Конспект урока по курсу «Окружающий мир»
по теме «Птицы»
2-й класс
Цель: создать условия для формирования у обучающихся представления о птицах как о животных, тело которых покрыто перьями.. учить детей сравнивать, выделять основные признаки, ознакомить с изменениями в поведении птиц с приходом холодов, воспитывать бережное отношение к природе, желание делать добро.
.
Вид деятельности: Работа в группах.
Оборудование: карточки для самостоятельной работы (2 вида), рисунки птиц, запись голосов птиц, таблицы, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент (1-2 мин.)
Входит учитель, в руках клетка с попугаем.
- Добрый день, дорогие дети! Начинаем очередной выпуск передачи «В мире животных». Ведущей сегодня буду я. На передаче работает «Справочное бюро», к нему мы будем обращаться за интересной информацией. Я сегодня не одна. Со мной мой любимец – попугай Кеша. И это не удивительно, потому что говорить мы будем о птицах. На передаче мы должны ответить на ряд вопросов:
Основные признаки птиц.
Места проживания.
Способ питания.
Изменения в поведении осенью.
Какую пользу приносят птицы.
- Покажите, с каким настроением вы будете сегодня работать?
Теперь мне бы хотелось поговорить о моём попугае Кеше. Я его очень люблю, часто рассказываю про него своим друзьям. Как можно ещё назвать Кешу, чтобы не повторять слово.
(Птица, попугай).
-Какие признаки подсказали вам. Что это птица? Дети называют. А учитель записывают на доске).
Он летает.
Имеет крылья.
Имеет клюв.
Тело укрыто перьями.
Откладывает яйца.
Эвристическая беседа.
-Посмотрите на каждый признак и выберите главный, которого нет в других животных.
-Все ли птицы летают? (Нет. Страус не летает.)
- Кто ещё может летать, кроме птиц? (Например, насекомые.)
- Вывод? (Первый признак не может быть главным.)
-Какие ещё животные имеют клюв? (Утконос. Ехидна.)
-Вывод? (Второй признак не есть главным).
-А есть ли ещё животные, тело которых покрыто перьями? (Таких животных нет.)
-Что можно сказать о последнем признаке? (Яйца откладывают крокодилы, змеи, черепахи.)
-Вывод? (Главным признаком является перья.)
Самостоятельная работа.
-Возьмите карточки № 1. Прочитайте, заполните пропуски.
Проверка самостоятельной работы.
-Дети. Каких птиц вы знаете, каких видели? (Ответы.)
-Отгадайте загадки.
Днём молчит. Ночью кричит. (Сова)
Белое пятно, черное пятно. По дереву скачет. (Сорока)
Быстро она везде летает.
Много мошек поедает.
За окном гнездо строит.
Только у нас не зимует. (Ласточка)
Беседа по презентации.
-Где же живут птицы? Что изображено на первой картинке? (Лес.)
Слышно голос кукушки.
-Вы узнали голос? Кто это? Найдите картинку с изображением кукушки и прикрепите к картинке «Лес».
- Что интересного мы можем узнать о кукушке? Нам помогут в справочном бюро. (Ответы детей.)
Аналогично проходит работа с такими птицами: дятел, соловей.
-Почему так много птиц живут в лесу? (Много корма.)
-Что изображено на следующем слайде? (Болото, луг, поле.)
-Найдите картинки с изображением птиц, что живут на болоте. Прикрепите на соответствующую картинку. Чем они питаются? (Ответы детей.)
Аналогично с рисунками луга, поля.
-А в других местах живут птицы? (Возле моря, в сёлах, в городах и т.д.)
-Почему птицы поселяются в разных местах? (Всё зависит от способа питания.)
Физкульмнутка.
Работа в паре.
-Поработаем в парах. Карточки № 2. Посмотрите задания, Подпишите названия птиц, Найдите лишнюю, подчеркните, соедините линией картинку с изображением птицы с кормом.
Проверка работы.
-Почему вы выбрали изображение петуха? (Ответы детей.)
-Закройте глаза, вы оказались в селе у бабушки. Она вышла кормить домашних птиц. Откройте глаза. Кого вы представили? (Ответы.)
Задания для детей первого ряда: какие звуки можно представить, оказавшись в селе?
Задания для детей второго ряда: какие запахи?
Задания для детей третьего ряда: какие цвета преобладают?
Работа с учебником.
-Найдите информацию о поведении птиц осенью, прочитайте.
-Так какие же изменения происходят в жизни птиц с приходом зимы? (Ответы.)
-Какие птицы улетают в тёплые края? Почему?
-Часто птиц называют друзьями человека, почему?
-Послушайте интересную информацию о некоторых птицах от справочного бюро. (Пара синиц съедает за день 3 тысячи гусениц. Одна сова за лето спасает 1 тонну хлеба. Ласточка съедает за год 2 тонны насекомых.)
-Как видите, птицы приносят много пользы. Люди с уважением относятся к своим пернатым друзьям. Про птиц сложено много пословиц, я начну, а вы продолжите.
Дидактическая игра. (Пословицы).
-Птичий мир очень богат. Жаль, что некоторые виды исчезают. (Демонстрирую Красную книгу, коротко рассказываю о некоторых видах птиц.)
-Как мы можем защитить, помочь птицам? (Ответы.)
Показываю кормушку.
-После уроков мы её повесим на дерево, будем подкармливать птиц, наблюдать за ними. Дома вам с родителями нужно изготовить кормушки и помогать птицам зимой.
Итог.
-Вспомните, о чём шла речь на уроке-передаче? Что нового вы узнали?
-Наша передача подходит к завершению. До новой встречи!