты жизни человек античности и Средневековья воспринимал в их целостности, не делая различий между государством и частной сферой.

В древности и Средневековье человек не мыслил себя вне экономической, политической, социальной, социокультурной, религиозной и иных сфер и не отделял их друг от друга, так как все эти сферы составляли неразрывное целое с государством. Все области жизни, по сути дела, были пронизаны государственным, политическим началом. Напомним в связи с этим известный афоризм Аристотеля: «Человек по природе своей есть существо политическое».

Аграрная, традиционалистская цивилизация и свойственная ей государственность отличаются медлительностью развития, длительным сохранением раз и навсегда сложившихся политических форм (восточная деспотия), слабостью правового начала в смысле законности и уважения к правам подданных (Древняя Греция и Древний Рим во многих отношениях представляют собой исключения).

Техногенная цивилизация возникает в европейском регионе примерно в XIV— XVI вв. В ее развитии решающую роль играет постоянный поиск и применение новых технологий, причем не только производственных, обеспечивающих экономический рост, но и технологий социального управления, социальных коммуникаций и политико-правовой нормативной регуляции.

Техногенная цивилизация пребывает в постоянном движении, которое влечет быстрое изменение условий общественной и государственной жизни. С ней связана дифференциация общественной и государственной жизни, выделение политики в качестве особой сферы деятельности, связанной с осуществлением государственной власти, появление индивидуализма, утверждение прав человека, демократических институтов и т. д.

Вместе с тем именно техногенная цивилизация породила в ХХ веке глобальные кризисы и проблемы, в том числе социально-политические, дальнейшее обострение которых может привести к самоуничтожению человечества. Поэтому современная гуманитарная мысль ставит вопрос о новой цивилизации универсалистского типа (третьей цивилизации после традиционалистской и техногенной). Известные западные футурологи Д. Белл, О. Тоффлер, Л. Туроу, И. Валлерстайн и другие характеризуют эту грядущую цивилизацию как постсовременную, постэкономическую, посткапиталистическую. В ней кардинально меняются все фундаментальные параметры общества, включая, разумеется, и политические.

Главным видом собственности становится информация. Работник обладает этой собственностью непосредственно, без посредника-капиталиста, что во многом снимает классовое противоречие труда и капитала. Сам труд приобретает творческий характер. Эксплуатация исчезает. Глобализация в известном смысле превращает государственные границы в условность и ведет к ограничению суверенитета государства. Актуализируется проблема мирового правительства в результате дальнейшей интеграции существующих национальных государственно-правовых форм общественной жизни.

Известный конфликт между представителями формационного и цивилизационного подхода к типологии государства очевиден. Первый исходит из обусловленности государства способом производства, из классовой природы государства. Второй пренебрегает этими аспектами дела и ставит на первый план особенности культуры или уровень экономического развития. Но этот конфликт вовсе не является неизбежным. Возможен и синтез двух подходов, который вобрал бы в себя их лучшие качества и отказался бы от слабостей и преувеличений.

В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

• локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, эгейская);

• особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская) с соответствующими типами государств;

• современные цивилизации, которые в настоящее время только складываются и для которых характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

Таким образом, исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только сложившимися ценностями, культурой, но и характерным для них типами государства.

В настоящее время в российской юридической науке распространено мнение, что оптимальным при типологизации государства является совмещение формационного и цивилизационного подходов.

Вопросы к теме:

1. В чем значение типологии государства и права.

2. В чем состоят различия формационного и цивилизационного подходов к типологии.

3. Соотношение понятий цивилизация и культура.

4. Выделите особенности государственной власти.

5. В чем выражается соотношение легализации и легитимации государственной власти?

6. Перечислите формы легитимации по М. Веберу, как они сочетаются в современных государствах?

7. В чем причины существования множественности подходов к определению государства?

8. Перечислите закономерности в развитии государства.

10