СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Гигиенические условия обеспечения образовательного процесса. Гигиенические и валеологические основы дошкольного и школьного воспитания. Тип урока: УФНЗ

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Гигиенические условия обеспечения образовательного процесса. Гигиенические и валеологические основы дошкольного и школьного воспитания.

Тип урока: УФНЗ

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Гигиенические условия обеспечения образовательного процесса. Гигиенические и валеологические основы дошкольного и школьного воспитания. Тип урока: УФНЗ»

Учебный предмет: Анатомия, физиология , гигиена с основами медицинских знаний(1ч)


Тема урока: Гигиенические условия обеспечения образовательного процесса. Гигиенические и валеологические основы дошкольного и школьного воспитания.

Тип урока: УФНЗ

Цель занятия: развить представление об общих принципах организации и роли гигиенических условий обеспечения образовательного процесса.изучить особенности гигиенических и валеологических основ дошкольного; формировать целостное представление о строении детского организма;

воспитывать бережное отношение к растущему детскому организму.

Ход занятия

  1. Организационный момент

  2. Формулирование целей и задач урока

  3. Актуализация знаний

4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.

5.Закрепление материала

6.Задание на дом. Составить перечень гигиенических условий

3. Актуализация знаний

3.1. Какими документами регламентируются гигиенические требования к организации образовательного процесса.

3.2. СанПиН это-…

3.3. Почему необходимо соблюдать гигиенические требования?


4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.

4.1. СанПиН, специфика образовательного процесса

4.2. Школьный общепит и питьевой режим

4.3.Санитарно-эпидемиологические требования к организации рабочего пространства кабинета

4.4. Мебель для учащихся

4.5. Санитарно-технические условия, общие сведения

4.6. Освещение

4.7. Организация учебного процессса


5. Закрепление материала

Составить перечень гигиенических условий

? Что мы понимаем под правилами безопасного поведения в быту.

? Какие приемы поведения в быту можно отнести к гигиеническим, а какие к валеологическим

? Какой фактор максимально влияет на здоровье растущего ребенка.

? Главная цель валеологического образования


5.1.Рефлексия.






МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ.


Специфика образовательного процесса:

  • СанПиН по школам определяет максимально позволенное количество уроков по возрастам школьников: расписание должно соответствовать нормативам (к примеру, для первоклассников не разрешено более, чем четыре урока в день, у выпускников допускается 7-8);

  • для учащихся первых классов в учебном году могут быть предусмотрены дополнительные каникулы;

Школьный общепит:

  • школа обязана обеспечить свободный доступ к водоснабжению;

  • качество продуктов для питания и питьевой воды администрации школы контролирует согласно нормы СанПиН для школ;

  • каждый, кто работает в школьной столовой 2 раза в год обязан пройти медосмотр и т.д.

Отдельно большое внимание СанПиНы для образовательных учреждений уделяет питьевому режиму. Организация этого процесса должна постоянно находиться под контролем руководства школы. Предусматривается 2 варианта осуществления питьевого режима: стационарные фонтанчики для питья и вода из емкостей с расфасованной водой. К местам питья в школе необходимо обеспечить доступ на протяжении всего времени пребывания детей в образовательном заведении.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации рабочего пространства кабинета останавливаются на следующих моментах:

«7.1.9. Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

  • не закрашивать оконные стекла;

  • не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65 - 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;

  • очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной)»

Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение.

СанПиН описывает:

  • высоту потолков;

  • какого цвета могут быть стены в классах и в самой школе;

  • как должна выглядеть, каким цветом следует покрасить доску в классе;

  • может ли быть в классной комнате шкаф для верхней одежды учеников;

  • как должна выглядеть входная дверь в класс.

В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие.

Школьная мебель для учащихся имеет размеры, соответствующие росту детей. Нормы СанПиНа в школе 2017 года подчеркивают, что размеры сидений и парт должны соответствовать значениям, приведенным в таблице ниже.

Таблица

«Размеры школьной мебели и ее маркировка»

Номера мебели

по ГОСТам 11015-93 11016-93

Группа роста (в мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм)

Цвет маркировки

Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)

1

1000 - 1150

460

Оранжевый

260

2

1150 - 1300

520

Фиолетовый

300

3

1300 - 1450

580

Желтый

340

4

1450 - 1600

640

Красный

380

5

1600 - 1750

700

Зеленый

420

6

Свыше 1750

760

Голубой

460

 

Гигиенические условиях урока влияют на состояние здоровья участников учебного процесса.

Характеристика гигиенических условий:

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители.

.Санитарно-технические условия, общие сведения

Полезная учебная площадь кабинета (лаборатории): ______ м2;

Площадь препараторской (при ее наличии): ______________ м2;

Площадь на одного учащегося ________ м2

Общее количество рабочих мест: ________ ;

Покрытие пола: деревянное

Отделка стен: масляная краска

Отделка потолков: побелка

Микроклимат:

температура, влажность, скорость движения воздуха.

Освещение (естественное, искусственное) Искусственная освещенность: тип освещения – общее

Люминесцентными лампами, удельная электромощность 25 Вт/кв.м. 600 люкс

Наличие солнцезащитных устройств – жалюзи.

Шум,ультразвук, инфразвук ,вибрация ,излучение

Вентиляция – форточки, вентиляционная система .

Система отопления – радиаторная.

Кондиционирование воздуха

Показатели микроклимата указываются на основании требований Сан ПиН

и особенностей учебного кабинета (лаборатории)

Оборудование рабочего места

Столы: специализированные – длина стола (на 1 рабочее место) 86 см,

Расстояние между стеной и рабочими столами: 50 см

Оконной стеной и рабочими столами – 50 см, между рабочими столами – 60-70 см,

Стулья: стандартные

Соответствие мебели росту учащихся 1 размер

Организация учебного процессса

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа

Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки). Место и длительность применения ТСО. Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения. Поза учащегося, чередование позы. Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации :стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт— напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик (сотрудничество — соперничество, дружелюбие —враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие.

Образовательный стандарт дошкольного образования, утв. 15.09.2019г. (https://adu.by/images/2019/10/obraz-standart-doshk-2019-rus.pdf)

В пункте 18. Обозначает «Составляющими воспитательной работы являются:

воспитание культуры здорового образа жизни (формирование навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование);

умений выполнять правила личной гигиены, содержать свою комнату, вещи, игрушки в порядке. Так, в главе 5 Требования к уровню подготовки воспитанников (планируемые результаты освоения воспитанниками 5–7 лет содержания учебной программы дошкольного образования)отражены, например следующие навыки:

Воспитанник (5-6лет) выполняет основные правила здоровьесберегающего, безопасного поведения;

 самостоятельно выполняет гигиенические процедуры, правильно пользуется столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), соблюдает правила приема пищи и поведения за столом;

 выполняет правила сохранения и укрепления здоровья (соблюдает распорядок дня, употребляет продукты, полезные для здоровья и др.);

 различает признаки хорошего и плохого самочувствия, обращается за помощью к взрослому при плохом самочувствии, осознает важность оказания первой помощи (под наблюдением взрослого);

 выполняет правила безопасного поведения в быту, на улице, в природе, соблюдает осознает последствия при невыполнении правил поведения в потенциально опасных для жизни и здоровья ситуациях (при пожаре – не прятаться, звать взрослых на помощь и др.);

Воспитанник(6-7лет) выполняет основные правила здоровьесберегающего, безопасного поведения;

 анализирует взаимосвязь между совершаемым действием и его пользой для здоровья если чистить зубы, то они будут здоровыми, и др.);

 осознанно и мотивированно использует накопленный опыт сохранения и укрепления здоровья (соблюдать распорядок дня, выполнять физические упражнения и др.);

 рассказывает о значении физических упражнений, закаливания, рационального питания для укрепления здоровья, о влиянии полезных и вредных привычек на здоровье человека;

 самостоятельно выполняет культурно-гигиенические процедуры, правильно пользуется столовыми приборами и принадлежностями, соблюдает правила столового и гостевого этикета (пользоваться салфеткой, брать пищу маленькими кусочками и т.д.)

 различает опасные ситуации бытового, социального, технического и природного характера (не разговаривать, не брать угощения от незнакомых людей, не включать газовую плиту, передвигаться осторожно во время гололеда и др.);

 рассказывает, как вести себя в потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе; соблюдает правила дорожного движения, правила безопасного поведения (пить чистую воду, не подходить и не кормить с руки животных и т. д.);

Следует отметить факторы, влияющие на здоровье: наследственный – 20%; экологический – 20%; медицинский – 10%; образ жизни – 50% (социальный, психологический и культурный)

Валеология — это наука, изучающая внутренние резервы человеческого организма, пути их увеличения. НАУКА О ЗДОРОВЬЕ. Гигиеническое и валеологическое воспитание взаимосвязаны и неразделимы. Гигиена- как основа сохранения здоровья, а валеология- совершенствование резервов организма через различные пприемы.

Главная цель валеологического образования - помочь ребенку вырасти крепким и здоровым, дать малышу понять, что здоровье - главная ценность жизни человека.

Овладение детьми валеологическими и гигиеническими знаниями и умениями происходит через занятия-игры, занятия-беседы, экскурсии, целевые прогулки, спортивные праздники и развлечения.

На занятиях по валеологии дети знакомятся:

• с элементарными знаниями о внешних органах человека, то есть теми, какие доступны для изучения и наблюдения;

• с основами первой помощи при травмах;

• с основами безопасности поведения;

• приобретают навыки ухода за органами;

• приобретают навыки сохранения и укрепления осанки, профилактики плоскостопия.

В оздоровительную работу включаются следующие моменты:

1. Обучение детей приемам оздоровления: ручной массаж лица, ладоней, ушной раковины; упражнения на расслабление мышечного напряжения (релаксация), гимнастика для глаз и другие виды гимнастик). ВИДЫ И МЕТОДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ.

2 .Формирование навыков саморегуляции поведения (коммуникативные игры, игры на развитие эмоциональной сферы).

3. Организация работы по оздоровлению детей через систему занятий: живопись с помощью пальчиков, рук, ног с последующим успокаивающим массажем; включение в занятия валеологических песен, релаксационных музыкальных фрагментов, оздоровительных игр, просмотров мультфильмов, развивающих программ валеологической направленности («Азбука безопасности», «Правила хорошего тона», «Смешарики»).

4. Реализуются валеологические проекты («Полезные продукты»; «Человек и его защита», «Секреты питания», «Настроение» и др.).