СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Число и цифра 0» Учитель: Комлева Елена Ивановна, учитель начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок открытия новых знаний

Содержательная цель: сформировать представление о числе 0, умение его записывать, изображать на числовом отрезке, изучить свойства нуля:

 1. Если к числу прибавить 0 или к 0 прибавить число, то получится тоже число.

 2. Если из числа вычесть 0, то получится тоже число.

3. Если из числа вычесть само число, то получится 0.

Деятельностная цель:

-выявляют свойства нуля с помощью наглядных моделей;

-применяют свойства нуля при сложении и вычитании чисел;

-пишут цифру 0;

-соотносят цифру и число 0;

-записывают свойства нуля в буквенном виде;

-выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 9

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Число и цифра 0» Учитель: Комлева Елена Ивановна, учитель начальных классов»

Тема урока: «Число и цифра 0»

Учитель: Комлева Елена Ивановна, учитель начальных классов

Тип урока: урок открытия новых знаний

Содержательная цель: сформировать представление о числе 0, умение его записывать, изображать на числовом отрезке, изучить свойства нуля:

1. Если к числу прибавить 0 или к 0 прибавить число, то получится тоже число.

2. Если из числа вычесть 0, то получится тоже число.

3. Если из числа вычесть само число, то получится 0.

Деятельностная цель:

-выявляют свойства нуля с помощью наглядных моделей;

-применяют свойства нуля при сложении и вычитании чисел;

-пишут цифру 0;

-соотносят цифру и число 0;

-записывают свойства нуля в буквенном виде;

-выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 9;

Средства обучения: линейка, цветные карандаши, раздаточный материал (математические модели, эталоны)

Планируемые результаты: осознавать необходимость изучения математики для адаптации к

жизненным ситуациям, мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или

опровергать их; применять математику для решения практических задач в

повседневной жизни, характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться

углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения

трудностей;

Личностные результаты:

1) Создать условия для формирования начальных представлений об учебной деятельности и социальной роли «ученика».

2) Создать условия для формирования опыта успешного сотрудничества со взрослыми и сверстниками и установки на уважительное отношение к учителю, к себе и сверстникам; опыта успешной совместной деятельности в паре, установки на максимальный личный вклад в совместной деятельности.

3) Формировать представление об активности ученика, как ценном качестве, помогающем выйти на более высокий результат, понимание, что успех в учении, главным образом, зависит от самого ученика.

Метапредметные результаты:

1) Тренировать умение фиксировать прохождение двух этапов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения (на основе применения соответствующего эталона).

2) Формировать умение спокойно относиться к затруднениям в своей учебной деятельности и грамотно их фиксировать, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

3) Тренировать умение выявлять причины ошибки и умение корректировать ее, оценивать свою работу.

4) Приобретать первичный опыт анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать, распределять в группы по заданному признаку на основе применения эталонов, выражать в речи результаты этих операций.

5) Приобретать первичный опыт моделировать – использовать буквенную символику и группы предметов в качестве моделей.

6) Тренировать умение проявлять активность в учебной деятельности и оценивать свою активность (на основе применения эталона).

7) Тренировать умение работать в парах при совместной работе в учебной деятельности и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

8) Формировать умение работать в группах при совместной работе в учебной деятельности, и оценивать свои умения это делать (на основе применения эталона).

9) Тренировать умение применять простейшие приемы развития своего внимания и оценивания своего умения это делать (на основе применения эталона).

10) Приобретать опыт проявления терпения в учебной деятельности

11) Приобретать опыт применения правил, позволяющих сохранить здоровье при выполнении учебной деятельности и формировать умение проводить самооценку этого умения (на основе применения соответствующего эталона).

Предметные результаты:

1) Сформировать представление о числе 0, умение его записывать, изображать на числовом отрезке.

2) Сформировать умение складывать и вычитать с 0.

3) Тренировать навыки вычислений в пределах 9.

Ход урока:

Этап (элемент) урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

I. Этап мотивации Самоопределение к деятельности (орг. момент).

1-2 мин.

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке;

2) определить содержательные рамки урока: сложение дробей.



- Здравствуйте.

- Поздоровайтесь с нашими гостями.

- Садитесь.

- Посмотрите всё ли готово к уроку математики.

- Догадаться очень просто, кто пришел к нам нынче в гости? Я модница такая, что всем на удивленье! Люблю я бусы, блестки - любые украшенья. Но на мою, поверьте, великую беду, наряд мне одевают всего лишь раз в году.

- Скоро новый год, поэтому сегодня на уроке мы будем наряжать ёлочку.

Учитель вывешивает на доску картинку с изображением


А нарядить её мы сможем, если повторим, чему мы научились на прошлом уроке, и справимся с новыми заданиями.

Давайте настроимся на серьёзную работу

Я хочу и могу,

всё на свете я решу,

Постараюсь, потружусь

и в проблему погружусь.

И найду решение

для самоусвоения.








-Ёлочка








Я хочу и могу,

всё на свете я решу,

Постараюсь, потружусь

и в проблему погружусь.

И найду решение

для самоусвоения.





II. Этап актуализация знаний и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

4-5 мин.

Цель:

1) повторить смысл дроби, умение читать и записывать дроби;

2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;

3) повторить смысл действия сложения;

4) мотивировать к пробному действию; организовать его самостоятельное выполнение и обоснование;

5) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения.


-Ёлочка в ожидании первой игрушки.

Задание 1:

 Откройте рабочие тетради на стр. 34, найдите задание № 1 (РТ). Что надо сделать?






 Какие свойства сложения и вычитания вы использовали при выполнении задания?


Вторая игрушка Задание 2:

2, стр. 34 (РТ). Нужно заполнить пустые места в таблице.


Третья игрушка Задание 3:

3 (а), стр. 34 (РТ). Это задание вы выполните в парах.





 Что вы повторили? (...)


 Какое следующее задание вы будете выполнять дальше?





Четвёртая игрушка

Задание на пробное действие.

 Продолжаем работать в рабочей тетради с заданием № 3 (б), стр. 34 (РТ). Вам надо записать значение выражения 5 – 5 с помощью точек, с помощью цифры и отметить его на числовом отрезке.


 Попробуйте выполнить это задание.


 У кого нет ответа?


 Что показало выполнение пробного действия?




(Надо выполнить действия с мешочками и с числами.)

Учащиеся работают самостоятельно. После выполнения задания проверка проводится фронтально.


Переместительное

Вычитание слагаемых


Учащиеся работают самостоятельно. После выполнения задания проверка проводится фронтально.




Учащиеся выполняют задание в парах. Проверка организуется фронтально, при необходимости проводится коррекция.



(Мы будем выполнять задание на новое знание.)








(Я не смог записать значение выражения 5 – 5 с помощью точек, с помощью цифры и отметить на числовом отрезке. Я не могу обосновать свои действия к записи выражения 5 – 5 с помощью точек, с помощью цифры и к выделению его на числовом отрезке.)




III.

Этап выявления места и причины затруднения

4-5 мин.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог


Цель:

выявить и зафиксировать место и причину затруднения: новый случай сложения дробей с одинаковыми знаменателями.



 Какое задание выполняли?




 Чем это задание отличалось от предыдущего?



 Почему возникло затруднение?



(Надо было записать значение выражения 5 – 5 с помощью точек, с помощью цифры и отметить его на числовом отрезке.)

(Мы вычитаем из числа само число.)


(Я пока не знаю, как записать значение выражения 5 – 5 с помощью точек, с помощью цифры и отметить его на числовом отрезке.)








IV

Этап построения проекта и выхода из затруднения

Цель:

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа средств их реализации.

 Какую цель поставите перед собой на уроке?






 Вспомните, по какому плану вы знакомились с новым числом?









Учитель показывает пустой целлофановый пакет.

 Сколько яблок у него в пакете?

 Сколько груш может вырасти на яблоне?

 Сколько точек на кости домино «пусто-пусто»?

 Что общего во всех вопросах?

 Какое же число обозначает отсутствие предметов?

 Сформулируйте тему урока?

Учитель записывает тему на доске.

 Есть ли у числа 0 графическая модель?

Учитель убирает первый пункт плана.

 Что вам нужно сделать дальше?

Нам цифру нуль в тетради написать,

как колобок нарисовать.

Да только нуль

Не колобок,

А просто он

Пустой кружок.

И значит цифра эта,

Что ничего здесь нету.

 Откройте рабочие тетради на стр. 35. Рассмотрите образец написания цифры 0 и расскажите, как вы будете это делать.

«Ставлю ручку чуть ниже верхнего правого угла клетки. Веду плавную округлую линию к центру клетки. Не доходя до нижней границы клетки, делаю поворот вправо. Поднимаюсь вверх к верхнему правому углу клетки».

Пятая игрушка

 А теперь найдите место числа 0 на числовом отрезке.

Учитель на доске ставит 0 у начальной точки. В плане рядом с пунктом 2 ставится «+».

 Есть ли такая геометрическая фигура, у которой 0 сторон?

 Можете вы найти геометрический образ числу 0?

 Может ли быть состав у числа 0?

 Почему?  Сейчас вы будете открывать правила действий с нулем.

У людей говорят:

«Не шути с огнем!»

А у чисел говорят:

«Не шути с нулем!»

У нуля про запас

сто каверз и проказ,

Нужен глаз за ним да глаз!

Я предлагаю поработать в парах. Назовите правила работы. (...)

 Вам нужно попробовать выполнить в рабочей тетради задание № 5, стр. 35 (РТ), объяснить решение примеров с помощью мешков или числового отрезка. Каждый выбирает модель по своему желанию.

На выполнение задания отводится 3 минуты. Полученные варианты согласовываются. В случае затруднений в организации групповой работы, работа организуется фронтально. С помощью моделей рассматривается каждое свойство.

- Если к нулю прибавить число, то получится ………

Прикрепляю табличку на доску:


0+а =а


2).

- Если к числу прибавить ноль, то получится ………

Прикрепляю табличку на доску:


а+0 =а


3).

- Если от числу вычесть ноль, то получится ………

Прикрепляю табличку на доску:


а -0 =а


4).

- Если от числа отнять то же самое число, то получится ………

Прикрепляю табличку на доску:


а -а =0



 Всегда ли при сложении числа с нулем получается то же самое число?

 Приведите свои примеры.

Учитель раздает учащимся эталоны (Р16.1).

 Сделайте вывод.

 Вспомните, в чем было затруднение у каждого из вас. Смогли вы его преодолеть?

 Что теперь вы можете делать?










(Узнать, как записать значение выражения

5 – 5 с помощью точек, с помощью цифры и отметить его на числовом отрезке.)


Дети называют шаги, учитель фиксирует план на доске: пошагово








Нисколько.)

(Нисколько.)

(Нисколько.)

(В ответе ничего нет.)

(0.)

(Число и цифра 0.)



(Нет.)

(Познакомиться с цифрой 0.)











ВИДЕО

Остальные ученики работают в прописи обратной стороной ручки или пальчиком по образцу цифры. Аналогично с комментированием записывают в прописи четыре цифры.


(Нет.)

(Нет.)

(Нет.)

(Нуль обозначает отсутствие предметов.)























(Да.)





(Мы все открыли правильно.)


(Да.)



(Решать примеры с 0.)


V.

Этап реализации построения проекта.

7-8 мин.



Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач таково типа.



Что теперь вам нужно сделать?

Работа организуется фронтально с проговариванием свойств нуля.

 Найдите в рабочей тетради задание№ 6, стр. 35 (РТ), прочитайте задание.

 Найдите в учебнике задание № 3, стр. 32 (У). Работать будете в парах, но не устно, а в тетрадях. Договоритесь, как будете работать.

После выполнения задания учащимся предлагается проверить свои работы по образцу

Шестая игрушка










 Кто из вас ошибся?

 В чем ваша ошибка?

 Сделайте вывод.

 Что интересного вы заметили в этом задании?
















(Научиться применять новые знания.)


Физическая пауза

1 мин.


Один.два,три. четыре, пять,

Я чочу успешным стать.

Буду я стараться,

Будет получаться



VI.

Этап первичного закрепление с проигрыванием во внешней речи

4-5 мин.


Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типичных задач

 Молодцы! Вы очень хорошо потрудились все вместе. Но можно ли сказать, что новые знания усвоены вами?

 Тогда предлагаю вам попробовать свои силы в самостоятельной работе.

Седьмая игрушка

 Найдите в учебнике задание № 2, стр. 32|

 Какое задание будете выполнять?

На выполнение задания отводится 1 минута.

Результаты выполнения учащиеся могут проверить по ЭФУ (вызов всплывающего окна с образцом выполнения задания) или по образцу :




 У кого нет ошибок? Поставьте себе «5». Молодцы!

 У кого есть ошибки? грустного смайлика.

Исправьте ошибку. В чем причина?

 Не расстраивайтесь, вы еще будете тренироваться, и у вас все получится.
















(Нет, надо попробовать выполнить задание самостоятельно.)





(Складывать и вычитать числа, используя свойства 0.)




VII.

Этап Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

4-5 мин.



Цель: 1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;


2) проверить с помощью эталона для самопроверки свое умение складывать дроби с одинаковыми знаменателями.

Работа организуется фронтально.

Восьмая игрушка

 Найдите в учебнике задание №4, стр. 30 (У).

 Какое задание нужно выполнить?

 Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.





(Надо составить слова и найти лишнее.)


VIII.

Этап включение нового знания в систему знаний и повторение.

7-8 мин



Цель: тренировать способность к решению задач на сложение дробей с одинаковыми знаменателями.


С.30 учебник №1.2


IX.

Рефлексия деятельности (итог урока).

  • 2-3 мин.



Цель:


1) зафиксировать достижение поставленных целей;

2) оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса;

3) обсудить домашнее задание.



 Вспомните, какой была тема урока?

 Какую цель ставили перед собой на уроке? (...)

 Вы поняли, как записать графическую модель числа 0?

- Как правильно писать цифру 0?

- Где его место на числовом луче?

 А как ученику понять – усвоил он урок или нет.

 Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите.

Учитель раздает карточки для проведения самооценки


Зажгите огоньки на ёлочке


 Оцените свою работу и раскрасьте:

пять огонёчков, если легко справлялись с заданиями, не встретили затруднений и смогли сделать два шага в учебной деятельности;

четыре огонёчка, если смогли сделать два шага в учебной деятельности, встретили 1 – 2 затруднения и смогли их преодолеть;

три огонёчка, если сделали 1 шаг в учебной деятельности, встретили 2 – 3 затруднения; и смогли их преодолеть;

два огонёчка, если было трудно, не успевали за классом, встретили затруднения, но не смогли с ними справиться;

один огонёчек, если не включились в работу с классом.

Учащиеся оценивают себя, после чего учитель проводит рефлексию оценивания.

 Какие трудности остались на конец урока?

 Елочка говорит спасибо вам за новогодний наряд! Спасибо за сотрудничество!

Домашнее задание (Слайд 15): прослушать аудио файл на стр. 69 (ЭФУ), задание № 4, стр. 33|71 (У|ЭФУ) , задание № 7*, стр. 33 (У) – по желанию

- И предлагает всем вместе спеть песенку!

.


(«Число и цифра 0».)

(Да.)




(Мы выполнили задание самостоятельной работы без ошибок.)











Елка с кружками




















Новогодняя песня с движениями

План:

1. Графическая модель.

2. Цифра.

3. Состав числа.

План:

1. Графическая модель.

2. Цифра.

3.Место на числовом отрезке.

3. Состав числа.

9 – 6 = 3 3 + 0 = 3 4 – 4 = 0

9 – 7 = 2 3 + 1 = 4 5 – 4 = 1

9 – 8 = 1 3 + 2 = 5 6 – 4 = 2

9 – 9 = 0 3 + 3 = 6 7 – 4 = 3

4 + 0 = 4 9 – 9 = 0 0 + 0 = 0 0 + 7 = 7

3 – 0 = 3 0 + 5 = 5 0 – 0 = 0 6 – 0 = 6

Дети читают:

Сколько лет в яйце цыпленку,

Сколько крыльев у котенка,

Сколько в алфавите цифр,

Сколько гор проглотит тигр,

Сколько мышка весит тонн,

Сколько в стае рыб ворон,

Сколько зайцев съела моль,

Знает только цифра…

-(Ноль).