Тема урока: «Откуда к нам пришел календарь»
Аннотация работы
Данная работа представляет собой методическую разработку урока по предмету «Окружающий мир». Тема данного урока «Откуда к нам пришел календарь» направлена на знакомство детей с историей возникновения календарей, развитию умения логически мыслить, сопоставлять факты, анализировать и делать выводы, на воспитание уважения к культуре народов мира.
Урок построен в соответствии с ФГОС, включает в себя все этапы урока «открытия новых знаний».
Цель урока: 1) Познакомить детей с историей возникновение календарей.
2) Развивать умение логически мыслить, сопоставлять факты, анализировать и делать выводы.
3)Воспитывать уважение к культуре народов мира.
Оборудование: Выставка различных календарей, карточки с названием календарей, римских богов и соответствующих им месяцев.
Ход урока.
I. Оргмомент
II.Проверка домашнего задание
-1) Отложить на ленте времени дни рождение бабушки, мамы, папы, свой день рождение, дату поступление в школу.
-2)Чтение и объяснение пословиц о времени подобранных дома, загадывание и отгадывание загадок о времени.
-3)Угадайте век
XII,XIX,XV,XX
III. Изучение нового материала
1. Актуализация темы
- Рассмотрите внимательно нашу выставку календарей.
- Какую помощь они оказывают людям?
Какие они были и откуда пришли к нам мы с вами и узнаем сегодня на уроке.
2. Рассказ учителя
Календарь - одно из древнейших изобретений человечество. И в каждом уголке планеты придумывали свой, особенный календарь. Творчество людей не знало границ. За основу брали фазы луна, время цветения или уборки урока, приливы и отливы океана, восход и закон Солнца и т.д. В результате в каждой местности действовал, отличающийся от других, календарей.
В календаре японцев, например, исчисление лет связывали со временем правление императора. Дни рождение они отличали также по- особому - в Новогоднюю ночь, независимо от времени появление на свет. Так ребенку, родившемуся 30 декабря, 1 января уже исполняется год.
Слово календарь происходит от латинского « календы»- в Древнем Риме это первые числа каждого месяца.
Почему в одних календарях число дней больше, а в других меньше?
Почему февраль - самый короткий месяц года, и число дней в нем разное в разные годы? Оказывается, дни у февраля просто были украдены.
Римляне, у которых мы заимствовали летоисчисление, в древности пользовались календари, делившим год на 10 месяцев и имевшими 304 дня или 295 суток.
Год начинался с марта, последним (десятым) месяцем. Отрезок времени между декабрем и началом весны назывался «без месячным».
В III веке до н.э. его решили разделить на два месяца: 11 месяц – январь, названный в честь двуликого бога времени, всех начал, истоков рек, входов и выходов, покровителя путешественников и моряков бога Януса, обладавшего даром провидца.
Среди божеств древних римлян бог Янус был самым, пожалуй, популярным. Считал, что он сопутствует и счастью и бедам, и справедливости.
(Сообщение ученика)
Последним месяцем стал февраль, названный так в честь бога мертвого Фебруарил. На его долго досталось всего 28 дней. Последний день посвящался «мертвым душам». Так что февраль был вдвойне несчастливым месяцем.
И все равно римский календарь отставал от солнечного на 10с лишним дней, и с каждым годом календарные числа все меньше соответствовали природе. Приходилось каждые два года вставлять тринадцатый месяц – марцедоний (увядающий). Началась путаница. Праздник Бахуса- бога вина и веселье - праздновали, когдаещё не созрел виноград, а праздник жатвы проходили на зиму.
Император Юлий Цезарь решил навести порядок. В 46 году до н.э. он ввёл новый календарь.
Год равнялся 365 дней, в каждом четвёртом году было – 366 дней.
Все месяцы имели 30 и 31 день, февраль – 29, а в високосном – 30.
После смерти Юлия Цезаря один месяц года был назван в его честь – июлем, который имел 31 день.
После него другой рим. император пожелал, чтобы в его честь был назван месяц.
Октавиан Август – месяц август, но в нём 30 дней, и тогда решили у февраля забрать один день и в августе тоже, как и в июле стал 31 день, а в феврале 28 (29).
Но календаре Юлия всё же была ошибка: календарный год стал больше астрономического на 11 минут. Сначала этого никто не заметил бы, но через 2 тысячи лет май сменился на апрель, сентябрь на август и т.д.
Исправление было внесено по распоряжения римского папы – Григория XIII– вот поэтому новый календарь и стал называться – григорианским.
Подведения итога урока:
– с какими календарями мы познакомились?
– отгадывание загадок
с. 43
3) – давайте подумаем и попробуем назвать, какие месяцы названы в честь римских богов и правителей Древнего Рима.
Марс – бог войны;
Майя – богиня плодородия;
Янус – двуликий бог;
Юнона – покровительницы женщин и брака;
Фебруарий – бог мёртвый;
Юлий Цезарь – император;
Окт. Август – император.
У Вас на столе календарь на 2004 год
- На какой день недели приходится ваш день рождения в этом году?
- 1 сентября
5) Творческая работа
- Я сейчас вам раздам название месяцев, попробуйте сами придумать название месяца
- Свяжите это с природой, с трудом людей
(V) Д/з. с. 44-43
Мини-сочинение «Мой любимый месяц».