Конспект урока по русскому родному языку 3 класс
Урок 1
Тема урока:
Где путь прямой, там не езди по кривой.
Цель: познакомить со словами, связанными с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми (правда – кривда, дружба и братство, занятия людей).
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять цель урока,
объяснять различия в понятиях «выдумка», «фантазия», «ложь», «обман»,
извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров, делать выводы,
соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
- Перед вами учебник «Русский родной язык».
3. Самоопределение к деятельности
Знакомство с учебником
- Откройте учебник на стр. 4. Прочитайте название раздела («Русский язык: прошлое и настоящее»)
- Прочитайте, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе.
- Прочитайте тему урока. («Где путь прямой, там не езди по кривой»)
- Найдите к пословице слова, противоположные по значению. (Прямой – кривой)
- По какому пути идти лучше? (По прямому. Он короче)
- Как вы поняли пословицу? (Если есть простые решения, не нужно ничего усложнять)
4. Работа по теме урока
Упр. 1 (с.4 – 5)
(Выполняется коллективно)
- Посмотрите на знак около этого задания. Что он обозначает? (Учимся наблюдать и делать выводы)
- Прочитайте задание. Как вы его поняли? (Прочитать текст, сравнить выделенные слова и сказать, чем они похожи) (Ученик читает текст)
- Прочитайте выделенные слова. Чем они похожи? ( Придумывали небылицы, сочинял, врут, обманываем, выдумываем, сказки рассказываем.
- Эти слова похожи тем, что они обозначают – говорить неправду)
- Прочитайте вторую часть задания. Объясните, что вы будете делать. (Запишем выделенные слова и образуем от них однокоренные слова, которые называют человека)
- Выполните задание самостоятельно. Обратите внимание на образец выполнения.
(Проверка. На доске записаны слова из текста. Учащиеся называют слова, которые они составили).
Придумывали небылицы – придумщик.
Сочинял – сочинитель
Врут – врун
Обманываем – обманщик
Выдумываем – выдумщик
Сказки рассказываем – сказочник (или рассказчик)
- Рассказ Николая Носова называется «Фантазёры». Образуйте глагол от этого слова (Фантазировать)
- Вы сказали, что в значении выделенных слов общим является «говорить неправду». Всегда ли говорить неправду плохо? (Нет. В рассказе ребята выдумывают, сказки рассказывают, это не плохо)
Если бы не было фантазёров, то не было бы сказок, рассказов и многих интересных книг.
- А какие из написанных слов «плохие»? (Врать, обманывать).
- Почему вы так думаете? (Когда люди врут, обманывают, они это делают ради личной выгоды).
- Какое из написанных слов можно использовать для названия рассказа? (Выдумщики)
- Послушайте стихотворение Б. Заходера
«Моя Вообразилия»
В моей Вообразилии,
В моей Вообразилии
Болтают с вами запросто
Настурции и Лилии;
Умеют львы косматые
Скакать верхом на палочке,
А мраморные статуи
Сыграют с вами в салочки!
Ура, Вообразилия,
Моя Вообразилия!
У всех кому захочется,
Там вырастают крылья;
И каждый обязательно
Становится кудесником
Будь он твоим ровесником
Или моим ровесником!...
В моей Вообразилии.
В моей Вообразилии –
Там царствует фантазия
Во всем своем всесилии;
Там все мечты сбываются
А наши огорчения
Сейчас же превращаются
В смешные приключения!
В мою Вообразилию
Попасть совсем несложно:
Она ведь исключительно
Удобно расположена!
И только тот, кто начисто
Лишен воображения, -
Увы, не знает, как войти
В её расположение!...
- Кто придумал Вообразилию: врун или выдумщик? (Придумал выдумщик. Он фантазирует о том, чего нет на самом деле)
- Какой вывод можно сделать из текста этого упражнения? (Неправда может быть фантазией, и тогда она создает сказки и Вообразилию. А может быть ложью, и тогда она приносит вред)
Рубрика «Из истории языка и культуры» (с.5)
- Прочитайте самостоятельно статью рубрики. Скажите, что обозначало слово «врать» во времена А. С. Пушкина? (Говорить глупости, попусту болтать)
- С какой пословицей вы познакомились? Что она означает? («Не любо – не слушай, а врать не мешай». Я буду выдумывать, говорить чепуху, а если ты не хочешь слушать – уходи и не мешай слушать другим)
- Прочитайте в Толковом словаре на с. 5 значение слова «россказни». Назовите синоним к этому слову. (Выдумки)
Упр.2 (с.5) Трудное задание
- Назовите синонимы к слову «правда» (Истина, честность)
- Назовите антонимы к этому слову (Ложь, обман, неправда, вранье, вымысел, небылица, …В словаре дано 20 антонимов)
- Каких слов получилось больше? Почему? (Ложь бывает разной, а правда - одна)
5. Закрепление изученного материала.
Упр. 3(с.5 – 6)
(Коллективная работа)
- Прочитайте задание. Найдите и прочитайте слова для справок.
- Какими словами заполните пропуски? Прочитайте первое предложение. (Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок)
- Прочитайте второе предложение. (Большая ложь начинается с маленького вранья)
- Составьте и прочитайте следующее предложение. (Жить в обмане как в тумане)
- Какое слово нужно вставить в диалог? (Неправда)
- Запишите предложения.
- Из записанных предложений прочитайте пословицы. (1,2,3)
- В каком предложении вставленное слово употреблено в значении «выдумка»? ( В 1)
Рубрика «Из истории языка и культуры» (с.6)
- Прочитайте самостоятельно статью рубрики.
- Что обозначало слово «правый» у русских людей? ( Правильный, справедливый, честный )
- Какое слово использовалось для обозначения направления? ( Десный, от слова «десница» - правая рука)
- Какой антоним был у слова «правда»? (Кривда)
Упр. 4 (с. 6 – 8)
Работа в парах.
- Прочитайте задание. Договоритесь, кто из вас будет выполнять первое задание (касающееся Правды), а кто второе (Кривды)
(Учитель читает текст сказки)
- Объясните значение слов
Чевствуют - ….. ( оказывают почести, уважают )
Постылая - … ( вызывающая неприязнь, отвращение )
Заспесивилась –… ( загордилась, заважничала )
Увертка, изворот –… ( хитрость, уловка )
(Самостоятельное выполнение задания. Проверка)
Правда
Правда чище красного солнца.
Из ясных очей приветом светит.
Идет прямо, как стрела.
Покачала головой и пошла
В увертки да извороты не пускается, много слов не раздает.
Кривда
Заслонила рукой глаза, прищурилась.
Ковыляет да пошатывается.
Говорит себе под нос.
Говорит сладким голоском
Подслеповатые очи.
Рассердилась, ощетинилась, закричала, зашипела.
- Составьте общий текст. Стр. 8
(Совместная работа в паре. Проверка. Несколько учеников читают получившийся текст.)
Ответ
( Правда, как солнышко светит, а Кривда заслоняет рукой глаза, Правды боится.
Правда прямо идет, как стрела, а Кривда ковыляет да пошатывается.
Правда покачала головой и пошла, в увертки да извороты не пускается, много слов не раздает, а Кривда рассердилась, ощетинилась, закричала, зашипела )
- Почему так по – разному ведут себя Правда и Кривда? ( Правда уверена в своей правоте, ей доказывать ничего не нужно, а Кривде приходится постоянно доказывать что – то, изворачиваться )
- Какие пословицы произносит Правда? ( Кривде за худым делом далеко не ходить. Плохо тому, кто с Кривдой дружится. С Кривдой весь свет пройдешь, да назад не вернешься. Ложь не живуча )
- Прочитайте пословицы Кривды. ( Правда как глянет в лицо, то словно горький дым глаза ест. Без правды люди не живут, а маются. Соврешь – не помрешь )
6. Рефлексия
- Прочитайте тему урока. Как вы считаете, у кого путь прямой, у Правды или у Кривды?
( Путь прямой у Правды. Кривде приходится постоянно ковылять, пошатываться, поэтому лучше говорить правду )
Подведение итогов урока.
- Какие новые слова и понятия вы узнали на уроке? ( Слова «врать» раньше обозначало «говорить глупости», слово «россказни» - «выдумки», «небылицы». Слово «правый» в давние времена обозначало «правильный, честный», а то, что находится справа, - десный; десница – правая рука )
- Какая пословица вам понравилась больше?
- Какой вывод вы сделали для себя из сказки В. Даля?
Домашнее задание
- Найти по две пословицы о правде и о лжи.