- Что бы вам хотелось узнать сегодня на уроке о русском костюме? Обращает внимание на работу «Девушка в северорусском костюме» выполненная в технике оригами. -Ребята, а вы знаете, как называется этот элемент костюма? -Можете предположить, в какой технике выполнена работа? -Итак, кто попробует сформулировать тему урока? Исходя из темы, сформулируем цели урока: Познакомимся с … Научимся отличать… Научимся использовать… | Ученики рассуждают, отвечают на вопросы учителя, и предполагают название темы урока. Формулируют цели урока , опираясь на слова. | Личностные: устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?) Метапредметные: формулируют тему, цель, проблему урока; определяют последовательность действий; |
Читает фрагмент стихотворения Нам, россиянам, русского костюма историю полезно очень знать! костюм о людях призовет подумать, о быте, нравах может рассказать. Показывает 2 фото русского женского костюма « По одежке встречают…» Эта известная поговорка пришла из глубины столетий. Тогда нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, каково его общественное положение, возраст, сочетался ли браком и т.д. Более всего разнились костюмы северных и южных губерний, о них мы сегодня и поговорим. -Можете ли вы предположить, какой костюм считается северорусским? Почему? -Что является основой северного и южного костюмов? « Рубаха» - от древнеславянского «руб»- кусок ткани. -Рассмотрим орнамент на рубахе, где-то мы его уже встречали? Единство пользы и красоты орнамента, связь с природой. -Какую роль играла вышивка на рубахе? -Какие цвета преобладали в народном орнаменте? - Каково их значение? Собственную рубаху не продавали: считалось, что заодно продашь и свое счастье. На Руси никогда не ходили распояской, и первой «одеждой», которую получал новорожденный, был именно пояс. - Как, по-вашему, какую функцию он мог выполнять, если одевали его сразу после крещения? -Что представлял собой сарафан? Как украшен? Где расположен орнамент? Сарафан обязательно подпоясывался пояском, и девушки носили на нем съёмные карманы - «лакомники» -Как вы думаете, что там находилось? - Что еще одевали в праздник поверх сарафана, опишите? ( душегрея-епанечка- коротея) В южных районах России модницы одевали поневный комплекс. -Чем наряд отличается от северного? Понева-юбка. она одевалась поверх рубахи, затем передник и навершник. Завершал праздничный костюм головной убор. -Какие русские головные уборы вы уже знаете? -Есть ли отличие между женским головным убором и девичьим? -Отличаются ли головные уборы северных народов, от южных? Ведет речь о головных уборах и украшениях. А сейчас я хочу предоставить слово нашим девочкам. На уроке технологии они узнали о материалах, из которых шили одежду на Руси. Любой национальный костюм, так или иначе, отражает особенности национальной культуры. -А где сейчас используют элементы национального русского костюма? | Ученики отвечают на вопрос учителя, делают сравнительный анализ, высказывают свои предположения, находят правильный ответ. Доклад учащихся (показ образцов тканей) Для одежды материалом служили ткани домашнего производства: холст, полотно, шерсть. Холстом, холстиной назывались льняные и другие бумажные ткани. Крашеный холст назывался крашениной, более плотная крашеная пеньковая ткань — кежей или кежью. Широкое распространение имела шерстяная клетчатая ткань — понева. Для зимней одежды использовался мех — овчина, мерлушка; на обувь, пояса, ножны — кожи — козловые, бараньи, коровьи и лошадиные. Богатые одежды шили из дорогих тканей, в основном это привозные материи. Виды шелка: камка, тафта, китайка, атлас, паволока, объяр, сатын, хамъян. Бумажные материи — бязь, кумач, киндяк, миткаль, сарапат, сатын. Они привозились из Китая, Индии, Ирана, Средней Азии, Крыма, Турции, Закавказья. Шерстяные материи привозились в основном из Англии, Франции, Италии, Фландрии. Если ткани по преимуществу ввозились, то меха для утепления и украшения богатой одежды добывались в России и обильно вывозились.(3 мин) | Личностные: умеют удерживать учебную задачу; Предметные: воспитание интереса к истории культуры своего Отечества, понимание красоты человека; Метапредметные: познавательные: находят ответы на вопросы; овладевают умением поиска и выделения необходимой информации; выполняют логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение; регулятивные: отличают верно, выполненное задание от неверного; коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении; аргументируют свое мнение; умение сформулировать вопрос; |
- Вспомните, чему мы должны научиться? Внимание – приготовьте рисунки, выполненные вами на прошлом уроке. -В какой технике сегодня еще можно было выполнить работу? Приготовьте материалы необходимые для выполнения работы. -Что вы приготовили? Предлагает выполнить задания разного уровня сложности. 1 уровень по предложенному алгоритму 2 уровень по предложенному алгоритму, но изменяет головной убор. ( замужняя) 3уровень. по предложенному алгоритму, но усложняют головной убор. Дополняют работу объемными элементами, стразами, бусинами. | Учащиеся повторяют цель урока, отвечают на вопросы, готовят необходимый материал. | Предметные УУД: формируют конкретные знания; Метапредметные УУД: познавательные: находят ответы на вопросы; регулятивные: волевая саморегуляция ( способность к преодолению препятствий); коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении; аргументируют свое мнение; . |
-Где еще можно использовать фигурки женщин , выполненные в такой технике? (закладки, открытки…) Предлагает оценить свою работу на уроке по 5-балльной системе и отметить это цифрой на нерабочей стороне альбома. Интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали себя, понравилось ли выполнять работу в технике оригами, довольны ли вы своей работой? Для ответа можете использовать клише или дать другой ответ. - Продолжите фразу: «На уроке я узнал…» «Мне на уроке удалось…» «Самым интересным на уроке было…» «Урок для меня показался …» «Мое настроение …» Сегодня на уроке вы были активны, внимательны и старательны. Самое главное, что вы работали дружно, выручали друг друга , помогали исправить ошибки. Мне бы хотелось, чтобы в вашей жизни, как можно чаще звучало слово МЫ. Звучит русская мелодия. Урок окончен, спасибо всем. До свидания | По рядам показывают работы друг другу. Осуществляют: самооценку; взаимопроверку; формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему?) | Личностные УУД: следуют моральным нормам и этическим требованиям. Метапредметные УУД: регулятивные: контролируют, оценивают процесс и результат своей деятельности; дают оценку деятельности на уроке; коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении. |