- стремление к использованию художественных умений для создания натюрморта из предметов старинного быта;
- обобщение новых знаний об искусстве композиции: расположение объёмных на предметов плоскости;
- закрепление практических приемов изображения элементов, понимания композиции фантастического зверя.
- для учителя: иллюстрации предметов старинного утвари.
Этап урока | Методы, приемы | Содержание урока | Деятельность учащихся | Метапред-метные результаты |
1. Орг. момент. | | Приветствие учителя. | Приветствуют учителя | |
2. Повто-рение ранее изученного (актуализация знаний) | | Ребята, что вы рисовали на прошлом уроке? Вы рисовали богатырей в дозоре. Сегодня мы продолжаем говорить, как жили люди в старину. Сейчас посмотрите на доску, там вы видите репродукции. Что это за репродукции? (на доске висят иллюстрации натюрморты из предметов старинного быта). Как можно назвать эти картины одним словом? (натюрморт) -Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Натюрморт из предметов старинного быта) Посмотрите на тему урока. Как вы думаете, с чем мы будем работать? Сегодня мы узнаем о старинной русской утвари. (посуде) | Активно слушают, отвечают на вопросы, оценивают | Умение пользоваться полученной информацией, умение рассказывать по плану |
3. Сообще-ние темы и цели урока | | -Кто может сформулировать задачу нашего урока? Смотрите на опору (таблица – опора на доске) Познакомимся_____________ Выполним___________________ (познакомимся с жанром, научимся рисовать, выполним с натуры натюрморт из предметов старинного быта) (слайд 2) -Правильно. | Самостоятельно формулируют тему, принимают и усваивают учебную задачу | Умение самостоятельно определять круг задач |
4. Знаком-ство с но-вым мате-риалом. | Словесный | Что называют натюрмортом? Натюрморт – это гармоничная композиция из предметов быта. Кто знает, что такое композиция? (слайд 3) Посмотрите на парту, что вы видите? Я вам принесла старинные предметы. Разберем, из каких материалов сделаны и для чего они нам нужны. Это крынка. Что в ней хранили? Крынка это глиняный сосуд для жидкости (молока, кваса) Чугунок - это крупный сосуд из чугуна, округлой формы. Что варили в чугунке? -Многие старинные обычаи и праздники тесно связаны с древними сосудами. Их простые формы мастера украшали замысловатыми узорами. Чтобы показать красоту формы старинной утвари, художники в своих натюрмортах изображают предметы на плоскости и передают ощущение объема, выявляя его светом и цветом. (слайд 6) - Рассмотрите натюрморты русских живописцев Стожарова и Шумилова - Назовите предметы старинной утвари, которые в них изображены. - Обратите внимание предметы на столе лежат близко и далеко. - Как вы думаете, где лучше изобразить маленькие предметы, а где большие? Всегда художники так изображают предметы в натюрморте и одни загораживают другие. -Это схема, на композиционных схемах показано место расположения предметов в натюрморте. - Ребята, на что указывают вертикальные и горизонтальные линии в изображении предметов на схемах? (Ось симметрии). Какая форма у этих сосудов? Ребята, давайте рассмотрим, как называются предметы традиционной утвари. Стр. 119 | Наблюдают за изделиями, анализируют и аргументируют свои выводы | Умение наблюдать и делать выводы |
5.Педагогический показ | Демонстрационный | На доске вывешены 2 листа. (показ и объяснение) Р ебята, сядьте поудобнее, я вам покажу, как располагаются предметы старинного быта. (5 предметов: яблоко, груша, крынка, горшок, чаша, ложки) Сначала нам нужно нарисовать линию стола. - Ребята как вы думаете, на каком листе нам будет удобнее изобразить крынку? Куда мы можем поставить чашу, ложку? А что из сосудов лучше изобразить на горизонтальном листе? (горшок) | | Умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать, сопоставлять, выражать информацию словесно |
6. Поста-новка творческой задачи | | - Ребята сегодня мы с вами нарисуем с натуры натюрморт из предметов старинного быта в творческой тетради на стр.47. Посмотрите на композицию, которую я составила для вас. Вы можете рисовать эту композицию или придумать свою. К выполнению задания можно приступать. Используйте при изображении объемных предметов ось симметрии и разметку основных парных ориентиров из горизонтальных линий. Не забываем соблюдать пропорции. | Принимают личную задачу | Умение воспринимать задание, отвечать за качество своей работы |
7. Практи-ческая работа | | Учитель осуществляет общее руководства работой детей. (темп, грамотность, раскрытие творческого замысла) | Работают индивидуально, слушают указания руководителей | |
8. Подве-дение итогов урока | Демонстрационный, обобщающий опрос | Итак, ребята, творческая работа успешно завершена! - … пройди пот рядам и выбери самую красивую и аккуратную работу. Ребята, как вы понимаете высказывание «Золотым рукам цены нет» - …чей рисунок лучше отражает тему нашего урока и выполнено более качественно. ( Слушается мнение детей) - Позвольте и мне, выразить свое мнение. Я думаю, что все рисунки очень хорошие. Я с радостью хочу сказать, что все работали творчески. Поэтому очень трудно сказать, чья работа лучше. Ребята теперь кто все закончил вы можете свои работы в игровую комнату, чтобы они там высохли, а те, кто не закончил рисунок оставьте его на парте чуть позже вы их дорисуете. | Осматривают выставку, оценивают достижения свои и других | Поведенческие умения, рефлексивные, умение анализирован результаты труда. |