Тема урока.Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса.
Задачи и цели урока: охарактеризовать природу и климат Древней Греции; определить хронологические рамки и переодизацию истории Древней Греции ; определить специфические черты греческой цивилизации; дать определениепонятиям : античность, ордер демократия , олигархия , полис , классическое рабство ; сравнивать два типа полисного устройства на примере Афин и Спарты,выявлять сходство и различие ; определить значение демократии в жизни древних греков , оценивать преимущества демократии как политического режима; совершенствовать умения составлять таблицу ,схему , устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы.
План урока.
1. Понятие «Античность».
2.. Пространство и время в древнегреческой цивилизации.
3. Архаическая Греция: социально-экономическое развитие, достижения культуры.
4. Греческий полис: Афины и Спарта.
Оборудование: учебник «Всеобщая история» 10 класс ,физическая карта мира ,наглядный материал: портреты древнегреческих учёных ,философов,общественно –политических деятелей.
Оргмомент.
Изучение новой темы.
Понятие «Античность.
Вступительное слово учителя.
Задание. На основе пункта «Понятие «Античность» § 4 (с. 51—52 учебника) сформулируйте определение понятия «Античность» и выпишите две характерные черты Античности.
Вопросы и задания для беседы с учащимися. 1. История каких двух цивилизаций охватывается понятием «Античность»? 2. Вспомните историю Древнего Востока и определите различия в формах собственности на Востоке и в античной цивилизации. 3. На Востоке все жители госу- дарства были подданными, а в античной цивилизации — гражданами. В чём принципиальное различие этих двух статусов? 4. Что происходило в известных вам странах Востока на рубеже III—II тыс. до н. э. в момент зарождения античной цивилизации? 5. Назовите достижения Античности, которыми мы пользуемся до сих пор
Пространство и время древнегреческой цивилизации.
Задание. Изучите физическую карту современной Греции. Определите по ней природные и климатические условия этого региона. Делая поправку на некоторое изменение климата, свяжите эти природные условия с особенностями цивилизации Древней Греции: — морской характер цивилизации; — активная колонизация берегов Средиземного и Чёрного морей; — множество государств-полисов вместо единого крупного государства.
Задание. Изучите в учебнике (с. 52) периодизацию истории Древней Греции. На основе дальнейшего изучения материала § 4 и 5 составьте таблицу, отражающую важнейшие характеристики и достижения каждого периода.
Этапы древнегреческой цивилизации.
Период .Название.
Характеристика и достижения .
Архаическая Греция: социально-экономическое развитие , достижения культуры.
Задание. Разделитесь на группы в соответствии с четырьмя сферами жизни общества (экономическая, политическая , социальная, духовная) и на основе пунктов «Архаическая Греция» и «Культура архаической Греции» (с. 53—56 учебника) выпишите характеристики и исторические примеры, относящиеся к выбранной сфере жизни греческого общества в этот период. В процессе выступления групп обсудите полученные результаты.
Великая греческая колонизация Причины: · недостаток пригодных для сельскохозяйственного использования земель и постоянный рост населения; · стремление расширить торговые связи с местными племенами; · острая политическая борьба в греческих полисах, в результате которой проигравшие изгонялись или вынуждены были бежать Великая греческая колонизация VIII—VI вв. до н. э. Западное направление: Сиракузы Сибарис Массилия Неаполь Южное направление: Навкратис Кирена Восточное направление: Ольвия Пантикапей Феодосия Византий Характерные черты колоний: · колонии были самостоятельными полисами и не зависели от ме- трополии; · колонии сохраняли дружественные отношения с метрополией; · в колониях копировали образ жизни метрополии (политическая ор- ганизация, язык, религия, архитектура, одежда и т. п.).
4.Греческий полис: Афины и Спарта.
Задание. На основе раздела «Греческий полис» (с. 56— 58 учебника) составьте схему древнегреческого полиса, опираясь на следующие позиции: 1) определение понятия «полис»; 2) кто мог быть гражданином полиса; 3) права и обязанности гражданина полиса; 4) экономические основы полисного устройства; 5) роль рабства.
Греческий полис Полис · небольшой город-государство (город и селскохозяйственные округа (хора); · коллектив собственников земли. Границы полиса.
Два типа полисного развития Линия сравнения Афины Спарта Законодательная основа государст- венного устройства Реформы Солона (начало VI в. до н. э.) и Клисфена (конец VI в. до н. э.) Законы Ликурга (легендарный законодатель).
Агора — место для народного собрания;
Акрополь — крепость, святилище;
Демос- народ;
Аристократы — знать;
Метеки — чужеземцы, неграждане;
Рабы — основная производительная сила;
Полноправные граждане: · коренные жители полиса · собственники земли Имели право · участвовать в управлении и решении всех дел полиса , участвовать в выборах,защищать полис от врага, участвовать в религиозных церемониях.
Афины Спарта Тип полиса Демократический полис Олигархический полис Органы управления Народное собрание — высший орган власти. Архонты — избираемые должностные лица (исполнительная власть). Буле — совет для ведения важнейших дел. Стратеги — командующие армией и флотом. Гелиэя — избираемый суд Два царя (изби- рались из рода Гераклидов) — высшие военачальники , судьи и жрецы. Совет старейшин ; Народное собрание . Эфорат — орган, контролирующий власть и жизнь спартиатов Элементы политического режима Принципы гражданственности, законности и политической свободы Тотальное проникновение власти во все стороны жизни спартиатов.
Вопросы и задания к таблице. 1. На основе пункта «Афины и Спарта» (с. 58—59 учебника) заполните таблицу «Два типа полисного развития». 2. В чём их принципиальное различие? Какому устройству полиса вы отдадите предпочтение? Ответ обоснуйте.
Закрепление.
Игра «Открытый микрофон» Учащиеся по очереди называют термины , имена ,исторические понятия изученные в ходе урока.
Домашнее задание .п.4 ,Всеобщая история .10 класс.