СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока "Семья слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема урока "Семья слова"»

План-конспект урока русский язык

Класс: 3 А класс

Тема: Резервный урок по разделу состав слова: проектное задание "Семья слов»

Тип урока: урок обобщения полученных знаний

Универсальные учебные действия:

Познавательны: Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, и способы их образования, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень,

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Регулятивные: осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу в процессе коллективной работы; осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах; уметь договариваться в паре в ходе работы над заданием; учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности; коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы на отдельных этапах урока; развивать навыки каллиграфического письма, развивать орфографическую зоркость учащихся.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Личностные: проводить самооценку успешности учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах и в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов; развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

Оборудование урока: тетрадь, учебник русского языка.


Структура урока

1. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся

Долгожданный дан звонок!

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

- Начинаем урок русского языка.


- Проверьте посадку.

- Запишите в тетрадях число, классная работа.


- На экране ребус 7Я

Кто ребус простой отгадает,

Тот слово родное узнает.

Буковок много и это все «я!

должна получиться большая... – семья

- Кто объяснит значение этого слова?

Семья - группа людей, из близких родственников - родителей, детей, братьев, сестёр, дедушек, бабушек, дядей, тёть, живущих вместе.

Все внутри семьи заботятся друг о друге, друг друга очень любят.

-Что для вас семья?

-Расскажите, как вы относитесь к своей семье?

- Где еще встречается понятие семья? (волчья стая, улей пчёл, муравейник)

Звуко - буквенный разбор слова семья

семья — слово из 2 слогов: семь-я.

Ударение падает на 2-й слог.

Транскрипция слова: [с’им’й’а]

С — [с’] — согласный, парный глухой, парный мягкий

Е — [и] — гласный, безударный

М — [м’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий

Ь — не обозначает звука

я— [й’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий

[а] — гласный, ударный

В слове 5 букв и 5 звуков.

Пальчиковая гимнастика

(массируем пальчики)

Этот пальчик – маленький.

Этот пальчик – слабенький.

Этот пальчик длинненький.

Этот пальчик сильненький.

Этот пальчик большачок.

Получился кулачок.

Минутка чистописания.

Сс Сс

Семья, семьянин, семейка, семейный.

Как объясните слово семьянин?

Семьянин человек, который имеет семью, любящий семейную жизнь, заботливо относящийся к своей семье.

-Что объединяет эти слова? (Одинаковый корень, однокоренные слова).

2.Мотивация учебной деятельности.

Послушайте текст

Инсценировка.

Однажды встретились корень куста и корень слова.

– Здравствуй, я корень, а ты кто?

– Я тоже корень.

– Я в земле живу. А ты где живешь?

– А я в словах живу.

– Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень так корень!

Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растет?

– Не хвастайся! От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов.

– Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть!

– А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать-то нельзя!

Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают, и такие, от которых новые слова вырастить можно!

Попробуйте объяснить, о чем у нас с вами будет разговор на уроке?

- А какие еще значения имеет слово корень?

Но на уроке русского языка нас будет интересовать корень слов. А что такое корень, вспомните правило?

- А как выделяют корень? (Дугой)

- Тогда почему мы стали говорить о семье на уроке русского языка? (Семейное дерево начинается с корня, и семья слов тоже начинается с корня).

И так, темой нашего урока является «Семья слов»

3. Сообщение темы, задач урока.

Тема: Резервный урок по разделу состав слова: проектное задание "Семья слов»

- Какие цели поставим перед собой на уроке

-Вспомним…что такое однокоренные слова, корень слова

-Научимся подбирать……однокоренные слова

-Будем учиться составлять «семью слов», разбирать слова по составу.

4. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

1)Работа по учебнику С. 101.

- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике (с.101). Прочитаем слова.

-Можно ли эти слова назвать семьей?

-Да, это родственные слова. Они имеют один корень – лес и похожи по лексическому значению.

Найдите на ней корень слова, из которого выросло целое дерево слов.

2)Словарная работа.

Лесник-Лесной сторож. 

2. разг. Работник лесного хозяйства

Лесовод- 1. Специалист в области лесоводства. 

2. Тот, кто занимается лесоводством

ЛесостепьОбласть, переходная между степью и лесом. 

Перелесок-Небольшой лес, отделенный полянами от других лесных участков, или редкий лес, соединяющий лесные массивы. Березовые перелески.

3)Составление предложения с любым словом, которое вы нашли на рисунке.

а) устное составление предложения

б) запись предложения, разбор предложения по членам предложения.

Густая лесная поляна тонула в солнечных лучах.

Физкультминутка.

Мы сидели и писали.

Мышцы тела все устали.

Потянулись и зевнули,

Спинки дружно все прогнули,

Повернулись вправо, влево-

Стало гибким наше тело.

А теперь попляшут ножки:

Побежали по дорожке.

Быстро –быстро-топ-топ-топ.

И в ладоши- хлоп-хлоп- хлоп.

Ножку вытянем вперёд-

Влево, вправо поворот.

Головой все повращаем

И урок наш продолжаем.

5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).

Разбор слов по составу №3 с. 101.

- Что мы должны помнить, чтобы выполнить это задание?

Помни, при разборе слова

Окончание и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка впереди.

-Что такое основа? Окончание? Как находим окончание?

-Вспомним, что такое корень? Как находим корень?

Что такое суффикс? Как находим суффикс?

Что такое приставка? Как находим приставку?

Соотнесение слов к схемам.

Лесной, лесок, лесище, лесистый,

Перелесок.

Лес

Для четвертой схемы слова нет

Лесостепь, лесовод

6. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).

Работа в команде (три команды по 3 человека).

Каждая команда получает дерево с корнем слова в корне дерева. Вам нужно, подобрать к корню однокоренные слова. Кто больше всего подобрал слов и быстрей тот выиграл.

1 слово 1 балл.


Если останется время выполнить упражнение 184 с. 97 и отгадать загадки записать отгадки в тетрадь.

7. Анализ достижений учащихся.

Анализ работы учеников, проверка выполнения задания.

8. Итоги урока.

Наш урок подошел к концу.

Что мы делали сегодня на уроке?

Рефлексия.

- Что вам больше всего удалось?

- За что вы можете себя похвалить?

- Что не удалось?

- Чему вам еще нужно научиться?

- По- вашему мнению, как вы работали на уроке?  

Спасибо вам за урок!

Домашнее задание: Создать свое дерево с однокоренными словами.