Тема урока по русскому языку: «Дательный падеж имён существительных»
Цели урока:
Обучающие.
Формировать сознательное употребление в речи существительных в дательном падеже.
Развивающие.
Развивать творческие способности учащихся, чувства языка и речевого слуха; работать над развитием орфографической зоркости.
3. Воспитывающие.
Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к познанию.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги нашей лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
2. Коррекционная разминка.
Из букв составить слово:
Джепа (падеж)
Нолеенкси (склонение)
Щелвотуситсенье (существительное)
3. Актуализация знаний - фронтально.
Вспомните, сколько в русском языке падежей?
Назовите по порядку все падежи с вопросами.
В каком падеже будет стоять имя существительное, если в предложении оно является подлежащим?
Как определить падеж имени существительного?
4. Постановка проблемы и введение новой темы.
- Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал так:
Такой падеж как …
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
- О каком падеже идёт речь? Как догадались?
- Какова же тема нашего урока? Ответы детей.
6.Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два- нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать.
Нужно на мысочки встать.
7.Формулирование проблемы, планирование деятельности.
- Какой падеж будем изучать на уроке?
- Что мы уже знаем о дательном падеже?
(Ответы. Вопросы и вспомогательное слово).
8.Изучение нового материала. Открытие нового знания.
- Почему этот падеж получил такое название?
-Что мы должны сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Прочитать правило в учебнике).
Выполните упражнение.
- Можете ответить на вопрос: почему этот падеж получил такое название?
9. Рефлексия.
На каждую парту даются листы с заданиями.
1.Прочитайте предложение, вставьте подходящие предлоги, определите падеж выделенных существительных.
Туристы шли … реке … лесу. (к, по)
Вывод: С именами существительными в дательном падеже употребляются предлоги К, ПО
Чтение стихотворения про дательный падеж
Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом К и По дружу,
Но и один гулять хожу.
2.Чтобы научиться применять полученные знания, давайте выполним упражнение:
1. Составьте из слов предложения.
2. Определите падеж у имён существительных.
Берлога, к, охотники, подошли. К берлоге подошли охотники.
Подарки, принесли, ребята, друг. Ребята принесли подарки другу.
Обрадовался, сюрприз, мальчик. Мальчик обрадовался сюрпризу.
10.Итог урока, выставление оценок.
- Какова была тема урока?
- Что нового узнали на уроке? (предлоги дательного падежа).
- Какое задание было для вас самым интересным?
- Какое задание было для вас самым сложным?
11.Домашнее задание.