Урок изобразительного искусства в 1 классе по учебной предметной программе под редакцией Б. М. Неменского, УМК «Школа России
Тема года: «Ты изображаешь, украшаешь и строишь»
Тема четверти: «Ты учишься изображать»
Тема урока:
«Изображать можно пятном»
(урок-сказка)
Цель урока: создать условия для развития самостоятельности, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии детей,
овладения обучающимися первичными навыками изображения пятном
Задачи художественного развития учащихся:
формирование навыков работы краской;
развитие воображения и аналитических возможностей глаза;
развитие способности к творческому самовыражению.
Формы и методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
фронтальная и индивидуальная
Образовательные ресурсы:
художественные материалы: гуашь, альбом, черный фломастер .
зрительный ряд: фотографии животных; выставка книг с иллюстрациями Е. Чарушина, мультимедийная презентация, подготовленная учителем самостоятельно, педагогический рисунок.
Формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные: создает рисунок на основе пятна неопределенной формы, использует свою фантазию и творческое воображение, оценивает результат своего труда.
Познавательные: развитие воображения и аналитических возможностей глаза; знакомство с пятном – одним из главных средств изображения.
Личностные: овладение первичными навыками изображения на плоскости, формирование навыков работы красками, умение использовать пятно для достижения своего замысла; проявление авторского стиля; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению.
Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: развитие эмоционально-ценностное отношения к природе, сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты: умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);
формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты: : познакомить с художниками –анималистами, осуществлять поиск и сравнивать рисунки разных художников, выполненные приемом изображения пятном. применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе.
Школьнику на память
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь –
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.
С. Маршак
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Сегодня на уроке вы научитесь изображать предметы необычным способом. Каким, вы узнаете позже, а поможет нам Мастер… (Дети отвечают: «Изображения».)
III. «Сказка про Кляксу». Введение в тему урока.
Познавательные УУД: стремится к расширению своей познавательной сферы, старается производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.
– Вы любите сказки? Послушайте внимательно одну интересную сказку. (Чтение сказки . Демонстрация презентации)
- Кто догадался чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Ответы детей)
- Сегодня на уроке мы будем добрыми волшебниками,, будем помогать кляксам, пятнам превращаться во что то интересное.
- Давайте попробуем пофантазировать!
Рассмотрите внимательно изображения и постарайтесь увидеть, кто в нём спрятался.
(Учитель показывает слайды).
Видите, ребята, сколько интересного можно увидеть, если внимательно присмотреться и пофантазировать.
IV. Педагогический рисунок.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Я сейчас тоже сделаю пятно на бумаге темной краской и попробую кого-нибудь дорисовать. Беру фломастер и дорисовываю.
(Показывает на доске).
– Кто получился у меня?
– А кого еще можно было бы дорисовать?
– При помощи чего можно изображать различные предметы, животных, птиц?
(При помощи пятна.)
– Вот вы и узнали еще один секрет Мастера Изображения .
Оказывается, изображать можно пятном.
VI. Изучение нового материала
Познавательные УУД: познакомить с художниками –анималистами, осуществлять поиск и сравнивать рисунки разных художников, выполненные приемом изображения пятном.
Я приглашаю вас на выставку книг . «Тюпа, Томка и сорока», «Про Томку» и другие. Иллюстрации к книге нарисовал сам автор писатель-анималист
Евгений Иванович Чарушин .
Он воспользовался приемом изображения пятном. Посмотрите, какие забавные зверушки получились.
Е. Чарушину так ярко, живо, выразительно удается показать своих персонажей благодаря технике изображения пятнами и штрихами.
Приглядитесь, ведь медвежата – это просто лохматые пятна.
Перед художником-анималистом стоит задача не только передать сходство с животным, но и показать его характер, настроение, повадки.
Ещё одна художница- иллюстратор Татьяна Маврина. Посмотрите
какие картины она нарисовала с помощью пятен.
Вывод: изображение пятном – это интересный и своеобразный прием изображения, позволяющий вообразить, где в природе можно увидеть что-либо подобное, пофантазировать, дорисовать.
V. Физкультминутка
Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
(Дети выполняют движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за учителем слова. )
Каждый день по утрам
Делаем зарядку, Ходьба на месте.
Очень нравится нам
Делать по порядку: Приседания.
Весело шагать, Ходьба.
Руки поднимать, Руки вверх.
Приседать и вставать, Приседания.
Прыгать и скакать! Прыжки.
VII. Творческая практическая деятельность учащихся.
Регулятивные УУД: демонстрирует умение изображения пятном при создании своего авторского рисунка, используя выразительные свойства художественного материала.
Личностные УУД: демонстрирует способность моделировать новые образы, проявляя творческое воображение и фантазию; ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке.
– Хотите ли вы научиться изображать пятном?
– Вспомним правила работы кистью, краской и водой.
Берём лист бумаги, обмакиваем кисть в краску и капаем разноцветные капли на него, когда всё готово, накрываем сверху чистым листом и приглаживаем ладонью (Учитель демонстрирует этапы работы).
Открываем! И что же мы видим?! Кляксу!
(Оставьте пятно сохнуть)
Пока наши пятна подсыхают, давайте посмотрим какие работы получились
у других ребят. (Просмотр слайдов)
Учитель читает стихотворение «Клякса».
Кляксу Кисточка для смеха
Нам поставит – вот потеха!
Клякса эта очень злится:
Кляксой быть мне не годиться,
Не буду кляксой – это проза,
Буду ромашкой или розой…
Радостно на свете жить,
Если с кисточкой дружить,
Чтобы сказку рассказать
Можно кисточку позвать
- Ваши кляксы посохли и готовы к превращению.
- Рассмотрите внимательно каждый свою кляксу с разных сторон.
На что или на кого похожа ваша клякса?
Кляксу можно дорисовать, чтобы другим стало понятно, кто это или что это. Со второй кляксы может получиться что-то совсем другое, фантазируйте!
(Дети работают самостоятельно, учитель проходит по рядам и оказывает индивидуальную помощь)
VIII. Итог урока. Рефлексия.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
Регулятивные УУД: оценивает и анализирует результат своего труда, определяет то, что у него лучше всего получилось, а при необходимости вносит некоторые изменения в рисунок.
– Молодцы, все постарались. Получилось много разных зверушек. Вам понравилось рисовать пятном?
2. Обобщение.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
– Что нового узнали сегодня на уроке? Чему научились? (Учились изображать пятном.)
3. Уборка рабочего места.
Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке, действует согласно памятке обращения с художественными материалами и в соответствии с правилами работы; сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы.