ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ УДМУРТИИ
8 КЛАСС
Цель: - дать учащимся целостное представление обо всех видах внутренних вод Удмуртии, об особенностях их размещения на территории республики, о роли вод в жизни и деятельности населения, об экологическом состоянии вод.
Задачи:
Проверка знаний учащихся о влиянии рельефа и климата на водный режим территории.
Познакомить учащихся с особенностями внутренних вод республики.
Проверить уровень сформированности умений и навыков учащихся работать в группах, составлять географическое описание объекта и применять полученные знания на практике.
Проверить уровень сформированности у учащихся специальных умений – работать с разными источниками географической информации. Научить учащихся применять полученные знания на практике.
Тип урока: обобщающе – обучающий.
Оборудование:
учебники и атласы по «Географии Удмуртии», атласы «Природа России», тетради учащихся, контурные карты Удмуртии, тестовые задания, карточки – задания для групповой работы, индивидуальные карточки – задания, настенная карта Удмуртии, стенд с фотографиями рек Удмуртии, настенная схема «Реки Удмуртии».
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с внутренними водами Удмуртской Республики; определим их размещение по территории республики; рассмотрим, как влияет климат на сезонные изменения вод; как воды республики используются населением, каково их экологическое состояние.
(Запись темы урока в тетрадях учащихся.)
Проверка домашнего задания.
2.1. Тестирование.
(Учащиеся отвечают на вопросы теста. Осуществляется взаимопроверка работ в парах.)
2.2. Ответы на вопросы. (Учащиеся устно отвечают на вопросы учителя.)
В каком климатическом поясе расположена Удмуртия?
В каком типе климата?
Какой океан оказывает наибольшее влияние на климат Удмуртии?
Какое количество осадков получает наша территория?
Как характер увлажнения отражается на внутренних водах Удмуртии?
Изучение нового материала.
- В начале учебного года мы уже рассматривали тему Внутренние воды
России. Назовите типы внутренних вод.
Работа со схемой. (Открывается готовая схема на оборотной стороне доски.)
Внутренние воды :
реки
озера
болота
подземные воды
ледники
водохранилища
минеральные источники
родники
многолетняя мерзлота
(Учащиеся записывают схему в тетради.)
Определите те их из них, которые отсутствуют на территории республики. Подчеркните их на схеме.
Какие виды озер преобладают в Удмуртии?
Где на территории республики преобладают болота?
- Издавна особую роль в жизни народов России играли реки. Удмуртия – край больших и малых рек. Их насчитывается более 7000. И Кама, и Вятка, и Чепца и многие другие не столь крупные реки начинают свой разбег от холодных ключей, пробивающихся на поверхность между холмами. Не зря Удмуртию называют родниковым краем.
Работа с фотографическими материалами.
- Реки Удмуртии - типично равнинные, для них характерно небольшое падение и неравномерное течение: в верховьях оно быстрое, в средней части и низовьях – плавное.
Рассмотрим особенности водного режима рек Удмуртии.
Работа с картами атласа «Природа России» (стр. 16 – 17)
Учащиеся определяют:
режим рек ( ледостав, половодье, межень);
питание рек;
- Определите, какие стихийные природные явления, связанные с внутренними водами могут быть на территории республики.
Сообщения о внутренних водах Удмуртии. ( Подготовлены учащимися заранее по учебнику «География Удмуртской Республики»)
Кама.
Вятка, Чепца, Иж.
- Реки республики имеют большое хозяйственное значение: они используются в сельском хозяйстве, в промышленности, для бытовых нужд населения. С давних времен на них сооружались плотины и создавались пруды.
Ижевский, Воткинский пруды.
- К сожалению в настоящее время воды Удмуртии нуждаются в охране.
4) Сообщение об охране внутренних вод.
Практическая работа в группах. Составление таблицы.
( Работа в группах, с последующим заполнением таблицы на доске и в тетрадях.)
Группам раздаются карточки – задания.
1 группа Характеристика реки Кама.
Реки | Длина (км) | Площадь бассейна ( км2) | Исток | Устье | Направ – ление те- чения | Падение |
Кама | | | | | | |
Для работы используйте атлас Удмуртской Республики (стр. 8)
2 группа Характеристика реки Вятка.
Реки | Длина (км) | Площадь бассейна ( км2) | Исток | Устье | Направ – ление те- чения | Падение |
Вятка | | | | | | |
Для работы используйте атлас Удмуртской Республики (стр. 8)
3 группа Характеристика реки Чепца.
Реки | Длина (км) | Площадь бассейна ( км2) | Исток | Устье | Направ – ление те- чения | Падение |
Чепца | | | | | | |
Для работы используйте атлас Удмуртской Республики (стр. 8)
4 группа Характеристика реки Кильмезь.
Реки | Длина (км) | Площадь бассейна ( км2) | Исток | Устье | Направ – ление те- чения | Падение |
Кильмезь | | | | | | |
Для работы используйте атлас Удмуртской Республики (стр. 8)
5 группа Характеристика реки Иж.
Реки | Длина (км) | Площадь бассейна ( км2) | Исток | Устье | Направ – ление те- чения | Падение |
Иж | | | | | | |
Для работы используйте атлас Удмуртской Республики (стр. 8)
(Каждая группа заносит данные своей работы в сводную таблицу на доске.
Учащиеся оформляют такую же таблицу в тетради.)
Характеристика рек Удмуртии.
Реки | Длина (км) | Площадь бассейна ( км2) | Исток | Устье | Направ – ление те- чения | Падение |
Кама | | | | | | |
Вятка | | | | | | |
Чепца | | | | | | |
Кильмезь | | | | | | |
Иж | | | | | | |
Тест
1. Все реки Удмуртии относятся к бассейну ..
а. Северного Ледовитого океана
б. Атлантического океана
в. Внутреннего стока
2. По характеру течения реки Удмуртии :
а. равнинные
б. горные
3. Источниками питания рек Удмуртии являются… воды
А. талые снеговые
Б. талые снеговые и дождевые
В талые снеговые и дождевые и грунтовые
4. самые высокие уровни воды на реках Удмуртии отмечаются …
А зимой б весной
В летом г осенью
5. Наиболее многоводной рекой Удмуртии является…
А Кама б. Иж в. Чепца г. Вятка
6. Ледостав на реках Удмуртии заканчивается обычно в середине:
А марта б апреля в мая
7. Какой тип озёр преобладает на территории Удмуртии ..
А ледниковые б карстовые в озёра старицы
8. Самый большой пруд Удмуртии
А Воткинский б Ижевский в Пудемский г Камбарский
Оценка «5» 7-8 верных ответов
«4» 6-5 верных ответов
«3» 4 верных ответов
Итог урока. Выставление оценок.
Домашнее задание.
Подобрать материалы для доклада об экологических проблемах рек Ижевска и Ижевского пруда.
Определить круг проблем. Что конкретно можно сделать для решения проблем? На каком уровне решались данные проблемы?
Для выполнения д/з используйте материалы школьной и районной библиотек, кабинета географии, периодическую печать.
Нанесите крупные реки Удмуртии на контурную карту.
-
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ – ЗАДАНИЯ
КАРТОЧКА № 1 Истоки каких рек, впадающих в Каму, начинаются в Удмуртии? Определите характер течения рек. |
КАРТОЧКА № 2 Истоки каких рек, впадающих в Вятку, начинаются в Удмуртии? Определите характер течения рек. |
КАРТОЧКА № 3 Какие реки впадают в реку Кильмезь? Укажите источники питания рек Удмуртии. |
КАРТОЧКА № 4 Почему Удмуртию называют «Край родниковый»? Заболоченность территории Удмуртии наиболее ярко проявляется в бассейне рек _______________________________________. |
КАРТОЧКА № 5 Определите устье рек Кама, Вятка, Иж, Кильмезь, Позимь, Чепца. К бассейну какого моря относятся реки Удмуртии? |
Карточки – задания выдаются отдельным учащимся во время групповой работы.