СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема «Урок дружбы: нет травле и насилию».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема «Урок дружбы: нет травле и насилию».»

Профилактика буллинга.


Тема «Урок дружбы: нет травле и насилию».


Цель: профилактика школьной травли среди обучающихся начальных классов, повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся.

Задачи:

1. Информировать детей о школьной травле, как виде насилия.

2. Ориентировать детей на выработку и соблюдение антибуллинговых классных правил.

3. Формирование доброжелательного отношения друг к другу.

4.Развитие уважения к различиям других.

5.Создание благоприятного психологического климата в классе.

6.Повышение толерантности и эмпатии.

7.Снижение агрессии и враждебных реакций.

Форма проведения: урок с элементами тренинга.

Используемые методы: флэш-тренинг, упражнения, работа в группах, обсуждение, игры, коллективная работа.


Ход урока:

Психолог: 

Каждый человек индивидуален по своей природе и является личностью. У каждого свои вкусы, взгляды на жизнь. У каждого человека особенный характер, он по-разному относится к окружающему миру. Но во всем мире этих различий мы можем отыскать нечто общее, чем мы похожи. Мы разные, но можем заниматься одним делом, любить одни блюда, смотреть одни фильмы и т.д. Все наши различия и все сходства объединяют нас в одно целое – общество, а нашу группу объединяет то, что мы учимся в одном классе, ходим в одну школу, в которой происходят разные ситуации.

Упражнение «Чем мы похожи друг на друга»

Психолог задает вопросы, а ученики встают.

  • Кто любит шутки?

  • Кто когда-нибудь подшучивал над своим другом?

  • Кто не любит, когда над ним подшучивают?

  • Кто получал прозвища?

  • Кто знает продолжение фразы: «Мирись, мирись и больше...»?

  • Кто хоть раз просил прощения, когда кого-то обидел?

  • Кто хотя бы раз оказался не прав в споре?

Просмотр отрывка из мультфильма «Гадкий утенок». 

Обсуждение фильма.

 Итак, что же это за сказка? Конечно, это сказка о гадком утенке. А давайте вспомним, что было дальше? Правильно, утенка стали обижать:

«Так прошел первый день, а потом стало еще хуже. Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!» А мать прибавляла: «Глаза б мои на тебя не глядели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою».

- Ребята, скажите, какие чувства вы испытываете к утенку? Хочется ли вам его защитить от нападок других птиц? Как утенок справлялся с ситуацией? Мстил ли он обидчикам, обижался ли он на них? А как вы думаете, почему обижали утенка?

Ответы детей.

Психолог: Правильно, он был не похож на других птиц птичьего двора, а главное – он им не нравился. К сожалению, так бывает и среди людей. Особенно такое часто встречается в детских коллективах. Дети тоже могут обижать других детей, которые им не нравятся. Только эти дети не всегда понимают всю серьезность своих поступков. Они думают, что просто играют и шутят. Но это совсем не игра.

Когда человека намеренно доводят до слез и систематически дразнят, когда отбирают, прячут или портят его вещи, когда толкают и бьют, обзывают — это называется «травля» или по-другому - буллинг.

Понятие «буллинг» (от англ. bullying – запугивание, травля).

Травлю начинают не от хорошей жизни. Может быть, у человека плохо на душе и ему хочется слить на кого-то свое раздражение. Может быть, он очень хочет быть первым и главным, но не уверен, что на это у него хватит талантов, вот и изобретает такой способ самоутвердиться. Может быть, над ним самим раньше издевались, и теперь он совсем не хочет оказаться на месте жертвы и побыстрее занимает место обидчика.

Последствия травли одинаково опасны для всех – и для зачинщиков, и для жертв. У зачинщиков всегда будут проблемы с друзьями – (дружба, основанная на страхе, это не дружба)

Никто не хочет общаться с жестокими людьми, никто не хочет с ними вместе работать и отдыхать. Может быть, их будут опасаться, но любить вряд ли.


Типы буллинга:

1. Физическая агрессия

2. Словесный буллинг

3. Запугивание

4. Изоляция

5. Вымогательство

6. Повреждение имущества


Примеры ситуаций.

1 ситуация

Если 2 одноклассника поссорились и подрались – это буллинг?

Ответ: Нет, это случилось один раз, в драке участвовали оба.


2 ситуация

Если ученик и ученица нагрубили учительнице?

Ответ: Нет, это не буллинг, это грубость по отношению к учителю и нарушение школьных правил.

3 ситуация

Если Катя на протяжении несколько недель высмеивает Аню, называет ее обидными словами, настраивает против нее своих подружек?

Ответ: Да, это буллинг, так как несколько участников на протяжении длительно времени оскорбляют одного ребенка.

4 ситуация

Даниле на физкультуре ставят подножки, он падает и, оглядываясь, видит смеющихся одноклассников. Никто из них не говорит, кто это сделал. Это буллинг?

Ответ: Да, потому что несколько дней смеются над одним; потому что он не знает, кто именно поставил подножку; и это происходит часто.

5 ситуация

Вера плохо читает. Когда она это делает, многие в классе смеются и передразнивают ее. Это буллинг?

Ответ: Да. Несколько человек смеются над одним человеком. Это недобрый дружеский смех, а насмешливый. Вера может чувствовать, что ее считают «хуже других», ей может показаться, что ее презирают.


Интерактивная самодиагностика игра-тест «Пальцы»

Психолог: «Ребята, то, что мы увидели в мультфильме, называется – травля или буллинг. А сейчас проверим, как мы с вами к этому плохому явлению относимся?

- Те, кто никогда не участвовал в травле и считает, что это очень плохо, поднимите один палец.

- Те, кто редко участвовал в травле, а потом жалел об этом - подымите два пальца.

- Те же кто считает, что травля – это хорошо и готов в ней участвовать поднимите три пальца.

(Дети оценивают себя)

- Как я рада, что никто из вас не считает, что травить — это хорошо и правильно. Даже те, кто это делал, потом жалели. Это замечательно.

Есть ли среди нас хотя бы два совершенно одинаковых человека? Мы все разные: по внешним признакам, по интересам, по характеру, по способностям. Иногда бывает трудно сдержаться, когда мы замечаем, что человек выглядит не так, как нам нравится, думает иначе, поступает по-другому. Но чтобы не остаться в одиночестве, нужно развивать в себе уважение, терпимость к людям. А это значит быть толерантным. Быть толерантным означает уважать других, невзирая на различия.
Сейчас в мире не простая обстановка. Во многих точках нашей планеты идут войны, случаются землетрясения, наводнения и другие стихийные бедствия. Люди вынуждены покидать свои дома и уезжать из родных мест, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Они приезжают в другие города в надежде, что им протянут руку помощи. Эти люди разных национальностей, разных убеждений, разной веры. Они могут иметь другой цвет кожи.
Независимо от цвета кожи, национальности, все люди мечтают  быть счастливыми, найти себе друзей: преданных, надежных, добрых, отзывчивых, честных. Если все люди будут обладать такими качествами, то на Земле исчезнут войны, конфликты, ведь мы все живем на одной планете Земля, мы команда одного большого корабля.


Игра «Разожми кулак»

Психолог: А как вы думаете, чего добиваются те, кто применяет агрессию в отношении других ребят? Можно ли унижением других добиться лидерства?

Описание: Разбейтесь на пары. Один в течение минуты сжимает руку в кулак, другой старается разжать его (нельзя причинять боль). Затем партнеры меняются ролями.

Вывод: Обсуждаются не силовые методы, которые применялись: уговоры, просьбы, хитрость.

Притча «Солнце и ветер»

Поспорили солнце и ветер, кто из них сильнее. По степи шел путник, и ветер сказал: «Кто сумеет снять с путника плащ, тот и сильнее». Стал ветер дуть, он очень старался, но добился лишь того, что путник еще сильнее закутался в свой плащ. Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими лучами, он сам и снял плащ.

- Всегда ли можно добиться своего силой? Как это можно сделать по-другому?


Притчей «Безвредная змея»

Психолог:

- Ребята, скажите, а всегда ли злость и гнев – плохо?

Нет, без доли агрессии людям не обойтись. Послушайте притчу.

Жила-была невероятно свирепая, ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, выпустила весь яд в пропасть и утратила свою злобность. Но как только звери узнали про то, что змея не опасна, они стали бросать в нее камнями, таскать за хвост и издеваться. Это были тяжелые времена для змеи. Мудрец увидел, что происходит, и сказал: «Дорогая, я просил, чтобы ты перестала причинять окружающим страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их».

- В чем мораль этой притчи?

Каждый человек должен уметь защищать себя и своих близких, свою Родину. Здесь без определенного уровня агрессии не обойтись. Но главное – уметь управлять агрессией.


Правила управления гневом.

1. Посчитать до 10 или до 20.

2. Сделать 10-12 глубоких вдохов и выдохов.

3. Походить взад-вперед по помещению в темпе, диктуемом внутренним состоянием.

4. Порвать какую-нибудь ненужную бумагу. Можно предварительно написать на ней, например, «Я ненавижу Вовку!»

5. Выместить свои отрицательные эмоции на каком-нибудь безопасном предмете типа боксерской груши.

6. Послушать спокойную музыку или ту, которая больше нравится.

7. Заняться любимым делом.

8. Разрядить эмоции какой-нибудь осмысленной полезной работой - уборкой, стиркой, заняться спортом.

Если вы научитесь управлять своим гневом, у вас будет меньше конфликтов с окружающими и улучшаться отношения с ними, потому что каждая злобная выходка не проходит бесследно.


Я предлагаю вам записать свод правил, которым все в классе будут следовать.

  • У нас не выясняют отношения с кулаками.

  • Не оскорбляют друг друга.

  • Не смотрят равнодушно, когда двое дерутся. Их разнимают.

  • Не смеются над чужими недостатками.

  • Не портят чужие вещи.....

  • Когда в наш класс придет новенький, мы ему поможем!

  • Не оскорбляют друг друга….

  • В нашем классе мы стараемся решать конфликты мирным путем!

(Принятые правила распечатываются и вывешиваются в классном уголке.)

Мы повесим эти правила в классе и будем о них помнить. Каждый человек имеет положительные и отрицательные черты характера. Но если мы проявляем друг к другу терпимость, чуткость, доброжелательность, нам легко найти общий язык даже с теми, кто не похож на нас.


Дерево толерантности.

Давайте, сегодня вместе вырастим свое дерево толерантности, которое будет напоминать, какие качества помогают людям позитивно общаться.

У вас есть стикеры – листочки дерева, на которых вы можете написать те качества, которые вам помогают общаться с людьми, а у меня на доске ствол дерева толерантности (дети пишут и приклеивают листочки, а затем зачитывают их).

Психолог:

Теперь давайте снова вспомним мультфильм и ответим на вопросы:

- Кто хочет стать таким как утенок, мужественным, стойким, не обидчивым, таким терпимым, сильный, как утенок?

- А кто хочет стать такими жестокими, неспособными сочувствовать, злобными, завистливыми, как куры? Каков ваш выбор?

Я за вас рады, ребята!


Итог занятия.

Упражнение «Передай ритм«ПЕРЕДАЙ РИТМ».

Психолог: Возьмите друг друга за руки. Начинает игру первый ученик, пожав руку своего соседа справа. Когда он почувствует пожатие, то должен передать его своему соседу дальше также пожав его руку. Так продолжается, пока все учащиеся класса не включатся в игру.


Рефлексия:

- Что вам понравилось?

- Что вы можете взять для себя из нашего общения?


Психолог: Я благодарю всех участников класса за активную работу, за позитивную энергию, которую вы излучаете. Я получила большое удовольствие работать вместе с вами.