СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Русь и Золотая Орда.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • Обеспечить усвоение политического и экономического аспекта зависимости Руси от Золотой Орды.
  • Продолжить формирование учебно-управленческих умений: ставить учебную цель, давать самоанализ и самооценку выполненного.
  • Продолжить формирование учебно-логических умений, а именно: выявить непосредственные последствия зависимости для экономического, политического и культурного развития русских земель, дать оценку деятельности Александра Невского.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Русь и Золотая Орда.»

Конспект урока Русь и Золотая Орда

Цели урока:

  • Обеспечить усвоение политического и экономического аспекта зависимости Руси от Золотой Орды.

  • Продолжить формирование учебно-управленческих умений: ставить учебную цель, давать самоанализ и самооценку выполненного.

  • Продолжить формирование учебно-логических умений, а именно: выявить непосредственные последствия зависимости для экономического, политического и культурного развития русских земель, дать оценку деятельности Александра Невского.

Оборудование урока: компьютер, медиапроектор.

Показать полностью

 

Ермилин Евгений Алексеевич 12 лет

14.06.2017

Содержимое разработки

  

Тема урока: Русь и Золотая Орда.


Цели урока:

  • Обеспечить усвоение политического и экономического аспекта зависимости Руси от Золотой Орды.

  • Продолжить формирование учебно-управленческих умений: ставить учебную цель, давать самоанализ и самооценку выполненного.

  • Продолжить формирование учебно-логических умений, а именно: выявить непосредственные последствия зависимости для экономического, политического и культурного развития русских земель, дать оценку деятельности Александра Невского.


Оборудование урока: компьютер, медиапроектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний учащихся по темам «Татаро-монгольское нашествие» и «Борьба с немецкими рыцарями и шведскими феодалами».

1) Индивидуальная работа учащихся по карточкам (4-5 человек) - приложение 1.

2) Работа с картой:

  • Ученик должен показать направления двух походов Батыя на русские земли и кратко описать последствия этих походов (слайд 2).

  • Ученик показывает территории, из-за которых воевали новгородцы с немцами и шведами, называет и показывает места сражений (слайд 2).

Необходимо сделать вывод о том, что большая часть территории русских земель в начале XIII века была охвачена войнами.

3) Вопросы классу:

  • Почему на юго-востоке не удалось отразить нашествие монголов, а на северо-западе были одержаны победы?

  • В чем проявился полководческий талант Александра Невского? Ученик отвечает, используя схемы сражений (слайд 3).

4) Проверка домашнего задания: ученики должны были подумать, почему Александр отразил агрессию с Запада, но пошел на уступки на Востоке? Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся (слайды 4-6).

Необходимо подвести итог рассмотрению личности Александра Невского, начатого еще на предыдущем уроке. Можно сообщить учащимся о том, что среди историков нет единого мнения о том, как оценить вклад этого человека в судьбу Руси: есть те, кто критикует Александра за жестокость, властолюбие, не считает его победы значительными. Но необходимо помнить, что Александр Невский был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти.

В 1724 Петр I основал в Петербурге монастырь в честь своего великого соотечественника (ныне Александро-Невская лавра) и повелел перевезти туда останки князя. Он же постановил отмечать память Александра Невского 30 августа в день заключения победоносного Ништадского мира со Швецией. В 1725 императрица Екатерина I учредила орден Александра Невского — одну из высших наград России, существовавших до 1917. 
Во время Великой Отечественной войны в 1942 был учрежден советский орден Александра Невского, которым награждались командиры от взводов до дивизий включительно, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей.

3. Переход к изучению новой темы.

Мы выяснили, что русские княжества не могли противостоять агрессии с двух сторон в силу своей слабости. И если Новгородской земле удалось отразить агрессию, то южные и северо-восточные земли Руси были разорены монголами, которые создали на границах с Русью свое государство.

Обращается внимание учеников на тему урока (слайд 7).

Вопрос к классу:

  • Как вы думаете, что мы должны сегодня узнать, понять, усвоить?

Учитель обобщает ответы учащихся и формулирует цели урока (слад 8).

4. Изучение новой темы.

  1. Краткий рассказ учителя о создании государства Золотая Орда (используется карта на слайде 2, переход по управляющей кнопке).

  2. Монголы не расселялись на территории Руси, т.к. земли не были пригодны для использования кочевниками-скотоводами. Сложилась система вассальной зависимости.

Работая с текстом учебника, заполняем таблицу:

Система зависимости русских земель от Золотой Орды

Политическая зависимость

Экономическая зависимость

Получение князьями ярлыка на княжение

Ярлык на Великое княжение

Поездки князей в Орду (унижение, убийство)

Надзор со стороны ханских послов - баскаков

Вмешательство в управление княжествами

Участие княжеских дружин в татарских походах

Ежегодная дань «Ордынский выход»

Другие платежи – всего 14 видов даней

Грабежи, увод людей в рабство


Таблица приведена на слайде 9. Каждое положение таблицы появляется на экране по щелчку. Для учеников удобнее сначала отметить карандашом все положения в учебнике, а потом записать их в тетрадь.

В ходе работы с таблицей выделяем новые слова (ярлык, баскаки) и затем записываем их в тетрадь (слайд 10 иллюстрирует понятие баскаки).

  1. Просим учеников с помощью таблицы определить последствия зависимости русских земель от Орды, затем, используя текст учебника, дополняем названные последствия и делим их на экономические и политические. Учитель обобщает ответы учеников (слайды 11-12). Экономические последствия достаточно просто перечислить. Говоря о политических последствиях, ставим вопрос, почему происходит усиление княжеской власти и отказ от вечевых традиций (на слайде 12 знак вопроса). Комментируем причины и следствие по схеме (используется анимация).

  2. Итог урока

Возвращаемся к целям урока (слайд 13) и определяем, достигнуты ли они.

В качестве закрепления также возможно выполнение задания №3 в рабочей тетради. В данном задании приведены факты и необходимо определить, какие из них свидетельствовали о политической зависимости, а какие – об экономической.

  1. Домашнее задание (§14) и выставление оценок.




Приложение 1.

  1. Первое сражение русских с монголами было:

а) на реке Калке

б) на реке Сити

в) на реке Неве

  1. Соотнесите даты и события:

а) Ледовое побоище 1) 1240 г.

б) Невская битва 2) 1237 г.

в) Нашествие Батыя на Северо-Восточную Русь 3) 1242 г.

  1. Выберите характеристики монгольского войска:

а) строгая дисциплина

б) сильная пехота

в) деление на десятки, сотни, тысячи

г) сильная конница

  1. Выберите причины поражения русских войск в борьбе с монголами:

а) русские хуже обучены

б) монголы применяли непривычную для русских тактику

в) отсутствие единства у русских

г) численное превосходство монголов

  1. О каком событии идет речь в отрывке из документа?

«… И обратились враги в бегство и гнали их с боем, как по воздуху, и некуда им было убежать; и били их 7 верст по … льду и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна, а другие убежали раненными…»



Список литературы:

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. – М.: Просвещение, 2009.

  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М: Просвещение, 2006.

  3. Под ред. Исмаиловой С.Т. Энциклопедия для детей. История России. – М.: Аванта+, 1995.

  4. Тысячелетие Российской империи. Энциклопедический справочник. – Спб.: Весь, 2004.



Отзыв об уроке Весельской Е.И. учителя истории Казахстана

КГУ «Петровская средняя школа» по теме «Золотая Орда» 7 класс


Урок Весельской Е.И. учителя истории Казахстана прошла на высоком методическом уровне. Все этапы урока четко спланированы и выдержаны.

Учитель верно поставил цель урока, на которую методически грамотно вывела учащихся.

Отчего зависит успех урока? Одним из важных условий достижения целей урока истории является развивающей деятельностью учащихся. Конечно, большое значение в деле вовлечения учащихся в активную развивающую деятельность имеет методика работы учителя.

Учебная деятельность на уроке построена в соответствии с дидактическим смыслом: удивление– восприятие – осмысление – запоминание – применение по образцу в новой ситуации – обобщение - систематизация. Особое место занимает система методов проблемно-развивающего обучения, ориентированная на субъективную новизну и оригинальность, критическое мышление, работа в группах; на побуждение учащихся к активной деятельности. Из представленного материала видно, что стартовая задача, данная учителем на уроке – гарантирует его успех. Такое необычное задание вовлекает учеников в творческую, мотивированную деятельность, ведет за собой весь ход урока. Учитель побуждает учащихся видеть необычное в привычном

Основной задачей учителя на уроке является создание условий ученикам для самостоятельной работы и помощь ученикам при изучении нового материала. Самостоятельная работа практического характера, которая стимулирует учебно-познавательную деятельность, занимает большую часть урока – что является высоким показателем урока.

Для повышения интереса к уроку, учитель использует групповую форму организации работы на уроке, что повышает учебную и познавательную мотивацию у учащихся. Такая форма работы значительно снижает уровень тревожности у детей, страх оказаться неуспешным. Групповая форма работы на уроке позволяет в течение всего урока поддерживать активность и внимание учащихся. При подведении итогов учитель учитывает не только результаты выполнения заданий, но и работу группы, оценивает каждый этап урока. Учащиеся сами оценивают работу группы и работу друг друга.

Из представленных материалов виден высокий профессионализм учителя, который владеет и применяет современные, инновационные методы обучения: ИКТ, проблемно-эвристический метод, и исследовательский метод. Учитель владеет практикой индивидуализированного обучения: она умело управляет не только усвоением учебного материала, но и самостоятельной познавательной деятельностью каждого ученика.

Для успешного достижения цели урока продуманы формы деятельности, методы и методические приёмы используемые на уроке

Фронтальная беседа;

  • Индивидуальная работа;

  • Групповая работа;

  • Практическая работа;

  • Разноуровневые задания

Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся.

Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. Материал урока подобран логически (от простого к сложному), продуман каждый этап. Слайдовая презентация содержит наглядный и практический материал. Все это позволяет оптимально увеличить плотность урока и его темп.

Рефлексивно – оценочный этап урока проведен на определение степени затруднения учащихся на уроке, интереса к уроку.


Руководитель МО Деблец С.И.