Конспект ООД по познавательной деятельности (ОсО)
в подготовительной логопедической группе
Тема: Транспорт
Цель: формировать знания детей по теме «Транспорт»: уточнить название основных частей машины.
Коррекционно-образовательные задачи: продолжать закреплять знания детей о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный, специальный); раскрыть значение транспорта в жизни людей.
Коррекционно – развивающие задачи: развивать речь детей, учить отвечать на вопросы воспитателя полным предложением; развивать психические процессы: внимание, память, мышление; развивать мыслительные операции: сравнение, выделение характерных признаков в процессе восприятия предметов; развивать общую и мелкую моторику; Воспитательные задачи: воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями других, внимательно слушать ответ товарища; воспитывать усидчивость; интерес к образовательному процессу.
Интеграция образовательных областей: физическое развитие: поддерживать оптимальную двигательную активность детей в целях предупреждения утомляемости, обеспечения смены видов деятельности. «Речевое развитие» активизация словаря но теме «Транспорт» (транспорт, машина, грузовик, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, самосвал, фургон, корабль, кузов, руль, кабина, пассажир, остановка, шофер, водитель; ехать, плыть, лететь, везти, перевозить, управлять, тормозить, останавливаться; грузовой, пассажирский). Оборудование: Игрушки: вертолет, автобус, грузовик, трактор, полицейская машина, скорая помощь, легковая машина, самолет, лодка, катер, мотоцикл; наборное полотно; разрезные карточки транспорта на пару детей
Ход ООД:
Организационно-мотивационный этап
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
Рады видеть всех сейчас, ведь давно мы ждали вас,
Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
– Воспитатель: ребята, давайте потрем ладошки, чувствуете, как становится тепло и приятно. И хорошее настроение пошло по ладошкам, пусть такое настроение останется на протяжении всего занятия.
Раздается стук в дверь, «почтальон» приносит письмо.
– Письмо с загадками.
Дом по улице идёт,
На работу нас везёт.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус)
У него — два колеса
И седло на раме.
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами (велосипед)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полёт
Наш российский ... (Вертолёт)
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга прицепились
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок. (Поезд)
Как их назвать, одним словом? (Транспорт).
Правильно, молодцы!
Основная часть
– Я хочу пригласить вас на выставку, но выставка эта не простая, выставка транспорта. Правила поведения на выставке.
(подходим к столу, где расположен различный транспорт)
– Ребята, посмотрите на выставке представлено много видов транспорта. А какой транспорт знаете вы?
– Молодцы. Этот транспорт (показываю рукой на игрушки) разного вида.
Давным-давно в древности первобытный человек жил в пещере, носил шкуру вместо одежды, жарил еду на костре и охотился на диких зверей, транспортом ему служили собственные ноги, ему приходилось догонять животных во время охоты, а иногда и убегать от хищников. Трудно ему было соревноваться с животными в беге.
Шли годы. Древний человек думал, как же ему облегчить себе жизнь? И однажды он приручил дикую лошадь, и она стала для человека другом и помощником. С помощью лошади человек охотился, пахал землю, перевозил грузы, она стала для него первым транспортом.
Человеку очень хотелось передвигаться быстрее, и как вы думаете, что он придумал? КОЛЕСО - великое изобретение, которое изменило жизнь людей.
Люди стали делать повозки на колёсах. В них стали запрягать лошадей, быков. Появился первый транспорт на колёсах.
Прошло много лет, но весь современный наземный транспорт передвигается с помощью колес. Сможет ли машина двигаться без колёс?
Долгие годы лошадь оставалась самым распространённым видом транспорта. Лошадей запрягали в телеги, в сани. Знатные люди ездили в каретах. В кареты запрягали не одну, а несколько лошадей.
Очень любили на Руси кататься на тройке лошадей, запряжённой в сани или повозку. Под дугой подвешивали колокольчик и слышно далеко, да и ехать веселей.
Шли годы, людям хотелось, чтобы перемещаться можно было удобнее, быстрее, на дальние расстояния. Человек хотел облегчить жизнь и себе, и бедной лошади, которая тянула повозку с тяжёлым грузом и в жару, и в мороз. Он думал: как сделать, чтобы тележка поехала сама? И вот наступило время создания автомобиля.
Первые автомобили были похожи на кареты или повозки, поэтому их так и прозвали – «безлошадные повозки». Что же приводит в движение автомобиль? (двигатель, мотор)
Первый автомобиль с паровым двигателем. Котёл с водой поставили на повозку, пар приводил в движение автомобиль.
. Генри Форд – первый человек, создавший доступный для всех жителей планеты автомобиль (1908 г).
-Ребята а какие виды транспорта мы знаем?
(дети отвечают: воздушный, наземный, водный, подземный)
– Ребята, обратите внимание, что на этом выставочном столе разложены карточки. Я предлагаю Вам поиграть в игру «Едет, плавает, летает».
Взрослый. Транспорт может быть наземный и подземный, пассажирский и грузовой, водный и воздушный. Посмотрите на картинки, назовите разные виды транспорта. (Автобус, троллейбус, грузовик, грузовой фургон, пассажирский поезд, самолёт, вертолёт, военный корабль, теплоход, мотоцикл, велосипед.)
А теперь разложите все картинки на «зоны», где они передвигаются: голубая — воздух; тёмно–синяя — вода; коричневая — земля.
Для того, чтобы управлять транспортом, надо быть отличным специалистом, мастером своего дела. Скажите, кто чем управляет.
Например: «Автобусом управляет… водитель».
Грузовик — … шофёр, поезд — … машинист, вертолёт, самолёт — … пилот, корабль — … капитан, мотоцикл — … мотоциклист, велосипед — … велосипедист, ракета — … космонавт.
– Я предлагаю вам прокатиться на машинах.
(Дети берут руль и едут на свои места)
Шуршат по дорогам веселые шины,
Спешат по дорогам машины, машины...
А в кузове – важные срочные грузы:
Кирпич и железо, дрова и арбузы.
Работа шоферов трудна и сложна,
Но как она людям повсюду нужна.
дети идут друг за другом, управляя рулем,
и произносят: «ж –ж – ж»;
4 – поворота через правое плечо;
4 – поворота через левое плечо;
дети идут друг за другом, управляя рулем.
Дети встают в круг.
– Ребята, а напомните мне, для чего нужен людям транспорт?
(Перевозить груз. Перевозить людей. Убирать улицы…)
– А знаете ребята, есть еще и специальный транспорт. Предлагаю вам его вспомнить.
(дети называют машины: пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина, снегоуборочная – снег убирает, поливальная машины).
– Спецтранспорт нужен для очень ответственной работы. Он помогает людям в трудных ситуациях. На машинах скорой помощи врачи приезжают к больному человеку. На пожарных машинах пожарники спешат, чтобы погасить огонь. (на экране появляется презентация со специальным транспортом ).
– Ребята, посмотрите на картинку. Что на ней изображено? (Это машина)
– Назовите, какие части есть у машины? (детям по очереди дается колючий шарик, они его крутят и называют части машины). (У машины есть кабина, руль, сиденья, фары, бампер, дверца, кузов, колеса).
– Молодцы, а теперь я предлагаю вам снова стать водителями и еще немного покататься на машине.
«Чтоб водителями стать,
В руки надо рули взять».
Физ. минутка.
Едем, едем на машине – движение рулём.
Нажимаем на педаль – ногу согнуть в колене, вытянуть.
Газ включаем, выключаем – рычаг повернуть к себе, от себя.
Смотрим пристально мы вдаль – ладонь ко лбу.
Дворники счищают капли,
Вправо, влево – чистота – руками махи.
Волосы ерошит ветер – пальцами взъерошить волосы.
Мы шофёры хоть куда – большой палец правой руки вверх.
Д/И «Так же, как и у машины!»
Взрослый. Выбери подходящее слово :
У самолёта — крылья, а у вертолёта — … (лопасти).
Кошка лакает молоко, автомобиль … (заглатывает бензин).
Корабль плавает, а самолёт … (летает).
У человека — дом, у автомобиля — … (гараж).
У птицы — гнездо, а у самолёта — … (ангар).
У рыбы — заводь, а у кораблей — … (порт).
У ястреба — клюв, а у самолёта — … (нос).
У автобуса — парк, а у трамвая — … (депо).
У человека — сердце, а у автомобиля — … (мотор).
Утка — крякает, а пароход … (гудит).
(Дети садятся за столы)
Дидактическая игра «Собери картинку»
– Ребята, у вас на столе лежат конверты. Давайте откроем и посмотрим что там. Что же это случилось с нашими картинками?
Соберите их и тогда мы сможем узнать, что там изображено. (Дети собирают картинки: самолет, лодка, самосвал и т.д.).
– Настя, что ты собрала? (Я собрала самолет).
– Какой это вид транспорта? (Самолет это воздушный вид транспорта) И т. д.
Рефлексия:
– Дети, о чем мы сегодня говорили? (Мы говорили о транспорте).
– Что вам понравилось больше всего? (Варианты ответов)
– Мне тоже очень понравилось с вами играть. Я приготовила для вас сюрприз, послушайте внимательно и тогда догадаетесь где же он. «Сюрприз находится в грузовой машине. У нее зеленая кабина, красный кузов, черные колеса и синей бампер.
(дети находят раскраски транспорта).