СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Образ красоты человека. Женский портрет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности педагога

Сформировать представления о понимании красоты женщины в русской культуре, создать условия для развития интереса

к истокам искусства Руси, развивать чувство уважения к своей культуре, формировать эмоционально-ценностное отношение

к традициям русского народа

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Образ красоты человека. Женский портрет»

Урок изобразительного искусства

УМК «Школа России»

Класс: 4-А

Учитель: Волчкова Диана Витальевна

Тема урока:

Образ красоты человека. Женский портрет.

Цели деятельности педагога

Сформировать представления о понимании красоты женщины в русской культуре, создать условия для развития интереса

к истокам искусства Руси, развивать чувство уважения к своей культуре, формировать эмоционально-ценностное отношение

к традициям русского народа

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о культуре Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят понятия «декор», «композиция»; познакомятся с творчеством выдающихся русских художников.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, отзывчивы к красоте образа русской красавицы

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, кокошник, лобная повязка, портрет, образ, цвет, тон, композиция

Образовательные
ресурсы

Интернет-ресурсы: http://www.rusedu.info, www.matveyrybka.ucoz.ru

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация к уроку

Музыкальный ряд: Сен-Санс «Лебедь», русские народные песни.

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, салфетка, стаканчик-непроливашка









Ход урока


Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия);

  • определение цели, которую педагог хочет достичь на данном этапе урока (занятия);

  • описание методов организации работы учащихся (воспитанников) на начальном этапе урока (занятия), настроя учащихся (воспитанников) на учебную деятельность (или др. деятельность), предмет и тему урока (занятия) (с учетом реальных особенностей класса (группы), с которым(ой) работает педагог)


Цель: Подготовить учащихся эмоционально и психологически к усвоению изучаемого материала.

Проверка готовности учащихся к уроку.

– Здравствуйте, ребята!

– Прослушайте отрывок из стихотворения и ответьте на вопрос: о какой царевне идет речь?

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет Божий затмевает,

Ночью Землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выплывает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит...

– Правильно, эти строки о Царевне-
Лебеди из сказки А. С. Пушкина репродукция М. Врубеля «Царевна-Лебедь»

– Как вы уже догадались, урок будет
посвящен женскому сказочному образу

Образ птицы – это древнейший символ добра и благополучия. В образе женщины, в её костюме, а больше всего в образе белых рукавов-крыльев, выражался образ прекрасной мечты – птицы счастья.

Цель: Научиться отзывчиво и эмоционально выражать свое отношение к красоте человека. понимать значение знаний для человека и принимают его; приобрести желание учиться.


Получив целевую установку, слушают учителя,

выражают свое отношение к стихотворению
о царевне



2.

Опрос учащихся (воспитанников) по заданному на дом материалу (или актуализация знаний для изучения нового учебного материала), включающий:

  • определение цели, которую педагог ставит перед учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками));

  • определение цели, которую педагог хочет достичь на данном этапе урока (занятия);

  • описание методов, способствующих решению поставленной цели;

  • описание критериев достижения цели данного этапа урока (занятия);

  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся (воспитанникам) не удается достичь поставленной цели;

  • описание методов организации совместной деятельности учащихся (воспитанников) с учетом особенностей класса (группы), с которым(ой) работает педагог;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся (воспитанников) в ходе опроса;

  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся (воспитанников) в ходе опроса.

Цель: Выявить, какими качествами обладают положительные и отрицательные персонажи?

Вместе с учащимися выявляем качества героев сказок.

Положительные: добрые, нежные, честные, кроткие, стройные, изящные, красивые, трудолюбивые

Отрицательные: злые, коварные, завистливые, ленивые.



Цель: Вспомнить русские сказки, в которых упоминается женский образ.


Ответы учащихся.


3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (воспитанниками) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия));

  • определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока (занятия);

  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;

  • описание форм и методов изложения нового учебного материала;

  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся (воспитанников) с учетом особенностей класса (группы), в котором(ой) работает педагог;

  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся (воспитанников) к излагаемому педагогом учебному материалу;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся (воспитанников) в ходе освоения нового учебного материала.

Цель: Сформировать представления о понимании красоты женщины в русской культуре, создать условия для развития интереса к истокам искусства Руси, развивать чувство уважения к своей культуре, формировать эмоционально-ценностное отношение

к традициям русского народа.


– Давайте вспомним сказку А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и попробуем сравнить двух персонажей.


1. Образ царевны:

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого...

2. Образ царицы:

...Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Работа над иллюстрациями А.М.Куркина к сказке Пушкина.

– Посмотрите на репродукции картин

И. Л. Бруни. Здесь нарисованы два образа – царицы-мачехи и молодой царевны. Обе прекрасны, но красота у них разная. Как художник передает столь противоположные характеры?

– Опишите мачеху. (Красива лицом, осанкой, взгляд резкий, надменный, с явной неприязнью, красивые волосы обрамляют холодное, злое лицо.)

– Опишите царевну. (Белолица, черноброва, мила, скромна, глаза добрые, вся она излучает тепло и приветливость.)

– Но не только в сказках, живут и среди нас внешне очень красивые, но злые и черствые люди. Много внешне невзрачных, но очень добрых и отзывчивых людей. Наблюдая за теми и другими, художники, поэты и музыканты создают живые образы.

– А можно ли выразить образ доброго или злого персонажа цветом? Каким и почему? Вспомните теплые и холодные цвета.

Просмотр фрагмента презентации «Народный праздничный костюм».

– Обратите внимание на костюм русской красавицы.

Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, канителью и узорными пуговицами.

Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов.

Женский костюм немыслим без головного убора. Исстари волосы замужней женщины связывались с магией и колдовской силой, поэтому ей нельзя было появляться на людях с непокрытой головой. Волосы следовало заплетать в две косы, укладывать вокруг головы короной и прятать под головной убор. Головной платок был одной из основных частей женского костюма. Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще повойник, кокошник, сорока.

– Маленькие девочки носили на лбу матерчатые ленты шириной 0,5–2,5 см. Девушкам разрешалось носить открытые повязки-ленты, короны, венцы,закрывавшие только лоб и затылок.

До замужества девушки заплетали низко на затылке одну косу. Коса свободно ниспадала из-под головного убора. По праздникам девичья коса украшалась лентами и накосником из бисера.


Физкультминутка.

Пауза общего воздействия

Рябинка

На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку.

(Потягивания – руки вверх.)

Ей не просто жить на свете –
Ветер крутит, вертит ветер.

(Вращение туловищем вправо и влево.)

Но рябинка только гнется,
Не печалится – смеется.

(Наклоны в стороны.)

Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую.

(Дети машут руками, изображая ветер.)


Цель: приобрести мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства. Способность к художественному познанию мира, научиться произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства, осуществлять поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта)
о красоте женского образа в произведениях художников-иллюстраторов.

Рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.


Слушают учителя, обсуждают, отвечают на вопросы














Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют картины художников.



















Просматривают материал презентации.

























Дети выполняют упражнения


4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (воспитанниками) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия);

  • определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока (занятия);

  • описание форм и методов достижения поставленной цели в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся (воспитанников), с которыми работает педагог;

  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися (воспитанниками) нового учебного материала;

  • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся (воспитанников) не освоила новый учебный материал.

Цель: Развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки.


Изображение портрета женского сказочного персонажа.

Музыкальный фон: русская народная мелодия

Определяет задание и этапы работы:

– Приступим к выполнению творческой работы. Перед вами необходимые материалы. При выполнении работы вам нужно проявить творческую фантазию и умение работать.

– Попробуйте представить свою сказочную героиню. Надо сделать крупное изображение женских портретов, контрастных по характеру, выразительных, добрых или злых (по выбору учащихся).

– Работу выполните в цвете – гуашью.
Выразительность образа передайте цветовыми отношениями.


Во время выполнения практической работы, следить за успешностью выполнения работы учащимися, в случае затруднения оказывать помощь, давать консультацию.


Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа

– Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

– Какими средствами удалось вам передать характер сказочного персонажа?

– Какие образы получились самыми выразительными, необычными, фантастическими? Что в них удивляет вас?

– Итак, делаем вывод: художник, изображая сказочный персонаж, передает свое понимание человека через художественный образ и характер.

Цель: Изобразить женский портрет, применив полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Научиться составлять план и последовательность действий.













Выполняют творческую

работу




Рассматривают работы, оценивают работу свою

и одноклассников, сравнивая их.

Устные ответы.



5.

Задание на дом, включающее:

  • постановку цели самостоятельной работы для учащихся (воспитанников) (что должны сделать учащиеся (воспитанники) в ходе выполнения домашнего задания);

  • определение цели, которую хочет достичь педагог, давая задание на дом;

  • определение и разъяснение учащимся (воспитанникам) технологии успешного выполнения домашнего задания.

Почитать былины. Ответить на вопросы: Как в былинах передается мужская красота? Найти репродукции произведений, передающие мужскую красоту.


Цель: Мотивировать интерес к познанию русской культуры.