Тема урока: Регистр. Виды регистров.
Цель: закрепить знания учащихся о регистре, видах регистров с помощью музыки. Ввести новое музыкальное понятие - крещендо.
Задачи:
- Подвести к определению понятие-регистр,
- в процессе рассуждений помочь детям раскрыть музыкальное понятие «крещендо»;
- научить различать на слух виды регистров в процессе слушания музыки,
- развивать музыкальное восприятие, наблюдательность детей при прослушивании музыкального произведения.
- развивать память, вокальные и певческие навыки при исполнении песни.
- воспитывать интерес к обучению посредством ролевой игры.
- воспитывать чувство любви к своей Родине, к музыке своего народа и народов других стран
Музыкальный материал: звуки природы, русская народная песня «Тень,тень,потетень..», Эдвард Григ «В пещере горного короля», Георгий Струве «Моя Россия».
Оборудование: проектор (слайды), презентация, рисунки по теме, изображения виды регистров, карточки, маски.
Ход урока:
1. Организационный момент. Музыкальное приветствие.
«Здравствуйте ребята – добрый день…» (учитель поет музыкальное приветствие по тоническому трезвучию, дети повторяют)
2. Вступительная беседа. Введение в тему урока.
Учитель: ребята, скажите, из чего состоит музыка?
Дети: Из звуков.
Учитель: Скажите, а можно ли наблюдать звуки вокруг нас, в окружающем мире, в природе?
Дети: Да. Привести примеры. Пролетит птица, пробежит медведь.
Звучит музыка.
Учитель: Закройте глаза, прислушайтесь. Что вы только что услышали?
Дети: Звуки природы: журчание ручейка, пение птиц.
Учитель: Ребята, скажите, а какие звуки по высоте окружают нас с вами, вокруг нас?
Дети: Разные. Высокие и низкие.
Учитель: А как можно одним словом назвать эти звуки?
Дети: Регистр.
Учитель: Тема нашего урока – Регистр. Итак, регистр – это высота звука.
Сегодня на уроке мы должны закрепить наши знания о регистре, а помогут нам в этом наши верные помощники - виды регистров.
-Назовите, какие виды регистров вы знаете?
Дети: Высокий, средний, низкий.
- Покажите карточки с изображением регистров: высокий - птичка, средний - зайчик, низкий - мишка.
3. Ритмическая импровизация. Ролевая игра.
- Ребята, давайте покажем высоту звука с помощью ручных знаков( ладошками ) и исполним попевку «Тень, тень, потетень».
А теперь обыграем попевочку по ролям с движениями ( маски). Прохлопаем ритм. Не забываем о шутливом характере.
4. Слушание музыки. Работа по теме урока.
Учитель: Далеко на севере, на берегу моря расположена страна Норвегия.
Склоны ее гор покрыты лесами, а берега изрезаны заливами. Обрывистые берега с глубокими ущельями круто спускаются к морю.
Здесь, где глубокий залив образует большое красивое озеро, а скалистый берег покрыт лесом, в живописной сельской местности жил замечательный норвежский композитор Эдвард Григ.
- Любовь к Норвегии, к ее суровой, но удивительно прекрасной природе выразил композитор в соей музыке, которая покоряет слушателей необычайной красотой. Эдвард Григ жил в местечке Трольхауген. Это название означает «Холм троллей».
Тролли, эльфы, гномы – герои норвежских сказок, - все они живут в горах.
Их король сидит на троне в пещере, а вокруг него прыгают и пляшут разные фантастические существа.
- И сейчас мы с вами послушаем музыкальное произведение Эдварда Грига, которое так и называется «В пещере горного короля»
При прослушивании музыки вы должны воспользоваться карточками, нашими помощниками и определить, в каком регистре она прозвучала.
При повторном слушании учащиеся определяют, в каком жанре звучит музыка. Слышны ли были шаги? Когда в музыке первая доля – сильная, а вторая – слабая, такой жанр называется маршем.
- А менялся ли характер музыки? Да, благодаря ускорению темпа и нарастанию звучности.
- Постепенное нарастание звучания музыки называется итальянским словом – крещендо.
5. Музыкальная разминка.
«Если нравится тебе, то делай так»
6. Разучивание и исполнение песни «Моя Россия».
Вступительная беседа.
- Ребята, в какой стране мы сегодня уже побывали?
- В Норвегии.
- Мы послушали музыку норвежского композитора Эдварда Грига. «В пещере горного короля»
- А в какой стране живем мы с вами?
- В России.
- Можно ли сказать, что Россия – Родина наша? Что мы подразумеваем под словом Родина?
- Наш дом, двор, школа, родители, друзья, и т. д.
- И в нашей песне, которую мы сейчас исполним, тоже поется о России. Вспомним, как звучит мелодия в песне?
- Нежно, напевно, плавно.
- Обратите внимание на подчеркнутые ударные слоги в песне. Исполняя песню, выделяем эти слоги ударением.
7. Итог урока. Викторина. Проверь себя.
- Кому урок понравился и кто все понял, поднимите карточку с улыбкой. Кому сегодня что-то было непонятно, поднимите карточку с задумчивым человечком.
Спасибо.