Всероссийский конкурс
«Мастерская учителя химии»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
Методическая разработка урока по курсу: «Химия»
по теме «Физические и химические явления»
Выполнила учитель химии и биологии,
Смолянина Татьяна Николаевна
Вологда
2017
Тема урока: «Явления физические и химические»
Класс: 8.
Название курса: Химия.
Цель урока: . формирование представлений учащихся о физических и химических явлениях, признаках и условиях химических реакций на основе интеграции знаний по физики, биологии, ОБЖ.
Задачи урока:
Образовательные:
формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений;
формировать умение проводить эксперимент в целях бережного отношения к здоровью;
формировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека;
изучить понятий «физические явления», «химические явления», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций»;
показать практическую значимость знаний о химических явлениях, используя межпредметные связи.
Воспитательные:
Развивающие:
развивать познавательную и коммуникативную активность,
развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы.
В ходе урока формируются и развиваются следующие компетенции:
ценностно-смысловые (способность ученика видеть и понимать окружающий мир);
учебно-познавательные (умения учащихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности - организация целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки);
информационные (умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать ее и т. д.)
коммуникативные (навыки работы в группе, способы взаимодействия с окружающими людьми).
Тип урока: изучение нового материала.
Методы:
репродуктивный,
частично-поисковый,
поисковый.
Оборудование и реактивы:
на демонстрационном столе: 4 стакана, пробирка, спички, свеча, лучина, NaHCO3, CH3COOH, H2O, NaOH, Ф.Ф.
на столах учащихся: подносы для проведения опытов, предметное стекло, деревянная палочка, тигельные щипцы, ступка, пестик, лучина, спички, парафин, CaCO3, HCI, NaHCO3, CaCl2.
Литература:
Химия. Рабочие программы учителя: 8-11 классы / Н.Е. Кузнецова, Н.Н. Гара. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Кузнецова Н.Е. Химия. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара. – 4-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2012.
Структура урока:
Мотивация.
Целеполагание. Актуализация знаний учащихся из курса биологии, физики и ОБЖ. Создание проблемной ситуации.
Эксперимент как способ познания.
Анализ и обобщение полученных результатов. Вывод (определение химической реакции). Расширение сведений о новом понятии (признаки химических реакций, условия их возникновения).
Закрепление. Рефлексия.
Оценки. Домашнее задание.
Подведение итога урока.
Ход урока
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне сделать самому, и я научусь.
(Китайская мудрость)
Мотивация.
Учитель: Здравствуйте, сегодня наш урок начнется с демонстрации. Вашему вниманию предлагается пронаблюдать 2 опыта (показать банки):
1 опыт: NaHCO3 + CH3COOH → CH3COONa + H2O + CO2↑ (горящая лучина)
2 опыт: NaHCO3 + H2O →
Вопрос: Что вы наблюдали в ходе реакций?
Ответ: 1 опыт – выделяется газ, не поддерживающий горение, т.к. горящая лучина гаснет. 2 опыт – растворение питьевой соды в воде.
Вопрос: Какой можно сделать вывод по результатам проделанных опытов?
Ответ: В 2-х опытах произошли изменения.
Целеполагание. Актуализация знаний учащихся из курса биологии, физики и ОБЖ. Создание проблемной ситуации.
Учитель (задание): В окружающем мире постоянно происходят изменения или по-другому мы их называем явления. Приведите примеры явлений природы, которые нас окружают.
Ответ:
снегопад;
град;
гроза;
радуга;
туман;
шаровая молния;
вулкан;
землятресение;
ураган;
наводнение;
половодье.
Учитель: Обратите внимание на «Времена года», прикрепленные к доске (осень, весна). Вопрос: Что происходит с веществами и телами?
Ответ:
таянье льда: вещество не изменяется, только агрегатное состояние (из твердого в жидкое);
появление зеленого цвета у растений под действием солнечного света (фотосинтез)
Учитель: Какие явления вы знаете из физики (пройдена тема: «Изменение агрегатных состояний веществ»)?
Ответ:
плавление: (т-ж) таяние снега;
кристаллизация: (ж-т) замерзание воды;
парообразование: (ж-г) испарение воды с поверхности океана;
конденсация: (г-ж) выпадение росы;
сублимация: (т-г) испарение нафталина, плавление графита, иней;
десублимация: (г-т) узоры на стекле.
Вопрос: Что происходит с веществами в перечисленных явлениях?
Ответ: Изменяются форма, размеры, агрегатное состояние.
Вопрос: Как называются такие явления?
Ответ: Физические.
Учитель: Сформулируйте тему нашего урока.
Ответ: «Явления физические и ….» (запись в рабочие листы, приложение 1).
Вопрос: Какие еще есть явления кроме физических?
Ответ: Химические (добавляю).
Вопрос: Что мы знаем о них?
Ответ: Химические явления - явления, при которых из одних веществ образуются другие вещества, поэтому их еще называют химическими реакциями.
Вопрос: Что вы хотели бы узнать о них?
Ответ: Научиться определять явления, условия их возникновения и протекания (цель урока).
Эксперимент как способ познания (групповая лаб/работа). Приложение 2.
Инструктаж ТБ (учащиеся) и правила работы в группах (учитель) озвучить (приложение 3, 4).
Опыт 1.Нагревание парафина. На предметное стекло деревянной палочкой нанесите несколько крупинок парафина и, захватив тигельными щипцами стекло, осторожно нагрей над пламенем спиртовки.
Опыт 2. Измельчение мела. Разотрите мел в ступке пестиком.
Опыт 3. Взаимодействие мела с HCI (соляной кислотой). Налейте немного в пробирку раствора выданной кислоты и внесите немного растертого мела деревянной палочкой. Затем, зажгите лучину и внесите ее в пробирку.
Опыт 4. Взаимодействие растворов NaHCO3 (питьевой соды), CaCl2 (хлорида кальция). Налейте в пробирку раствор питьевой соды и прилейте к нему немного хлорида кальция. Затем, зажгите лучину и внесите ее в пробирку.
Результаты опытов
Название опыта | Наблюдения (что изменилось?) | Новые вещества | Вывод (какое это явление?) |
1. Нагревание парафина. | Агрегатное состояние | Не образуются | Физическое |
2. Измельчение мела. | Форма | Не образуются | Физическое |
3. Взаимодействие мела с кислотой. | Образование пузырьков | Образуются | Химическое |
4. Взаимодействие растворов соды и хлорида кальция. | Появление осадка | Образуются | Химическое |
Самооценка/оценка капитана команды за вклад, внесенный при обсуждении группой выводов (сверка результатов с доской).
3 опыт: горение свечи.
Учитель:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела. (Б.Пастернака «Зимняя ночь»)
Что вы наблюдаете при горении свечи? (изменение формы парафина)
Что происходит с веществом? (горение) Почему? (нагревание: свет и тепло)
Почему чернеет стекло? (образуется копать - уголь.) Откуда взялась вода на стенках стакана? (продукт горения свечи)
Т.о., горение – одна из первых реакций, освоенных человеком. Для первобытного человека огонь стал источником тепла, способом защиты от диких зверей, средством труда. Люди с его помощью научились готовить пищу, добывать соль, плавить руду. Горение стало первым процессом, которым человек научился управлять.
4 опыт: NaOH с Ф.Ф.:
Анализ и обобщение полученных результатов. Вывод (определение химической реакции). Расширение сведений о новом понятии (признаки химических реакций, условия их возникновения).
Вопрос: Итак, как можно узнать, что произошла химическая реакция? (выход на признаки химических реакций). (Запись в рабочем листе).
Ответ:
Вопрос: Какие условия необходимо соблюдать, чтобы произошла реакция?
Ответ: (запись в рабочем листе)
нагревание веществ;
действие света.
Вопрос: Для чего нам необходимо знать условия возникновения и протекания химических реакций?
Ответ: Для того чтобы контролировать протекание химических реакций, иногда химическую реакцию необходимо прекратить, например, при пожаре мы стремимся прекратить реакцию горения.
Вопрос (задание): Какие средства тушения пожара нужно использовать в следующих случаях:
Вопрос: Т.о., каковы основные отличия между физическими и химическими явлениями? Приведите их примеры.
Ответ:
Физические явления | Химические явления |
Явления, при которых вещества не превращаются в другие, изменяется только их агрегатное состоянии, форма, размер. Примеры: плавление парафина, кипение и испарение воды, таяние снега. | Явления, при которых из одних веществ образуется другие вещества. Примеры: обугливание крахмала, горение древесины, ржавление железа, скисание молока, гниение листьев. |
Закрепление. Рефлексия.
Задание 1: Из нижеперечисленных явлений укажите химические явления (работа парами, обмениваются работами для проверки):
А). Растворение сахара в воде
Б). Разложение воды электрическим током на водород и кислород
В). Образование черного налёта на серебряных изделиях
Г). Образование кристалликов соли при упаривании раствора
Задание 2. Из списка выберите признаки химической реакции:
А). Появление запаха
Б). Нагревание
В). Выделение газообразных веществ
Г). Контакт веществ
Д). Изменение цвета
Ж). Выпадение или растворение осадка
З). Хорошее настроение
И). Выделение или поглощение тепла и (или) света
К). Облучение светом
Л). Общение друг с другом.
Приложение 5.
Оценки. Домашнее задание: § 26 читать, вопросы 1, 2, 3, 6 (устно).
Подведение итога урока. Р.Ролана (учащиеся зачитывают слова):
«Высокая цель человека науки проникать в самую сущность наблюдаемых явлений, понимать их сокровенные силы, их законы и течения, чтобы управлять ими».
Выбор учащихся эмоционального круга: желтый (отлично), зеленый (хорошо), красный (равнодушие).
Приложение 1
Тема урока: « Явления ……………………. и ………………………….».
Явления – это изменения, происходящие в окружающем мире.

ЯВЛЕНИЯ
новые вещества


что изменяется?
Лабораторная работа:
Название опыта | Наблюдения (что изменилось?) | Новые вещества | Вывод (какое это явление?) |
1. Нагревание парафина. | | | |
2. Измельчение мела. | | | |
3. Взаимодействие мела с кислотой. | | | |
4. Взаимодействие растворов соды и хлорида кальция. | | | |
Признаки химических реакций:
Образование…………………….
Выделение………………………
Выделение …………. и…………………
Изменение ………………………
Приложение 2
Лабораторная работа
Инструкция по выполнению опытов:
Опыт 1.Нагревание парафина. На предметное стекло деревянной палочкой нанесите несколько крупинок парафина и, захватив тигельными щипцами стекло, осторожно нагрей над пламенем спиртовки.
Опыт 2. Измельчение мела. Разотрите мел в ступке пестиком.
Опыт 3. Взаимодействие мела с HCI (соляной кислотой). Налейте немного в пробирку раствора выданной кислоты и внесите немного растертого мела деревянной палочкой. Затем, зажгите лучину и внесите ее в пробирку.
Опыт 4. Взаимодействие растворов NaHCO3 (питьевой соды), CaCl2 (хлорида кальция). Налейте в пробирку раствор питьевой соды и прилейте к нему немного хлорида кальция. Затем, зажгите лучину и внесите ее в пробирку.
Приложение 3
Техника безопасности во время лаб. работ:
Выполнять все действия только по указанию учителя.
Не зажигайте спиртовку одну от другой. Гасить её только колпачком.
При нагревании жидкостей не направляйте отверстие пробирки на себя или соседа.
Пробирки закрепляйте надёжно в штативных держателях.
Порошковые вещества брать только ложечкой.
Растворы кислот вливать в воду, но не наоборот.
Не пробовать на вкус никакие жидкости и твердые хим. вещества.
При плохом самочувствии сообщить об этом учителю.
Приведите в порядок своё рабочее место, проверьте его безопасность.
Приложение 4
Правила работы в группе:
Работая в группе, проявляй активность.
Прислушайся к мнению других.
Не перебивай говорящего.
Каждый имеет право на свое мнение, даже если оно ошибочно.
Приложение 5
Класс:__________
Ф.И. ученика:_____________________________________________
Задание 1: Из нижеперечисленных явлений укажите химические явления (работа парами, обмениваются работами для проверки):
А). Растворение сахара в воде
Б). Разложение воды электрическим током на водород и кислород
В). Образование черного налёта на серебряных изделиях
Г). Образование кристалликов соли при упаривании раствора
Задание 2. Из списка выберите признаки химической реакции:
А). Появление запаха
Б). Нагревание
В). Выделение газообразных веществ
Г). Контакт веществ
Д). Изменение цвета
Ж). Выпадение или растворение осадка
З). Хорошее настроение
И). Выделение или поглощение тепла и (или) света
К). Облучение светом
Л). Общение друг с другом.
Оценка:__________________________