ГУФСИН России по Пермскому краю
федеральное казенное профессиональное
образовательное учреждение №168
Тема: «Текущий, промежуточный и итоговый контроль
по общепрофессиональному и профессиональному циклу».
Методические рекомендации
Выполнила: Копылова Людмила Константиновна председатель методического совета, мастер производственного обучения 1 квалификационная категория |
г. Кунгур 2020
Текущий, промежуточный и итоговый контроль
общепрофессиональному и профессиональному циклу.
Разработка программ контроля.
Для текущего, промежуточного и итогового контроля по различным учебным дисциплинам используются оценочные средства. В методической литературе даются различные определения оценочных средств. Но суть их сводится к тому, что оценочные средства – это контрольные задания, а также описание форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения обучающимися учебного материала, учебной дисциплины, профессионального модуля, направленные на измерение степени сформированности компетенции, как в целом, так и отдельных ее компонентов.
Сегодня изменились требования к результатам образования, поэтому требуется разработка новых механизмов оценки уровня сформированности компетенций, то есть новые контрольно-измерительные материалы.
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) – это специально разработанные материалы контроля уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся, выраженные в количественных и качественных показателях, способные наглядно продемонстрировать степень знаний и умений студента. Создание и разработка контрольно-измерительных материалов является обязательным требованием для реализации образовательных программ.
КИМы могут иметь разное функциональное назначение:
устанавливается качество образовательной программы
выявляется динамика освоения различных видов учебной деятельности обучающихся
организуется самопроверка обучающимися своего уровня освоения знаний.
Контроль может быть текущим, промежуточным и итоговым:
Текущий контроль – это проверка усвоения учебного материала теоретического и практического характера, которая осуществляется регулярно на протяжении всего семестра.
Достоинства: систематичность контроля, балльно - рейтинговая оценка успеваемости учащегося.
Недостаток: фрагментарность и локальность проверки. Невозможно проверить компетенцию целиком.
Основные формы текущего контроля: устный опрос, письменные задания, лабораторные работы, контрольные работы.
Промежуточный контроль, как правило, осуществляется в конце семестра и может завершать изучение, как отдельной дисциплины, так и ее разделов.
Достоинства: помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений.
Основные формы: зачет и экзамен.
Итоговая государственная аттестация служит для проверки результатов обучения в целом. В ней участвуют внешние эксперты, в том числе работодатели. Она позволяет оценить совокупность приобретенных обучающимися универсальных и профессиональных компетенций.
Достоинства: служит для проверки результатов обучения в целом и позволяет оценить совокупность приобретенных обучающимся общекультурных и профессиональных компетенций.
Основные формы: государственный экзамен, дипломная работа, дипломный проект.
Типы контроля существует несколько дополнительных: пропедевтический, рубежный (модульный) и резидуальный контроль остаточных знаний.
Пропедевтический контроль – это предварительный контроль, который дает возможность получить представление об уровне начальных знаний обучающихся по данной дисциплине.
Рубежный (модульный) контроль должен определить качество усвоения учебного материала обучающимися по разделам, темам учебной дисциплины. Его формы: собеседование, письменная контрольная работа, практическая, лабораторная самостоятельная работа, зачетное занятие.
Резидуальный контроль – это контроль остаточных знаний, который может быть как завершающее звено в образовательном процессе на определенном этапе и как первое звено для последующего этапа.
Виды контроля: устный опрос, письменные работы, контроль с помощью технических средств.
Достоинствами устного опроса можно считать то, что он позволяет оценить знания и кругозор обучающихся, логически построить ответ, владение монологической речью.
Достоинства письменных работ: экономия времени преподавателя, возможность поставить всех обучающихся в одинаковые условия, объективно оценить ответы при отсутствии помощи преподавателя.
Контроль при помощи технических средств преподаватель может получить объективную информацию об усвоении обучающимися материала.
Все виды контроля осуществляются с помощью определенных форм.
Формы устного контроля:
Собеседование – специальная беседа преподавателя с обучающимся по темам изучаемой дисциплины с целью выяснения объема знаний обучающегося.
Коллоквиум – форма не только проверки, но и повышения качества знаний обучающихся. На коллоквиумах обсуждаются рефераты, проекты и другие работы обучающихся.
Зачет – это форма проверки качества усвоения обучающимся учебного материала.
Экзамен – это оценка работы обучающегося в течение семестра, года, всего срока обучения.
Формы письменного контроля:
Тесты – это простейшая форма контроля, которая направлена на проверку владения конкретными знаниями. Контрольные работы применяются для оценки знаний по базовым дисциплинам. Контрольная работа состоит из небольшого количества средних по трудности вопросов, задач или заданий, которые требуют поиска обоснованного ответа.
Эссе – это небольшая по объему самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем. Эссе должно развивать самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных умозаключений.
Реферат – краткое изложение содержания научных трудов, литературы по определенной научной теме. Подготовка реферата подразумевает самостоятельное изучение студентом нескольких литературных источников, систематизацию материала и краткое его изложение.
Курсовая работа – более сложный вид самостоятельной письменной работы, который направлен на творческое освоение общепрофессиональных и профильных профессиональных дисциплин.
Технические формы контроля:
Электронные обучающие тесты, которые должны готовить обучающегося к аттестующему тестированию. Обучающее тестирование позволяет лучше оценить уровень своих знаний и определить, какие вопросы нуждаются в дополнительной проработке. Аттестующее тестирование знаний предназначено для контроля уровня знаний и позволяет автоматизировать процесс текущего контроля знаний.
В образовательном учреждении разработано Положение о формировании Фонда оценочных средств (ФОС) для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Положение устанавливает порядок разработки, требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедуру согласования, утверждения и хранения фондов оценочных средств (далее – ФОС) для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Положение разработано на основании следующих документов:
Федерального закона РФ от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013г. № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»
Федеральных Государственных образовательных стандартов СПО по профессиям и специальностям, реализуемым в колледже;
Фонды оценочных средств являются неотъемлемой частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися программ подготовки квалифицированных рабочих (служащих) (далее – ППКРС), программ подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ). Целью создания ФОС является установление соответствия уровня подготовки обучающегося на данном этапе обучения требованиям рабочей программы учебной дисциплины, профессионального модуля.
Задачи ФОС:
контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций, определенных в ФГОС СПО по соответствующей профессии (специальности);
контроль и управление достижением целей реализации программ ППКРС и ППССЗ, определенных в виде набора общих и профессиональных компетенций выпускников;
оценка достижений обучающихся в процессе изучения учебной дисциплины (раздела, модуля) с выделением положительных/отрицательных результатов и планирование предупреждающих (корректирующих) мероприятий;
обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс.
Фонды оценочных средств формируются на основе ключевых принципов оценивания:
валидность: объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения;
надежность: использование единообразных показателей и критериев для оценивания достижений;
объективность: получение объективных и достоверных результатов при проведении контроля с различными целями;
эффективность: соответствие результатов деятельности поставленным задачам.
При формировании ФОС по учебной дисциплине обеспечивается его соответствие:
ФГОС СПО по профессиям (специальностям), реализуемым в образовательном учреждении;
ППКРС (ППССЗ) и учебному плану; - рабочей программе учебной дисциплины (модуля).
ФОС представляет собой комплект контрольно-оценочных средств (КОС) по учебным дисциплинам и профессиональным модулям для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся и студентов. КОС включает в себя контрольно-измерительные материалы (тесты, контрольные работы, типовые задания (задачи) и др.) и методы их использования, предназначенные для измерения уровня достижения студентом установленных результатов обучения. Если одна и та же дисциплина с одинаковыми требованиями к ее содержанию преподается на различных профессиях (специальностях), то по ней создается единый комплект КОС.
Структурными элементами комплекта КОС являются:
титульный лист;
паспорт КОС;
комплект оценочных материалов, предназначенных для оценивания уровня сформированности компетенций на отдельных этапах обучения;
примерный перечень вопросов, задач, заданий, планируемых для включения в зачетно - экзаменационные материалы для зачета (экзамена);
зачетно - экзаменационные материалы, содержащие комплект утвержденных по установленной форме экзаменационных билетов или вопросов, заданий для зачета (экзамена).
По каждому оценочному средству приведены критерии формирования оценок. Фонды оценочных средств разрабатываются по каждой профессии (специальности), реализуемой в колледже, для этого разрабатываются комплекты КОС по каждой учебной дисциплине (профессиональному модулю).
Использованные источники
Федеральный закон РФ от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013г. № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»
Федеральные Государственные образовательные стандарты СПО по профессиям и специальностям, реализуемым в колледже;
Положение о формировании Фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/22/2018/ - http://umk-spo.biz/art