СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по ИЗО. В нем учтены основные моменты и последовательность проведения урока. Расчитан на на уровень знающего свой предмет учителя.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Роль народных художественных промыслов в современной жизни.»

5 класс

Тема урока: Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Тип урока: комбинированный

Задачи:

образовательные: знакомство с народными художественными промыслами; составление декоративной композиции, формирование умений и навыков работы в цвете и живописной технике;

развивающие: развитие познавательного интереса к художественным промыслам через знакомство и выполнение орнаментальной композиции на основе народных росписей;

воспитательные: приобщение к народным промыслам посредством собственного творчества; формирование эстетического вкуса.

УУД:

личностные:

Воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей.

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.

коммуникативные:

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроках изобразительного искусства и следовать им.

регулятивные:

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы в тексте.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Планируемые результаты:

предметные: развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

личностные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия;

метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией.

Основные понятия: декоративная роспись, художественный промысел, растительный узор и орнамент, композиция, приемы работы в росписи, цветовое решение, народные традиции и современные произведения ДПИ

Межпредметные связи: литература (стихи), музыка (в видеофрагментах), история (истоки ДПИ)

Ресурсы: компьютер, учебник, презентация и видео к уроку, живописные материалы.

Технологическая карта урока:


Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

       Содержание педагогического взаимодействия

        Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Осуществляемые действия

Формирование умений

Организацин- ный момент

2 мин.

Включение в учебную деятельность.

         Сегодня мы продолжаем работать над нашим большим разделом.



Мотивация учебной деятельности

2 мин.

Подготовка учащихся к восприятию и активной познавательной деятельности.

          На экране жостовский поднос.

«Вот жостовский черный изящный поднос

С букетом из лилий, пионов и роз.

В нем бликами летнее солнце играет,

Каймой золотой по краю сверкает».


участие в беседе (связь времен в народном искусстве).

умение находить связи с прошлым, изученным, жизненным опытом людей.

Актуализация знаний

2 мин.

Готовность мышления и осознание потребности осуществлять связи от «известного» к «неизвестному»

повторение и закрепление ранее изученного.

       – Можете по названию городка назвать центр русского народного промысла и как называется декоративная роспись? (Городец)

Кто может сказать, в чем особенности промысла Городца?

Кто может сказать, в чем особенности промысла Жостово? Чем отличается он Городца?

– роспись по металлу
– красивые цветы….

Сегодня мы должны познакомиться с разнообразием жостовских подносов и освоить основные приемы жостовского письма.


участие в закреплении ранее изученного теоретического материала

умение отличать и выделять основные особенности изученного народного промысла

закрепление нового материала

4 мин.

Включение «открытия» в систему знаний.

          Жостово (Какие цветы изображали жостовские мастера? (Розы, мак, цвет шиповника – пятилистник, лилия, георгин,– все садовые цветы, крупные. И мелкие цветы: незабудки, колокольчики, анютины глазки, ромашки.) Ребята, что главное в росписи? Это плотные букеты из садовых и полевых цветов. Мастера используют богатую палитру оттенков: голубой, лиловый, красновато-оранжевый, зеленовато-коричневый.

Да, ребята, этот русский художественный промысел возник в начале 19 века в подмосковной деревне Жостове, где много зелени, воды и лугового простора. Отсюда – такое оформление.


На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака,
Багрянец поздних листьев
Лесной подснежник первый,
А жостовские кисти
Нежнее мягкой вербы.


Гжель.

Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель. 
Это называется
Просто роспись… (Гжель.)

1. Чем она отличается от остальных? (Всего одна краска.)

2. В чём секрет гжельского рисунка? (Секрет гжельского синего мазка в его тональности. В нем постепенный переход от темного к светлому.)

3. А что вы можете сказать о цвете? (Цвет Гжели – белый фон и голубая роспись.)

– Ребята, вглядитесь в эти цветы. Они не похожи на настоящие, но вы их узнаете сразу. В придуманном цветке есть самое главное, что свойственно цветку в природе.

Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых.
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель!
Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней:
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.


Городец.

1. Что за роспись диковинная такая? (Городецкая.)
2. Какие два цветка любимы мастерами? (Розан и купава.)
3. Чем они отличаются друг от друга? (Формой, центром, размерами.)
4. Какую птицу изображали мастера? (Птица добра и счастья Сирин.)

– Ребята, основа городецкой росписи – в цветах: купавка и розан, зеленые веточки. Мастера предпочитают желтый фон. А что ещё вы знаете об этом народном промысле? 

Есть на Волге город древний,
По прозванью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!


участие в беседе

умение видеть особенности росписи традиционной и современной

Практическая работа. Закрепление изученного материала

30 мин.

Формирование композиционных навыков в творческой работе, умений и навыков работы в группе технике


         Выполнение мини-проекта. Работа в группах. Защита проекта с презентацией

         Во время практической работы - целевые обходы:

1)контроль организации рабочего места;

2)контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.                


ребята обсуждают презентации, композиции.


освоение основ-ных представлений о проектной деятельномти

Итог урока. Рефлексия

4-5 мин

Самооценка результатов деятельности.

          Предлагается алгоритм обсуждения работ и

личных оценок собственного творческого труда

презентация композиций, ребята обсуждают работы свои и одноклассников

умение анализировать, высказывать свое мнение

Домашнее задание

1мин.

Заинтересовать школьников к более глубокому изучению материала (познавательная самостоятельн. деятельность)

         Предлагается просмотреть в интернете другие видео материалы по теме

сбор дополнительного материала (по желанию)

навыки поисковой деятельности в системе Интернет