СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование представления о понятии «сила», явлении тяготения, силе тяжести

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.»

3



Тема урока: Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

1.Мотивация деятельности. Приветствие учеников.

- Сегодня у нас необычный урок, на нём присутствуют гости. Мы рады их видеть и рады возможности продемонстрировать свои знания.

Актуализация опорных знаний:

1) Повторение пройденного материала .

Поиграем в игру «Верю – не верю» (обратная связь: зелёная карточка – верю, а красная карточка – не верю).

По ходу игры задаю вопросы: «Почему веришь? Почему не веришь?»

Верите ли вы, что…

  1. Если мальчик прыгает с лодки на берег, то лодка движется в противоположную сторону? (Верю).

  2. Величина, равная отношению массы тела к его объему называется плотностью ?(Верю).

  3. Плотность измеряется в кг? (Не верю).

  4. Брусок, изготовленный из стали тяжелее, чем брусок такого же объема, изготовленный из дерева? (Верю).

  5. Весы прибор для определения массы тел?  (Верю).

  6. Два мяча разной массы при столкновении разлетаются с одинаковыми скоростями? (Не верю). I. Постановка цели и темы урока.


Показ опытов:

1.Движение книги по поверхности стола

Вопрос: Что является причиной изменения  скорости движения книги?

Ответ: Скорость тела изменяется  в результате действия другого тела .

2.Магнитом действуем на металлический шарик. - Что мы видим? (Шарик изменяет свою скорость. Шарик и магнит взаимодействуют.)

- Итак, на основе показанных опытов скажите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

Ученики: о взаимодействии тел, о притяжении, о силе взаимодействия.

Учитель: Верно. Мы сегодня будем изучать силу. От чего она зависит, рассмотрим явления, связанные с силой и узнаем о силе тяжести.

Записываем тему нашего урока в тетрадь

Слайд 1 «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести».

Изучение нового материала.

Существует признаки того, что на тело действует сила.

1.У тела может измениться направление движения.

(опыт движение железного брусочка под действием магнита)

2.Может измениться размер тела.

(растяжение резинового шнура)

3.Может измениться форма тела.

(надувание воздушного шарика)

Обратите внимание, что скорость может меняться не у всего тела, а только у некоторых его частей.  Такой процесс называется деформацией тела.

Слайд 2. Деформация – это любое изменение формы и размера тела.

Под действием силы происходит изменение скорости всего тела или его частей.

Итак, ребята что же такое сила ?

Слайд 3. Сила – мера взаимодействия тел.

А раз это МЕРА воздействия, то значит, её можно измерить.

Учитель записывает на доске: «Это физическая величина которая обозначается буквой F, а единица измерения силы (Н.). Сила – векторная величина, она имеет направление.

- Давайте вспомним слова из басни Крылова

Слайд 4.

«Однажды Лебедь, Рак и Щука

Везти с поклажей воз взялись

И вместе все в него впряглись…»

- У вас на столах лежат карточки с рисунками к басне Крылова «Лебедь, Рак и Щука» Проведите векторы направления всех сил





Физкультминутка 

Ребята закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что вы едете в автобусе. Вокруг заснеженные поля, деревья покрыты белым пушистым снегом. И вдруг на дорогу выбежал заяц. Водитель резко затормозил…(наклонились вперед). Но все завершилось благополучно, заяц убежал, водитель резко нажал на газ…(наклонились назад). Продолжаем ехать, и вот быстро поворачиваем направо…(наклоняются влево), дорога петляет, теперь поворот налево….(наклоняются вправо). Почему так происходило, почему вы наклонялись? (по инерции)

II Изучение нового материала.

Исаак Ньютон говорил, что «примеры при обучении полезнее правил». Давайте рассмотрим несколько примеров.

Слайд Почему мяч, выпущенный из рук, падает вниз? (Притяжение земли)

Слайд 5 . Открывая кран, вода течет вниз. Почему? (Притяжение земли) (Притяжение земли)

Слайд 6. У всех явлений одна и та же причина – притяжение Земли.

Силу, с которой Земля притягивает все тела,  называют силой тяжести, а само явление – явлением тяготения.

III Экспериментальная работа

Силу тяжести, как любую силу можно измерить. Для измерения сил используют прибор- динамометр. Давайте проверим на опыте ребята от чего же зависит сила тяжести.

У вас на столах есть инструкция по выполнению экспериментальной работы.

Прочитайте внимательно ход работы и приступайте к выполнению эксперимента.

№ опыта

Масса тела

Сила тяжести

1

100 г.


2

200 г.


3

300 г.




(с помощью динамометра учащиеся измеряют значение силы тяжести и соответственно массу тела, заполняют таблицу полученных измерений.)

Совместно с учителем на доске строят график полученной зависимости (учащиеся строят в тетради).

Учащиеся описывают полученный график, делая вывод о том, что сила тяжести зависит от массы.

Слайд 7 Сила тяжести прямо пропорциональна массе тела

IV. Закрепление изученного материала

Учитель:  А сейчас закрепление теоретического материала.

Ученики используют значки

 да (зеленая карточка), –– нет (красная карточка). Учитель читает вопросы.

1. Сила определяет меру действия одного тела на другое. (Да.)

2. Сила измеряется в Джоулях. (Нет.)

3. Сила, с которой Земля притягивает к себе все тела, называется силой тяжести. (Да.)

4. Чем больше массе тела, тем меньше его сила. (Нет.)

5. Прибор для измерения силы является весы? (Да.)

  1. Подведение итогов урока. Объявление домашнего задания.

- Молодцы ребята, мы сегодня хорошо поработали, достигли всех целей, которые ставили в течении урока, а теперь запишите домашнее задание.

Слайд 8 Домашнее задание: §24, 25 (Придумать сказку о том, что было бы, если бы исчезла сила тяжести.)

Рефлексия. Оценим свою работу на сегодняшнем уроке. Прислушайтесь к себе, своему внутреннему состоянию и продолжите фразу

  • Сегодня на уроке я узнал………….

  • Мне было интересно ……….

  • На уроке я научился ………….

  • Мне понравилось……………..

  • Теперь я могу ………………


Учитель: Я очень довольна вами сегодня, вы молодцы! Мне хочется пожелать вам научиться понимать природу, и разговаривать с ней на одном языке.