Прежде чем назвать тему нашего урока, я спою вам песню, а вы скажите о ком или о чем она. Звучит песня “О России”. Правильно, песня про Россию. А для нас с вами Россия? Она наша родина. Территория нашей Родины очень большая и с древних времен со всех сторон на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, нашими природными богатствами, поработить русский народ. И конечно, всегда находились защитники земли русской, имена которых дошли до наших дней. Мы восхищаемся их подвигами. Назовите известных вам героев, защитников Отечества (Илья Муромец, Александр Суворов, Александр Невский). Верно. И образы богатырей, защитников Родины в разные времена волновали композиторов, художников и они разными средствами, независимо друг от друга воплощали эти образы в своих произведениях. Композиторы при помощи звуков, художники при помощи красок. Итак, давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Правильно. И сегодня наша задача ответить на вопросы: есть ли взаимосвязь между музыкой и изобразительным искусством? Можем ли мы увидеть музыку и услышать живопись? В конце урока вы сами дадите ответы на эти вопросы. Сейчас прозвучит знакомое вам произведение русского композитора. Послушайте его внимательно и ответьте на вопросы: Звучит фрагмент симфонии №2 А.П.Бородина. - Что это за музыкальное произведение? - Кто является автором? -Какой образ рисует в вашем воображении эта музыка? Образ человека смелого, решительного, могучего, сильного, людей богатырей. А кто исполнял? Симфонический оркестр. Как называется произведение, созданное для симфонического оркестра? симфония. Верно. Если бы вы были художниками, какие бы краски взяли для изображения этой музыки? (Ответы детей). А.П. Бородин так ее назвал ''Богатырская'', и она действительно рисует нам образ былинных русских богатырей- защитников Отечества. А какая из известных вам картин наиболее созвучна этой музыке? Картина русского художника Виктора Михайловича Васнецова ''Богатыри'' У: Молодцы, ваше творческое воображение подсказало вам правильный ответ Интересный факт: Когда Васнецов закончил работу над картиной он говорил: ''Я хотел, чтобы картина звучала как музыка, пелась как былина, волновала, как родная песня. '' Как вы думаете, удалось это художнику, звучит картина? ''Богатырская'' симфония композитора Бородина и картина ''Богатыри'' художника Васнецова появились независимо друг от друга и создатели этих произведений никогда не встречались, но мы не случайно в своем восприятии объединяем эти произведения, так как они связаны общей идеей прославления силы и могущества нашей Родины, и ее героев, богатырей. А теперь послушаем еще одно произведение. (Звучит «Ледовое побоище» кантата «Александр Невский» С.С Прокофьева) - Что это за произведение? - О ком это произведение? - Кто является композитором? Прозвучала кантата «Александр Невский» С.С Прокофьева. А кто такой Александр Невский? Он герой, защитник. В 20 лет он одержал великую победу на Неве-реке, а в 22 года разбил рыцарей-тевтонов в Ледовом побоище! Вот он, защитник, стоит во всю высоту полотна. Лик его суров, непреступен и грозен. Что же он нам хочет сказать? « Кто придет на Русь с мечом, тот от меча и погибнет» Что такое кантата? Кантата — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. Как вы думаете, этот фрагмент о ком? Конечно, о самом Александре Невском. Посмотрите на экран. На нем мы видим картину Павла Корина «Александр Невский». Эта картина, как и сама кантата «Александр Невский» были написаны в 20 веке. Прокофьев написал кантату для одноименного фильма режиссера Сергея Эйзенштейна, ведь кино тоже является разновидностью искусства. Каким изображен Александр Невский? Как вы думаете, образ Александра Невского, который мы увидели во фрагменте кантаты и его образ на картине соответствуют друг другу? Чем они похожи? Прекрасные произведения великих мастеров В. Васнецова и А.П. Бородина, П. Корина и С.С. Прокофьева рассказывают нам о далеких событиях. Но эти произведения были созданы ими гораздо позже событий, описанных в картинах и музыкальных произведениях. Проблемный вопрос: - Что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого? Воспевая русскую богатырскую мощь, великие мастера изображали не только славное прошлое нашего народа, но и его славное героическое будущее. Изображая историческое прошлое, заимствовав сюжеты из истории, сами произведения, всем свои духом будят в нашем воображении события 20 века. Они говорят нам о том, что нельзя забывать своей истории. |