СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Примеры ключевых слов-концептов русской культуры (человек, время, пространство, судьба, счастье и др.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Примеры ключевых слов-концептов русской культуры (человек, время, пространство, судьба, счастье и др.)»

8 класс

Тема урока: Примеры ключевых слов-концептов русской культуры (человек, время, пространство, судьба, счастье и др.)



Тип урока: урок-диалог


Цели. Личностные: воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры.

Метапредметные: анализировать, сравнивать и классифицировать языковой материал; строить монологическое высказывание в устной форме, аргументировать свою точку зрения.


Предметные: понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, в том числе ключевых слов русской культуры.


Опорные понятия, термины: ключевые слова русской культуры


Инструментарий учителя: учебник: упр. 8, рубрики «Лингвистические заметки»,



Иллюстрация картины И. Левитана «Лето».



Учебный диалог, работа в парах/мини-группах, игра «Ассоциации».


Ход урока.

  1. Организационный момент.


  1. Актуализация знаний.

Проверочная работа.

  1. Напишите значение слова «отечество» и его краткую историю. (Отечество – страна, где человек родился. Было образовано в древнерусском языке от слова «отец» и во второй половине 18-19 века приобрело высокое общественно-политическое звучание.)

  2. Какое слово в английском языке соответствует русскому слову «отечество»? Напишите перевод данного слова. (Motherland – материнская земля.)

  3. Две важнейшие функции русского языка.

  4. Как называется функция, которая способствует передаче информации, обмену мыслями, впечатлениями. (Коммуникативная.)

  5. В какую функцию входит выражение мыслей? (Когнитивная.)

  6. Какая функция несёт в себе сохранение знаний и опыта, накопленных предшествующими поколениями? (Кумулятивная.)

  7. К какой тематической группе относится пословица «Не оставляй отца-мать на старости лет»? Раскройте смысл данной пословицы. (I вариант)

  8. К какой тематической группе относится пословица «Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает»? Раскройте смысл данной пословицы. (II вариант).




  1. Составление толковника

Учитель авайте сыграем в игру «Ассоциации». Я называю слово, а вы называете свои ассоциации (не более пяти) на данное слово-стимул. Итак, первое слово – милосердие.

Ученики называют 5 слов-ассоциации. Учитель записывает на доске

Доброта

Открытость

Милость

Жалость

любовь


Второе слово – добро


Честность,

Радость

Искренность

Любовь

Красота

Чувство )

Учитель. Как мы видим, у нас есть слова, которые повторились у каждого из вас. Почему так произошло?


Ученики. Наверное, это связано с тем, что эти слова выражают наиболее важные идеи, образы и представления, свойственные мировосприятию русского народа. Среди предложенных есть слова, обозначающие понятия и предметы традиционного русского быта, и слова, обозначающие основные понятия народной этики.


Учитель. Правильно, нас эти понятия объединяют, мы близки в понимании одних из главных слов русской культуры.

  1. Подчеркните 3 слова, которые вам значимы при определении слова добро

Составьте толкование слова при помощи выбранных вами значимых слов

Ученики: ДОБРО - это чувство, которое присуще только искренним и любящим людям

Учитель: Особую роль в языковом сознании играют концепты как ключевые слова, через которые «культура входит в ментальный мир человека». Через концепт у человека возникает образ родного языка, формируется его концептосфера.

Сегодня мы рассмотрим концепт «добро». 

Давайте составим концепт слова ДОБРО в группе

(учащиеся на листе ватмана записывают слово добро и делят его на 10 частей, вписывают работы со словарями, затем самостоятельно группой работают со словарями и на компьютере смотрят этимологию слова в этимологическом словаре Крылова)

1 часть: Работа со словарями

Учащиеся:

  1. Толковый словарь Ожегова и словарь Ушакова или Даля

  2. Словарь синонимов (благо, доброта)

  3. Словарь антонимов (зло)

  4. Словообразование (добродетель, добросовестность, добродушие, доброта)

  5. Сочетаемость

С глаголами: делать добро, творить добро, притягивать добро, созидать добро, желать добра, верить в добро, видеть добро, компенсировать добро, поддерживать добро, порождать добро, нарисовать добро, существует добро, победить добро, отплатить добром, восторжествовало добро, прятать добро, отсутствует добро

С существительными: капелька добра, лучи добра, продолжение добра, добро на земле, вера в добро, созидание добра, конец добру, противоположность добру, добро в доме, добро в сердце, польза добра.

С прилагательными и причастиями:  истинное добро, отцовское добро, бескорыстное добро, сделанное добро, ответное добро, нелицемерное добро, оказанное добро, собственное добро, настоящее добро, чужое добро, неподдельное добро, величайшее добро

  1. Устойчивые словосочетания

До добра не доведёт

Добром не кончится

Не с добра

(Уйди) подобру-поздорову!

Отдай, добром прошу!

Добра не будет

(Это) (не) к добру

  1. Древо познания добра и зла

  2. За гранью добра и зла

  3. Нет худа без добра

  4. (Быть) на стороне добра

  5. Я беру свое добро там, где его нахожу (Ж.-Б. Мольер)

  6. И всё то благо, всё добро (Г.Р. Державин, «Утро», см. крылатые выражения Державина)

  7. Добру и злу внимая равнодушно (А.С. Пушкин, "Борис Годунов", см. крылатые выражения из "Бориса Годунова")

  8. Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! (А.С. Пушкин, «Сказка о золотом петушке», см. крылатые выражения из сказок Пушкина)

  9. К добру и злу постыдно равнодушны (М.Ю. Лермонтов, «Дума», см. крылатые выражения Лермонтова)

  10. Сеять разумное, доброе, вечное (Н.А. Некрасов, «Сеятелям»)

  11. Не без добрых душ на свете (Н.А. Некрасов, «Школьник», см. крылатые выражения Некрасова)

  12. Добро должно быть с кулаками (С.Ю. Куняев, «Добро должно быть с кулаками…»)

  13. Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Лев Толстой

  14. Добрым путем Бог правит.
    Русская поговорка

  15. Доброму Бог помогает.
    Русская поговорка

  16. Сделав добро, худа не ждут.
    Русская пословица

  17. Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
    Русская пословица

  18. Наукой жизни избери добро; иди путем добра, твори добро.
    Персидская поговорка


  1. Этимология Этимологический словарь

ДОБРО. Общеслав. Субстативированное прил. ср. р. См. добрый.

Общеслав. Суф. производное (суф. -р-, ср. старый, острый, пестрый и т. п.) от доба «пора, время», той же основы (с перегласовкой о/е), что и дебелый. Первоначальное значение - «большой, крепкий, вошедший в добу (пору)».


  1. Звуковые сочетания: добро-тепло, серебро, благо, бордо

  2. Образы: Кот Леопольд, Юшка, Пугачев,

  3. Добро в литературе

Н.А. Бердяев считает, что добро является добром только тогда, когда человек совершает его по собственной воле, в противном случае - это зло, прикрывающееся добродетелью.


Л.Н. Толстой пишет: «Радостно делать добро. Радость увеличивается, когда знаешь, что никто не знает про сделанное добро». Писатель - философ убежден: человек призван служить добру, так как оно является совокупностью всего, чем живут люди.

Добрая душа Юшки в рассказе А. Платонова "Юшка"

Жертвенная доброта в русской литературе на примере произведений А. П. Платонова «Юшка» и В. Распутина «Уроки французского»


Учитель: Таким образом, «добро» в сознании русского человека является важнейшим понятием, раскрывающим его оценочное действие по отношению к самому себе и другим людям. В ходе проведенного нами исследования была построена лингвокультурная модель концепта «добро», которая позволила учесть образную, ценностную и понятийную составляющую концепта. Мы пришли к выводу, что образная составляющая концепта «добро» - нормативно-оценочная категория нравственного сознании, с помощью которой человек оценивает свои поступки.


  1. Этап 3. Ценностно-рефлексивный

Задание: Слово «ДОБРО» я написала заглавными буквами.

Нарисуйте ромашку, в середине её напишите это слово, а на лепестках её ответьте на вопросы «За что?» и «Кому?»


Затем учитель просит учащихся поделиться мнением о выводах, которые они для себя сделали на сегодняшнем уроке.

Учитель: Ответьте на вопросы и напишите ответы на листочках

  • Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня (вчера) изучали?

  • Какой ответ остался наименее ясным?

Главное, что такие слова, как добро, тоска, любовь, счастье и другие уже отобраны учеными, существуют словари, в которых можно найти интересную и полезную информацию, составляющую культурный компонент значения слова. Поэтому наиболее интересные слова, содержащие в своем значении культурный компонент, мы рассматриваем на уроках родного языка. Работа с такого рода словами на уроках поможет нам приобщиться к русской культуре, обогатить нашу речь, введя новые слова в лексикон и успешнее приготовиться к итоговой аттестации.



Домашнее задание


Домашнее задание: (по выбору) зад. 13 или зад. 14 на с. 18.




















Материалы к уроку.

Ключевые слова русской культуры


Внимательно прочитайте приведённые высказывания. Опираясь на текст и используя материалы рубрики «Лингвистические заметки», объясните, как вы поняли термин ключевые слова русской культуры. Запишите определение термина.


    1. Действительно, в сокровищницу родного слова одно поколение за другим складывает плоды глубоких, сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости, — весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет


  • родном слове. В этом-то и проявляется кумулятивная или накопительная функция языка...


Иногда при произнесении слова вместо одного или нескольких закреплённых за ним в словаре смыслов возникают и другие, словно «разбуженные» этим словом. Эти дополнительные смыслы называются ассоциациями...


Например, при произнесении слова «январь» у многих русских людей возникают ассоциации «зима», «каникулы», «Новый год», «Рождество», «колядки», «крещенские морозы», «Татьянин


день», «Н. В. Гоголь „Ночь перед Рождеством44», «катание с гор», «гадание»... Кому-то на память приходят народные поговорки: «Январю-батюшке — морозы, февралю — метели», «С января солнце на лето поворачивает», а кто-то вспоминает о январских народных приметах: «Морозный январь — урожайный год», «В январе снегу надует — хлеба прибудет», «Январь сухой, морозный


— к сухому и жаркому лету». То есть мы, услышав всего одно слово, непроизвольно вспоминаем всё то, что традиционно связано с ним.


Чем больше ассоциаций возникает у представителя данной нации при произнесении слова, тем оно более значимо для национальной культуры. Слова с богатым ассоциативным полем, как правило, запечатлены в произведениях устного народного творчества и в произведениях, ставших национальной классикой. Такие слова, имеющие большой набор ассоциаций и к тому же важные и показательные для отдельно взятой культуры, называют ключевыми. (Г. Клюева)


    1. Ключевые слова русской культуры выражают наиболее важные идеи, образы и представления, свойственные мировосприятию русского народа. Ключевыми для русской культуры являются, например, такие слова, как душа, судьба, родная земля, дом, добро, милосердие, счастье, удаль, хлеб, время. Многие ключевые слова русской культуры отражают духовно-нравственные идеалы русского народа.


По мнению некоторых учёных, ключевые слова русской культуры по значимости можно сравнить с русской литературной классикой. Попытаться исключить такое слово из русской культуры — то же самое, что попытаться убрать из русской литературы роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» или роман Л. Н. Толстого «Война и мир». (О. Загоровская)


Лингвистические заметки



  • культуре каждого народа выделяются наиболее важные идеи, понятия, представления, которые называются ключевыми концептами национальной культуры. При этом у каждого народа складывается своя система концептов, или, как писал академик Д. С. Лихачёв, своя концептосфера. Слова, называющие ключевые концепты национальной культуры, именуются ключевыми словами той или иной культуры.