Просмотр содержимого документа
«Тема урока по биологии в 9 кл. "Адаптация организмов к различным условиям существования"»
Тема урока по биологии в 9 кл.
«Приспособленность организмов – результат действия факторов эволюции».
Цели урока: систематизация знаний учащихся о приспособленности организмов, факторах эволюции, активизация мыслительной деятельности учащихся, умения анализировать и сопоставлять, формирование навыков работы с различными источниками информации, работы с ПК.
Задачи урока: рассмотреть разнообразие приспособлений к среде обитания, определенным факторам среды, характер приспособленности, развивать общеучебные компетенции.
Ожидаемый результат: усвоение представления о видах приспособленностей, причинах ее возникновения, относительном характере, включение учащихся в различные виды деятельности.
Тип урока: урок первичного изучения и закрепления материала.
Техническое оснащение урока: ПК, мультимедиапроектор, экран, презентация учителя, коллекции животных, гербарий.
Ресурсы:
2.А.В. Яблоков, А. Г. Юсуфов «Эволюционное учение» М., изд. «Высшая школа», 1981
3.http://www.examens.ru/otvet/8/9/687.html - 18,722 байт
4. http://method.vladimir.rcde.ru/item.asp?id=1100001160 - 61,620 байт
5.http://bio.1september.ru/article.php?ID=200400902 - 16,241 байт
6. http://referataz.narod.ru/bank/next142.html - 25,548 байт
План урока:
1.Оргмомент.
2. Актуализация знаний (беседа):
3. Целеполагание, определение задач совместно с учащимися (запись на доске). В тетради заполняют таблицу:
Что я знаю об этом | Что я хочу узнать об этом | Что я узнал об этом |
| | |
4.Изучение материала (использование презентации, работа по заполнению схемы, работа с терминами, выполнение групповых заданий)
5. Закрепление (проверка заполнения схемы, выбранных терминов, обсуждение итогов выполнения заданий групп).
6. Подведение итогов. Рефлексия (заполнение 3 колонки таблицы «Что я узнал об этом»). Соотнесение результатов с целями, задачами, поставленными в начале урока. Выставление оценок с комментированием.
7. Домашнее задание: 12.4.6 учебника «Общая биология» В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, выполнить творческие задания в форме сообщений с презентациями по предложенным примерным темам.
Конспект урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Оргмомент | Проверка готовности к уроку. | Проверяют наличие необходимого оборудования и принадлежностей для урока. Сообщают об отсутствующих. |
Актуализация знаний | Беседа по вопросам: В окружающем нас мире существует громадное разнообразие живых организмов. 1)Как вы думаете, как на Земле появились такие непохожие организмы? 2)На расчищенной от травы площадке бледно - бурого цвета к колышкам привязали богомолов трех цветов: бурых, желтых, зеленых. Как вы думаете, богомолов какого цвета уцелеет больше? 3)Что обеспечило их выживаемость? | Ответы на вопросы, предложенные учителем. |
Целеполагание, определение задач | Направляет, помогает сформулировать цели, задачи урока. | Определяют цель, формулируют задачи урока, заполняют таблицу в тетради для рефлексии. |
Изучение материала | Организует работу в группах, состав которых определен заранее, индивидуальную письменную и устную (заполнение схемы, отбор терминов). Использует подготовленную презентацию «Приспособленные особенности организмов» для достижения цели урока, организуя беседу по вопросам: У каких организмов присутствуют подобные адаптации? | 1.Заполняют схему «Виды приспособленности» 2. Выполняют задание: работая с материалом темы, выписать термины. 3.Работа в группах по заданиям с использованием коллекций и гербария. «Найдите признаки приспособленности у предложенных объектов. Обсудите и укажите, к каким условиям среды они являются адаптациями? Как вы думаете, являются ли эти приспособленности абсолютными или носят относительный характер?» |
Закрепление | Организует проверку выполнения заданий, корректирует и дополняет ответы. | 1)Заполняют схему на доске, 2)выполняют задание: соотнесите термины и определения: 1. Адаптация – 2. Инстинкты – 3. Мимикрия - | 1.сходство беззащитного или съедобного вида с одним или несколькими неродственными видами, хорошо защищенными и обладающими предостерегающей окраской. 2.это возникновение и развитие конкретных морфофизиологических свойств, значения которых зависит от тех или иных условий среды. 3.совокупность сложных, наследственно обусловленных актов поведения. Характерных для особей данного вида при определенных условиях. | 3)сообщают итоги работы групп. |
Подведение итогов. Рефлексия. | Организует проведение рефлексии (анализ заполнения таблицы рефлексии). Возвращает к целям и задачам: что выполнили, что не получилось и почему. Выставляет и комментирует оценки.. | Заполняют третью колонку «Что я узнал об этом» в таблице. Анализируют таблицу, сравнивая, что знали, что хотели узнать и что узнали. Оценивают достижение цели урока, выполнение задач урока. |
Домашнее задание | Объясняет выполнение домашнего задания. | Записывают в дневниках параграф 12.4.6 по учебнику «Общая биология» В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. Выполнить творческие задания в форме сообщений с презентациями по предложенным примерным темам: 1)Признаки взаимных приспособлений у хищников и жертв. 2)Примеры адаптаций у паразитов. 3)Способы добывания пищи у растений и животных. 4)Приспособленность к различным средам обитания. 5)Объясните появление (рогов у оленей, широкого копыта у лосей, хищных растений и т.п.) |