СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Героические образы в музыке и искусстве»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема урока: «Героические образы в музыке и искусстве»

Цель: Раскрыть взаимосвязь музыки и изобразительного искусства через произведения русских художников и музыкантов.

Планируемые результаты:

Предметные: Формирование внутренней мотивации к учению посредством организации самостоятельной познавательной деятельности учащегося;

Метапредметные: Направить внимание учащихся на постижение художественного воплощения образа защитника Отечества различными видами искусства;

Личностные: Воспитывать нравственно-эстетические чувства. Пробудить в душе ребёнка любовь к Родине и желание быть её защитником.

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Героические образы в музыке и искусстве»»

Конспект урока музыки.



Тема урока: «Героические образы в музыке и искусстве»

Цель: Раскрыть взаимосвязь музыки и изобразительного искусства через произведения русских художников и музыкантов.

Планируемые результаты:

Предметные: Формирование внутренней мотивации к учению посредством организации самостоятельной познавательной деятельности учащегося;

Метапредметные: Направить внимание учащихся на постижение художественного воплощения образа защитника Отечества различными видами искусства;

Личностные: Воспитывать нравственно-эстетические чувства. Пробудить в душе ребёнка любовь к Родине и желание быть её защитником.



Оборудование: Компьютер, проектор, музыкальный центр, доска, портреты.

Ход урока:

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный момент

1

Здравствуйте ребята.

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.

Здороваются с учителем

Регулятивные


2

Раскрытие темы

20

Прежде чем назвать тему нашего урока, я спою вам песню, а вы скажите о ком или о чем она. Звучит песня “О России”. Правильно, песня про Россию. А для нас с вами Россия? Она наша родина. Территория нашей Родины очень большая и с древних времен со всех сторон на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, нашими природными богатствами, поработить русский народ. И конечно, всегда находились защитники земли русской, имена которых дошли до наших дней. Мы восхищаемся их подвигами. Назовите известных вам героев, защитников Отечества (Илья Муромец, Александр Суворов, Александр Невский). Верно. И образы богатырей, защитников Родины в разные времена волновали композиторов, художников и они разными средствами, независимо друг от друга воплощали эти образы в своих произведениях. Композиторы при помощи звуков, художники при помощи красок.

Итак, давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве.

Правильно. И сегодня наша задача ответить на вопросы: есть ли взаимосвязь между музыкой и изобразительным искусством? Можем ли мы увидеть музыку и услышать живопись? В конце урока вы сами дадите ответы на эти вопросы.

Сейчас прозвучит знакомое вам произведение русского композитора. Послушайте его внимательно и ответьте на вопросы:

Звучит фрагмент симфонии №2 А.П.Бородина.

- Что это за музыкальное произведение?

- Кто является автором?

-Какой образ рисует в вашем воображении эта музыка?

Образ человека смелого, решительного, могучего, сильного, людей богатырей.

А кто исполнял?

Симфонический оркестр.

Как называется произведение, созданное для симфонического оркестра?

симфония.

Верно. Если бы вы были художниками, какие бы краски взяли для изображения этой музыки? (Ответы детей).

А.П. Бородин так ее назвал ''Богатырская'', и она действительно рисует нам образ былинных русских богатырей- защитников Отечества.

А какая из известных вам картин наиболее созвучна этой музыке?

Картина русского художника Виктора Михайловича Васнецова ''Богатыри''

У: Молодцы, ваше творческое воображение подсказало вам правильный ответ

Интересный факт: Когда Васнецов закончил работу над картиной он говорил: ''Я хотел, чтобы картина звучала как музыка, пелась как былина, волновала, как родная песня. '' Как вы думаете, удалось это художнику, звучит картина?

''Богатырская'' симфония композитора Бородина и картина ''Богатыри'' художника Васнецова появились независимо друг от друга и создатели этих произведений никогда не встречались, но мы не случайно в своем восприятии объединяем эти произведения, так как они связаны общей идеей прославления силы и могущества нашей Родины, и ее героев, богатырей.

А теперь послушаем еще одно произведение. (Звучит «Ледовое побоище» кантата «Александр Невский» С.С Прокофьева)

- Что это за произведение?

- О ком это произведение?

- Кто является композитором?

Прозвучала кантата «Александр Невский» С.С Прокофьева. А кто такой Александр Невский? Он герой, защитник. В 20 лет он одержал великую победу на Неве-реке, а в 22 года разбил рыцарей-тевтонов в Ледовом побоище! Вот он, защитник, стоит во всю высоту полотна. Лик его суров, непреступен и грозен. Что же он нам хочет сказать?

« Кто придет на Русь с мечом, тот от меча и погибнет»

Что такое кантата? Кантата — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. Как вы думаете, этот фрагмент о ком? Конечно, о самом Александре Невском. Посмотрите на экран. На нем мы видим картину Павла Корина «Александр Невский».

Эта картина, как и сама кантата «Александр Невский» были написаны в 20 веке. Прокофьев написал кантату для одноименного фильма режиссера Сергея Эйзенштейна, ведь кино тоже является разновидностью искусства. Каким изображен Александр Невский? Как вы думаете, образ Александра Невского, который мы увидели во фрагменте кантаты и его образ на картине соответствуют друг другу? Чем они похожи? Прекрасные произведения великих мастеров В. Васнецова и А.П. Бородина, П. Корина и С.С. Прокофьева рассказывают нам о далеких событиях. Но эти произведения были созданы ими гораздо позже событий, описанных в картинах и музыкальных произведениях.

Проблемный вопрос:

- Что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого? Воспевая русскую богатырскую мощь, великие мастера изображали не только славное прошлое нашего народа, но и его славное героическое будущее. Изображая историческое прошлое, заимствовав сюжеты из истории, сами произведения, всем свои духом будят в нашем воображении события 20 века.

Они говорят нам о том, что нельзя забывать своей истории.


Дети думают, отвечают на вопросы

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

К: Участвуют в учебном диалоге.

3

Продолжение темы

13

В XX веке была еще одна страшная война – Великая Отечественная, унесшая миллионы человеческих жизней. Нет такой семьи, которой не коснулась бы эта война.

Я думаю, что всех, кто сражался на фронте, а так же тех, кто работал в тылу тоже можно назвать героями. Они для нас всегда пример. О них сложено много песен, написано много картин.

Вы уже четверное поколение, которому не довелось пережить тех ужасов войны. Но забывать об этом нельзя.

Более 10 тысячам человек во время Великой отечественной войны было присвоено звание Героев Советского Союза. А в наше время кого мы можем назвать героями?

Тех, кто стоит на защите нашей Родины. Это солдаты, которые днем и ночью охраняют наш покой и зорко охраняют наши границы.

В наше время тоже пишут картины о том тяжком времени, пишут стихи и сочиняют музыкальные произведения.

Нелегко досталась победа русским воинам в этой страшной, кровопролитной войне...

Откуда же черпали свою неиссякаемую силу эти солдаты? Не от русских ли богатырей досталась она им – далёких предков, о которых сложены песни, сказания, былины?

-Ребята, а кто такие богатыри?

-Герои народных сказаний, песен, былин… Сильные люди...

-Только ли сильные? Вокруг нас много сильных людей, значит, все они богатыри? Давайте не будем торопиться с ответом, а посмотрим на репродукцию картины русского художника В.Васнецова “Богатыри”. Кто на ней изображён?

Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

Вслушайтесь в слово “богатырь”. От какого слова оно произошло?

-“богатый”, “ходит под Богом”, “Богом данный дар”

-Интересный ответ. Каков же дар дан каждому из них?

-Одному - сила, другому – ум, третьему- доброта.

-А что по-вашему важнее для человека из этих 3-х начал? Нужна ли человеку сила, если нет ума-разума? А ум без доброты что принесёт человечеству?

-Зло, несчастье.

-Так что же делает человека поистине богатым?

-Всё вместе: и сила, и ум, и доброта.

-Вот, оказывается, кто таков настоящий Богатырь! Какой глубокий смысл вложил художник в свою картину! А как изобразил он богатырей – с какой любовью! И как прекрасен русский пейзаж в ней! Не правда ли, картина очень музыкальна? Если бы вы были композиторами, то какую музыку сочинили бы, созвучную этой картине?

-Величавую, богатырскую...

-Какой характер мелодии вы бы выбрали, чтобы передать образ богатырей?

-Решительный, грозный, мужественный...

Дети думают, анализируют, отвечают на вопросы

Личностные, регулятивные, коммуникативные

4

Пение

5

Как вы думаете, защитником Отечества могут быть только взрослые?

-Нет, не только взрослые, но и дети.

-Знаем мы песни о юных богатырях, защитниках Родины?

-“Песня о маленьком трубаче”, “Отважная песня, «Погоня»!

Споем мы свами песню «Погоня».

ВХР

ВХТ

Методы и приемы

1. Интонационные:

-повтор одного звука

-хроматизм.

-собственный показ.

-помощь инструмента.

-показ звуковысотности.

2. Ритмические:

-распевы.

-собственный показ.

-помощь инструмента.

-показ звуковысотности.

3. Дикционные:

-окончание фраз словами с согласной в конце.

-распевы.

-собственный показ.

-помощь инструмента.

-показ звуковысотности.

Молодцы!

Дети поют

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

5

Рефлексия

1

Сегодня на уроке мы познакомились с прекрасными творениями великих мастеров, которые в своих произведениях воспели мужество, героизм, силу, благородство русских защитников Отечества.

Теперь сопоставьте все сказанное на уроке и сделайте вывод: кто же такой герой?

(Герой - это человек, который совершает подвиг, сражается с врагом, защищает свою Родину.)

Вы все сегодня замечательно поработали.

В заключение нашей встречи мне хочется пожелать стать вам такими же доблестными, сильными, смелыми, преданными Родине защитниками своего Отечества, о которых вы узнали на уроке.

Домашнее задание

Дома постарайтесь найти пословицы, поговорки, стихи о смелости и храбрости или сочинить свои.

Дети отвечают на вопросы, прощаются

Регулятивные