Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников | Фронтальная, индивидуальная | -Мы сегодня начинаем новый раздел, изучению которого посвятим десять занятий и сейчас попробуем путем разгадывания кроссворда и нахождения ключевого слова узнать общую идею темы четверти. -Общее название темы блока уроков мы определили, это было не так сложно, за исключением некоторых построек, которые вам не совсем хорошо знакомы (или знакомы, но не знали названия их). -Так попробуем догадаться, о чем конкретно мы будем вести речь на сегодняшнем уроке. Разные города, страны, разные по стилю архитектурные сооружения мы отгадывали, они построены в разные временные промежутки… Есть идеи названия темы урока? -Придумываем красивое название урока, записываем его на доске и ставим цель и задачи урока. | Слушают учителя. Отгадывают названия городов, архитектурных построек, загадываемых в кроссворде, определяют ключевое слово « архитектура», выделяющееся по вертикали. Возможные ответы: «Разные города», « Старинный город», «Города или Архитектура прошлого», « Архитектурные стили»… | Познавательные: понимают значение определения «архитектура» Коммуникативные: включаются в диалог, формулируют ответы на вопросы. Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности. Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; проявляют интерес к архитектурно-художественному облику города. |
Изучение новых знаний | | Организует эвристическую беседу. -Ребята, когда человек научился строить для себя жилище? -Какие материалы он использовал для этого, почему? -Древние сооружения известны вам давно, как называется этот архитектурный стиль и, если можете, охарактеризуйте его (основные элементы, материал, цвет, местонахождение) - Каковы основные характеристики античного зодчества? Подсказки даются во время демонстрации презентации с наиболее известными постройками Др.Греции и Рима. -При выполнении практического задания можно будет выполнить зарисовки сводов, арок, куполов античных зданий, впоследствии соединив прямоугольные формы с колоннами, арками и куполами, получить аппликацию - образ античного здания. -Архитектурный стиль может определяться как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон. Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов. Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу. -Какие архитектурные стили вам известны? Демонстрация построек романского стиля, их краткая характеристика с помощью учащихся. -Романский стиль. Художественный стиль, господствовавший в Западной Европе с середины Х по XII век, - один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Архитектурные сооружения романского периода представляют собой массивные геометрические объёмы, поверхности стен прорезаны маленькими окнами, орнамент используется редко. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня - донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров. Демонстрация слайда с людьми в одеждах готической эпохи. -Что общего между одим из стилей и одеждой вот этой дамы? (в головном уборе-энкин). Определяем название архитектурного стиля (готика). Даем общую характеристику, опираясь на имеющиеся знания. - Готический стиль. Новый архитектурный стиль в ХУ веке получил название готики. Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре ~ храмов, соборов, монастырей, развивался на основе романской архитектуры. В отличие от романского стиля, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Демонстрация трех титанов эпохи Возрождения- Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти. -Ребята, эти великие художники творили в ту эпоху, которая называется…. -Это еще один из великих стилей. Пробуйте охарактеризовать и его. -Период развития архитектуры в европейских странах с начала ХУ века. Особенное значение придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей. Развитие архитектуры Возрождения привело к нововведению в использовании строительных техник и материалов, к развитию архитектурной лексики и документации. (Демонстрация слайдов -собор Святого Петра в Риме ) Демонстрация слайдов известных каждому петербуржцу-Зимнего дворца, екатерининского дворца, Большого дворца в Петергофе. -Знакомый стиль? -Барокко. Период начался в конце ХУI и завершился в конце ХУIII века. Архитектурные формы барокко подражали итальянскому Ренессансу, однако превзошли его по сложности, многообразию и живописности. Фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период Ренессанса. Все подчинено общему архитектурному замыслу. - Что вы слышали о стиле классицизм, быть может, слыша это слово, вы сможете догадаться, откуда он появился, какими общими чертами наделен? -Классицизм, ХVШ век возродил архитектурные формы античности. Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио. Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Для классицизма свойственна сдержанность декоративного убранства. -К середине XIX века чистота стиля уходит из отечественной архитектуры, и мы видим сооружения, в которых преобладает смешение стилей, которое называется (как?) эклектика. Одновременно с этим возникает архитектура стиля модерн, своей художественной логикой и цельностью противостоящая эклектике в архитектуре. Искусство стиля модерн энергией своего отрицания устоявшихся канонов и поисков новых форм предвещало взлет архитектуры в новейшей истории. Но это уже другая история… | Примерные ответы обучающихся… - С древнейших времен человек научился строить для себя жилище. Для этого использовались природные материалы, которыми была богата окружающая местность. Большое количество домов образовывало поселения. Для обороны от врагов поселения обносились стенами, огораживались тыном или частоколом, плетнем или деревянной стеной. Поэтому русское слово «город» первоначально означало «укрепление» и произошло от выражений «огораживать», «обносить оградой», «городить». Возможные ответы… - Римляне, греки вошли в историю как выдающиеся строители. Античный город рождал ощущение естественности красоты, творимой человеком, верящим в радость бытия и собственные силы. Соразмерность и художественная цельность - основа античного идеала красоты. Эфес - древний город. -Во-первых, это непременное наличие колонн. Во-вторых, пропорции здания таковы, что его высота преобладает над шириной, причем достигается это именно наличием многочисленных колонн, поддерживающих потолочные конструкции. (Архитектура Древнего Рима.) В-третьих, неотъемлемой частью античного здания являются свод, арка и купол. (Древний Рим.) -Возможные ответы…Романский, готический, барокко… Возможные ответы.. Остроконечный головной убор похож на собор. Возможные ответы- Ренессанс, Возрождение. Ответы обучающихся и их рассказ об известном стиле –барокко. Возможные ответы учащихся.., Возможный ответ …Эклектика | Познавательные: понимают значение архитектурно-пространственной композиционной доминанты во внешнем облике города; создают образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе. Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; учатся задавать вопросы, организовывать самостоятельную деятельность; излагают своё мнение; с помощью учителя планируют деятельность. Личностные: проявляют познавательную активность, интерес к изучению нового материала; формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности |
Применение новых знаний, обобщение и систематизация | | - Перед вами таблицы с изображениями различных зданий, они помогут вам сориентироваться в стилях и более правильно отразить в рисунке сходство. Каждая группа будет выполнять работу в каком-либо архитектурном стиле - это вы выбираете самостоятельно. Например, 1-я группа- здания в готическом стиле, 2-я - здания в романском стиле, 3-я команда ренессанс, 4~я - барокко, 5-я - классицизм , 6-я – модерн, 7- я- эклектика. Разделимся на группы и начнём. -А теперь каждая группа приступит к выполнению одного из заданий 1) Коллаж - город из зданий одного выбранного архитектурного стиля (нарисованные или с использованием готовых фотоматериалов или вырезанных из тонированной бумаги). 2) Кроме города, можно выполнять зарисовки отдельных архитектурных элементов, например, колонны, окна-розы, портала здания или витража. Эти зарисовки можно будет собрать в единую коллекцию-раскладушку, которая будет являться пособием по изучению того или иного стиля. 3) Живописный этюд части города. 4) Свой вариант работы. | Выполняют типовые задания по установленному алгоритму. | Познавательные: осваивают основные этапы работы в группе; понимают особенности художественных стилей разных эпох: учатся создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе. Регулятивные: планируют деятельность в группе; определяют способы достижения цели. Личностные: осознают свои интересы и цели; развивают художественные способности в процессе работы над творческой работой. |