СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Читательская грамотность на уроке русского языка в 7 классе по теме: «Причастие как особая форма глагола».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал данного урока направлен на  формирование у учащихся умений читательской грамотности при помощи текста, повторение правил по орфографии и пунктуации, связанных с причастиями, развитие орфографической зоркости, критического мышления.

 

формирование умений читательской грамотности при помощи текста, повторение правил по орфографии и пунктуации, связанных с причастиями, развитие орфографической зоркости, критического мышления.

учащихся.

формирование умений читательской грамотности при помощи текста, повторение правил по орфографии и пунктуации, связанных с причастиями, развитие орфографической зоркости, критического мышления.

учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Читательская грамотность на уроке русского языка в 7 классе по теме: «Причастие как особая форма глагола».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 имени А.Ю.Малинина г. Рошаль» Городского округа Шатура. Тема урока: «Читательская грамотность  на уроке русского языка в 7 классе по теме: «Причастие как особая форма глагола». Учитель русского языка и литературы Куликова Л.Н.  2023 год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 имени А.Ю.Малинина г. Рошаль» Городского округа Шатура.

Тема урока:

«Читательская грамотность

на уроке русского языка

в 7 классе по теме:

«Причастие как особая форма глагола».

Учитель русского языка и литературы Куликова Л.Н.

2023 год

Поставим цели на урок. Чему вы хотели бы научиться?  Что хотели бы узнать? Мы вспомним...  Мы повторим...  Мы научимся...  Чтобы достичь поставленной цели, какие задачи вы будете решать? Я хочу узнать... Я хочу научиться... Я хочу понять..

Поставим цели на урок. Чему вы хотели бы научиться? Что хотели бы узнать?

Мы вспомним...

Мы повторим...

Мы научимся...

Чтобы достичь поставленной цели, какие задачи вы будете решать?

Я хочу узнать...

Я хочу научиться...

Я хочу понять..

Цель урока: формирование умений читательской грамотности при помощи текста, повторение правил по орфографии и пунктуации, связанных с причастиями, развитие орфографической зоркости, критического мышления. Задача: уметь использовать знания, умения, навыки, полученные при изучении темы: «Причастие».  Ожидаемые результаты: Повышение уровня читательской грамотности. Формирование потребности воспринимать, узнавать и передавать информацию. Общее понимание текста, ориентация в нём. Использование информации из текста для различных целей .
  • Цель урока: формирование умений читательской грамотности при помощи текста, повторение правил по орфографии и пунктуации, связанных с причастиями, развитие орфографической зоркости, критического мышления.
  • Задача: уметь использовать знания, умения, навыки, полученные при изучении темы: «Причастие».

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня читательской грамотности.
  • Формирование потребности воспринимать, узнавать и передавать информацию.
  • Общее понимание текста, ориентация в нём.
  • Использование информации из текста для различных целей .
Проверка домашнего задания в форме взаимоопроса по парам Учебник (часть 1): Раздел «Контрольные вопросы и задания по теме: «Причастия», стр. 147.

Проверка домашнего задания в форме взаимоопроса по парам

  • Учебник (часть 1): Раздел «Контрольные вопросы и задания по теме: «Причастия», стр. 147.
Задание 1.«Лингвистическая сказка»  и составление кластера Кла́стер – несколько одинаковых предметов или явлений, которые объединяются в группу под каким-то общим признаком. Причастие

Задание 1.«Лингвистическая сказка» и составление кластера

Кла́стернесколько одинаковых предметов или явлений, которые объединяются в группу под каким-то общим признаком.

Причастие

Задание 1. «Лингвистическая сказка» и составление кластера

Определите тему текста. Найдите информацию и составьте кластер по теме.

В давние-давние времена на планете Языкознание в королевстве Части речи произошло событие, имеющее королевское значение. У короля Глагола и королевы Прилагательное родилась дочь! Девочку назвали Причастие. Как и всякий ребенок, Причастие была похожа и на маму, и на папу. Мама Прилагательное учила ее пользоваться магией и изменяться по числам, падежам и родам. Последнее свойство она может применять только тогда, когда находится одна, то есть в единственном числе. Любящее дитя, любящий ребенок, любящая дочь – такой была Причастие. От папы Глагола Причастие научилось телепортации. Из настоящего она могла перемещаться в прошлое, но не в будущее. Молодая, она не думала о будущем. Глагол, строгий политик, учил ее управлению. Девочка никогда не терялась, сохраняла возвратность. Именно папа показал ей выгодность двух сторон характера: Причастие научилась быть и совершенной, и несовершенной. В политике (предложении) Причастие играет важную роль. Полная, она выступает в качестве определения, а, становясь краткой, выполняет папину роль.

Игрушки для любимой дочери родители выбирали сами. Они дарили ей -ВШ-, -Ш-, -НН-, -ЕНН-, -Т-. Сейчас, в настоящем времени, она играет в кукол-двойняшек: -АЩ-/-ЯЩ- и –УЩ-/-ЮЩ-. Любит она и –ОМ-/-ЕМ-. Часто играет с -ИМ-.

Причастие ходит в школу волшебства и магии, где прилежно учится разбирать себя на правильные части (морфемы), отыскивать с-прят-а-вш-ЕЕ-ся окончание и вновь приобретать свой облик. Строгий учитель Морфемный Разбор ею доволен. Учится она и другим вещам.

У Причастия в школе много друзей. Когда девочка пропускает их вперед, всегда появляются сторожа-запятые. Они охраняют (обособляют) компанию. В волшебной школе Причастию подарили милое маленькое домашнее животное. Она назвала его — НЕ — Это хорошенький, не очень капризный зверек. К НЕ сразу приставили нянь (зависимые слова). Причастие неразлучна с -НЕ-, живёт с ним в замке под названием «Без НЕ не употребляется». Будучи полной и одинокой (одиночной), она тоже не может без НЕ. Зверек НЕ полюбил ее друзей. Когда Причастие превращается в Краткое или когда рядом находятся няни (зависимые слова), НЕ боится подходить к девочке. А еще НЕ очень не любит противоречий. Иногда принцесса Причастие все делала сама, действовала смело и решительно. А иногда ее заставляли, обижали, и она страдала от этого. Так и живет девочка Причастие в королевстве Части речи.

Задание 2. История волшебного клубка 1.Найдите в тексте все причастные обороты и слова, к которым они относятся. 2. Расставьте недостающие знаки препинания. 3. Выполните синтаксический разбор предложения: Это очень старинная вещь подаренная мне ещё бабушкой. 4. Из первого абзаца выпишите все причастия. 5.  Продолжите текст, используя причастные обороты. Это очень старинная вещь подаренная мне ещё бабушкой. Бабушка была пожилая ведьма приехавшая к нам из Шотландии. У неё крючковатый нос и рыжие волосы собранные в пучок. Она вошла отпустила двух леших втащивших чемоданы и принялась раздавать подарки. Моей сестре она подарила сапоги - скороходы сшитые из крокодиловой кожи. Вызывающий ветры и бури веер бабуся вручила моей второй сестре. Младший братик получил карту помогающую клады отыскивать. Ну а клубочек указывающий дорогу бабушка подарила мне.

Задание 2. История волшебного клубка

1.Найдите в тексте все причастные обороты и слова, к которым они относятся. 2. Расставьте недостающие знаки препинания. 3. Выполните синтаксический разбор предложения: Это очень старинная вещь подаренная мне ещё бабушкой. 4. Из первого абзаца выпишите все причастия. 5. Продолжите текст, используя причастные обороты.

Это очень старинная вещь подаренная мне ещё бабушкой. Бабушка была пожилая ведьма приехавшая к нам из Шотландии. У неё крючковатый нос и рыжие волосы собранные в пучок.

Она вошла отпустила двух леших втащивших чемоданы и принялась раздавать подарки. Моей сестре она подарила сапоги - скороходы сшитые из крокодиловой кожи. Вызывающий ветры и бури веер бабуся вручила моей второй сестре. Младший братик получил карту помогающую клады отыскивать. Ну а клубочек указывающий дорогу бабушка подарила мне.

Задание 2. История волшебного клубка Это очень старинная вещь , подаренная мне ещё бабушко й. Бабушка была пожилая ведьма , приехавшая к нам из Шотландии. У неё крючковатый нос и рыжие волосы , собранные в пучок .  Она вошла, отпустила двух леших , втащивших чемоданы , и принялась раздавать подарки. Моей сестре она подарила сапоги – скороходы , сшитые из крокодиловой кожи . Вызывающий ветры и бури веер бабуся вручила моей второй сестре. Младший братик получил карту , помогающую клады отыскивать . Ну а клубочек , указывающий дорогу , бабушка подарила мне. Это  очень старинная  (=)  вещь , |подаренная мне ещё бабушкой (~)|. Повествовательное, невосклицательное, простое, осложнено причастным оборотом, двухсоставное, распространённое, полное. Схема: [ = --, |~| ]. Из первого абзаца выпишите все причастия: подаренная; приехавшая; собранные. Бабушка,  получившая и от нас подарок , осталась очень довольна. Мы подарили ей ковёр-самолёт,  перелетающий по воздуху в любое место , чтобы она могла навещать нас как можно чаще.

Задание 2. История волшебного клубка

Это очень старинная вещь , подаренная мне ещё бабушко й. Бабушка была пожилая ведьма , приехавшая к нам из Шотландии. У неё крючковатый нос и рыжие волосы , собранные в пучок .

Она вошла, отпустила двух леших , втащивших чемоданы , и принялась раздавать подарки. Моей сестре она подарила сапоги – скороходы , сшитые из крокодиловой кожи . Вызывающий ветры и бури веер бабуся вручила моей второй сестре. Младший братик получил карту , помогающую клады отыскивать . Ну а клубочек , указывающий дорогу , бабушка подарила мне.

Это  очень старинная  (=)  вещь , |подаренная мне ещё бабушкой (~)|. Повествовательное, невосклицательное, простое, осложнено причастным оборотом, двухсоставное, распространённое, полное. Схема: [ = --, |~| ].

Из первого абзаца выпишите все причастия: подаренная; приехавшая; собранные.

Бабушка,  получившая и от нас подарок , осталась очень довольна. Мы подарили ей ковёр-самолёт,  перелетающий по воздуху в любое место , чтобы она могла навещать нас как можно чаще.

Задание: Если слово – страдательное причастие - наклон налево, действительное - направо, краткое - вперед, сомневаются - круговое движение. Заселённые, раздавшийся, окрылённый, ободрена, строящиеся, прерываемый, лечащий, вырублено, сжатый, показавшиеся, заселены, застреленный, темневший.

Задание: Если слово – страдательное причастие - наклон налево, действительное - направо, краткое - вперед, сомневаются - круговое движение.

Заселённые, раздавшийся, окрылённый, ободрена, строящиеся, прерываемый, лечащий, вырублено, сжатый, показавшиеся, заселены, застреленный, темневший.

Задание 3. «Ловите ошибку» Прочитайте текст и исправьте в нём ошибки. Скоро низко нависшии тучи закрыли всё небо, и черес полчаса уроган с бешенной силой обрушил на карабль разъярёные волны. Пенющееся водянные валы бросали карабль из стороны в сторону, угражали перевернуть его. Мачты трищали и сгибались. Самая большая была сломанна уроганом. Не растерявшиеся мотросы вооружаются топорами и рубят канаты, выбрасывают мачту за борт. Карабль выпремляеться. Проесняется лицо капитана, непокидавшего свой мостик всё это время. Ещё час отважных моряков, борящихся с уроганом, носит по волнам. Все утомленны.

Задание 3. «Ловите ошибку»

Прочитайте текст и исправьте в нём ошибки. Скоро низко нависшии тучи закрыли всё небо, и черес полчаса уроган с бешенной силой обрушил на карабль разъярёные волны. Пенющееся водянные валы бросали карабль из стороны в сторону, угражали перевернуть его. Мачты трищали и сгибались. Самая большая была сломанна уроганом. Не растерявшиеся мотросы вооружаются топорами и рубят канаты, выбрасывают мачту за борт. Карабль выпремляеться. Проесняется лицо капитана, непокидавшего свой мостик всё это время. Ещё час отважных моряков, борящихся с уроганом, носит по волнам. Все утомленны.

Скоро низко нависшие тучи закрыли всё небо, и через полчаса ураган с бешеной силой обрушил на корабль разъярённые волны. Пенящееся водяные валы бросали корабль из стороны в сторону, угрожали перевернуть его. Мачты трещали и сгибались. Самая большая была сломана ураганом. Не растерявшиеся матросы вооружаются топорами и рубят канаты, выбрасывают мачту за борт. Корабль выпрямляется. Проясняется лицо капитана, не покидавшего свой мостик всё это время. Ещё час отважных моряков, борющихся с ураганом, носит по волнам. Все утомлены.

Скоро низко нависшие тучи закрыли всё небо, и через полчаса ураган с бешеной силой обрушил на корабль разъярённые волны. Пенящееся водяные валы бросали корабль из стороны в сторону, угрожали перевернуть его. Мачты трещали и сгибались. Самая большая была сломана ураганом. Не растерявшиеся матросы вооружаются топорами и рубят канаты, выбрасывают мачту за борт. Корабль выпрямляется. Проясняется лицо капитана, не покидавшего свой мостик всё это время. Ещё час отважных моряков, борющихся с ураганом, носит по волнам. Все утомлены.

Задание 4. «Слепая схема»  Вспомни правило и запиши слова с НЕ в колонки слитно или раздельно. Объясни свой выбор. РАЗДЕЛЬНО  ----------------? 2. Всегда с кр. причастиями СЛИТНО  1. Без НЕ не употребляется 2. ............. ? Ночь, (не)предвещавшая ничего (не)ожиданного, к утру разразилась ураганом. Ушли бесследно корабли в (не)ведомые дали. Письмо (не)написано. (Не)освещённая часть леса выглядела сумрачно.

Задание 4. «Слепая схема» Вспомни правило и запиши слова с НЕ в колонки слитно или раздельно. Объясни свой выбор.

РАЗДЕЛЬНО

  • ----------------?

2. Всегда с кр. причастиями

СЛИТНО

1. Без НЕ не употребляется

2. ............. ?

Ночь, (не)предвещавшая ничего (не)ожиданного, к утру разразилась ураганом. Ушли бесследно корабли в (не)ведомые дали. Письмо (не)написано. (Не)освещённая часть леса выглядела сумрачно.

Задание 4. «Слепая схема»  Запиши слова с НЕ в колонки слитно или раздельно. Объясни свой выбор. РАЗДЕЛЬНО  не предвещавшая ничего с усиливающим отрицание местоимением  Всегда с краткими причастиями не написано. СЛИТНО  1. Без НЕ не употребляется – неожиданного. 2. Неведомые – прилагательное, есть синоним – неизвестные. 3. Неосвещённая – полн. прич. без зависим слов и противопоставления.

Задание 4. «Слепая схема» Запиши слова с НЕ в колонки слитно или раздельно. Объясни свой выбор.

РАЗДЕЛЬНО

  • не предвещавшая ничего с усиливающим отрицание местоимением
  • Всегда с краткими причастиями не написано.

СЛИТНО

1. Без НЕ не употребляется – неожиданного.

2. Неведомые – прилагательное, есть синоним – неизвестные.

3. Неосвещённая – полн. прич. без зависим слов и противопоставления.

Творческое задание: Составить текст, не меньше 10 предложений, с использованием причастий и деепричастий на тему: «Почему я люблю праздник Новый год?».

Творческое задание:

Составить текст, не меньше 10 предложений, с использованием причастий и деепричастий на тему:

«Почему я люблю праздник Новый год?».

Задание 5. Синквейн   (короткая форма стихотворения, состоящая из 5 нерифмованных строк).   Составьте синквейн на тему: «Причастие».

Задание 5. Синквейн (короткая форма стихотворения, состоящая из 5 нерифмованных строк). Составьте синквейн на тему: «Причастие».

Задание 5. Синквейн Например : 1. Причастие. 2. Полное/краткое. 3. Имеет признаки глагола и прил. Изменяется по родам, числам, падежам. Согласуется с существительным. 4. Может быть как главным, так и второстепенным членом предложения. 5. Является образным художественным средством – эпитетом. 1 строка - тема - одно сущ.  2 строка - раскрывает основную тему (2 прил.) 3 строка - описывает действия (3 глагола) 4 строка - это не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает своё отношение к теме. Это могут быть крылатые выражения, афоризмы и т.д. 5 строка - одно слово или фраза (итог, резюме), синоним к теме стихотворения.

Задание 5. Синквейн

Например :

1. Причастие.

2. Полное/краткое.

3. Имеет признаки глагола и прил.

Изменяется по родам, числам, падежам.

Согласуется с существительным.

4. Может быть как главным, так и второстепенным членом предложения.

5. Является образным художественным средством – эпитетом.

1 строка - тема - одно сущ. 2 строка - раскрывает основную тему (2 прил.) 3 строка - описывает действия (3 глагола) 4 строка - это не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает своё отношение к теме. Это могут быть крылатые выражения, афоризмы и т.д. 5 строка - одно слово или фраза (итог, резюме), синоним к теме стихотворения.

Рефлексия Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке,

закончив следующие предложения