Мотивация учебной деятельности 2 мин. | Подготовка учащихся к восприятию и активной познавательной деятельности. | На экране жостовский поднос. «Вот жостовский черный изящный поднос С букетом из лилий, пионов и роз. В нем бликами летнее солнце играет, Каймой золотой по краю сверкает». | участие в беседе (связь времен в народном искусстве). | умение находить связи с прошлым, изученным, жизненным опытом людей. |
Актуализация знаний 2 мин. | Готовность мышления и осознание потребности осуществлять связи от «известного» к «неизвестному» повторение и закрепление ранее изученного. | – Можете по названию городка назвать центр русского народного промысла и как называется декоративная роспись? (Городец) Кто может сказать, в чем особенности промысла Городца? Кто может сказать, в чем особенности промысла Жостово? Чем отличается он Городца? – роспись по металлу – красивые цветы…. Сегодня мы должны познакомиться с разнообразием жостовских подносов и освоить основные приемы жостовского письма. | участие в закреплении ранее изученного теоретического материала | умение отличать и выделять основные особенности изученного народного промысла |
закрепление нового материала 4 мин. | Включение «открытия» в систему знаний. | Жостово (Какие цветы изображали жостовские мастера? (Розы, мак, цвет шиповника – пятилистник, лилия, георгин,– все садовые цветы, крупные. И мелкие цветы: незабудки, колокольчики, анютины глазки, ромашки.) Ребята, что главное в росписи? Это плотные букеты из садовых и полевых цветов. Мастера используют богатую палитру оттенков: голубой, лиловый, красновато-оранжевый, зеленовато-коричневый. Да, ребята, этот русский художественный промысел возник в начале 19 века в подмосковной деревне Жостове, где много зелени, воды и лугового простора. Отсюда – такое оформление. На жостовском подносе В зеркальной глади лака Ржаная медь колосьев, Степной румянец мака, Багрянец поздних листьев Лесной подснежник первый, А жостовские кисти Нежнее мягкой вербы. Гжель. Розы, листья, птицы. Увидев вас впервые, Каждый удивится. Чудо на фарфоре – Синяя купель. Это называется Просто роспись… (Гжель.) 1. Чем она отличается от остальных? (Всего одна краска.) 2. В чём секрет гжельского рисунка? (Секрет гжельского синего мазка в его тональности. В нем постепенный переход от темного к светлому.) 3. А что вы можете сказать о цвете? (Цвет Гжели – белый фон и голубая роспись.) – Ребята, вглядитесь в эти цветы. Они не похожи на настоящие, но вы их узнаете сразу. В придуманном цветке есть самое главное, что свойственно цветку в природе. Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых, Кувшины и кружки – быль или небыль? Изделия рук золотых. Синяя сказка – глазам загляденье, Словно весною капель, Ласка, забота, тепло и терпенье – Русская звонкая Гжель! Есть в России такое местечко, Где белая рощица, синяя речка. В этой негромкой российской природе Слышится эхо волшебных мелодий. И светлеет вода родниковая, И дыхание ветра слышней: Расцветает Гжель васильковая, Незабудковая Гжель. Городец. 1. Что за роспись диковинная такая? (Городецкая.) 2. Какие два цветка любимы мастерами? (Розан и купава.) 3. Чем они отличаются друг от друга? (Формой, центром, размерами.) 4. Какую птицу изображали мастера? (Птица добра и счастья Сирин.) – Ребята, основа городецкой росписи – в цветах: купавка и розан, зеленые веточки. Мастера предпочитают желтый фон. А что ещё вы знаете об этом народном промысле? Есть на Волге город древний, По прозванью – Городец. Славится по всей России Своей росписью творец. Распускаются букеты, Ярко красками горя, Чудо – птицы там порхают, Будто в сказку нас зовя. Если взглянешь на дощечки, Ты увидишь чудеса! Городецкие узоры Тонко вывела рука! Городецкий конь бежит, Вся земля под ним дрожит! Птицы яркие летают, И кувшинки расцветают! | участие в беседе | умение видеть особенности росписи традиционной и современной |
Практическая работа. Закрепление изученного материала 30 мин. | Формирование композиционных навыков в творческой работе, умений и навыков работы в группе технике | Выполнение мини-проекта. Работа в группах. Защита проекта с презентацией Во время практической работы - целевые обходы: 1)контроль организации рабочего места; 2)контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы. | ребята обсуждают презентации, композиции. | освоение основ-ных представлений о проектной деятельномти |