СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Смазочные материалы.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

группа №312. Оборудование. Дистанционное обучение. Тема 9. Дата...

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Смазочные материалы.»

Опорный конспект урока



Тема урока: Смазочные материалы.

При правильной эксплуатации оборудования основной причи­ной, вызывающей неисправности в работе, является износ де­талей.

Износом называется изменение первоначальных размеров и форм деталей машин, вызванное трением сопряженных поверх­ностей. Потери на трение в машиностроении составляют до 80 % от всей потребляемой энергии. Чтобы уменьшить трение и, следовательно, увеличить долговечность машин и снизить не­производительные затраты энергии, применяют смазочные ма­териалы.

Смазочные материалы также препятствуют прониканию к трущимся поверхностям пыли и грязи, одновременно защищая детали от коррозии.

В зависимости от наличия и толщины смазочного слоя ма­териала различают сухое, жидкостное, полужидкостное и гра­ничное трение.


1.Сухое трение

возникает при полном отсутствии смазки.

2.Жид­костное трение

наблюдается, когда трущиеся поверхности раз­делены устойчивым слоем смазки.

3.Полужидкостное трение

возникает, если масляный слой не предохраняет отдельные неровности поверхностей от взаимного соприкосновения.

4.Граничное трение

проявляется тогда, когда трущиеся поверх­ности разделены тончайшим слоем смазочного материала (0,1 мм и менее).


Существует четыре типа смазочных материалов

1.газообраз­ные

2.твердые

3.жидкие

4.пластичные.


Наиболее широко приме­няют жидкие и пластичные смазочные материалы, получаемые из нефти. Такие смазочные материалы называют минеральными (нефтяными).

В машиностроении жидкие и пластичные смазочные мате­риалы по назначению делят на две группы:

конструкционные

используемые в качестве рабочих тел гидроприводов, амортиза­торов, теплообменных устройств и др.

технологические

слу­жащие смазочно-охлаждающими веществами.


Жидкие масла и их свойства

Основными показателями, характеризующими эксплуатационные свойства масел, являются вязкость, температура вспышки, тем­пература застывания, кислотное число, стабильность, содержа­ние примесей, плотность.

Вязкость характеризует способность масел сопротивляться относительному перемещению их частиц. Вязкость является важнейшим показателем качества масел. По величине вязкости определяют целесообразность применения того или иного масла для обеспечения необходимого режима трения.

Различают динамическую, кинематическую и условную вяз­кость.

Температура вспышки определяется наименьшей температу­рой °С, при которой воспламеняются пары масла в воздухе. Температура вспышки характеризует степень огне- и взрыво­опасности масел.

Температура застывания—температура °С, при которой масло, вылитое в пробирку, загустевает настолько, что при на­клоне пробирки на угол 45° его поверхность остается неподвиж­ной в течение 1 мин. Температура застывания показывает гра­ницы работоспособности масла при низких температурах.

Кислотное число. Кис­лотное число определяет количество в масле органических кис­лот, содержание которых более 0,35 % может вызвать коррозию деталей машин.

Стабильность - способность масел сохранять физико-хими­ческие и эксплуатационные свойства при длительной работе.

Содержание примесей - Наличие в масле воды, водорастворимых кислот и щелочей недопустимо, так как они вызывают сильную коррозию.

Достоинства жидких смазочных материалов

-низ­кий коэффициент внутреннего трения ;

-возможности примене­ния в механизмах с высокой частотой вращения

в трущихся парах в широком диапазоне температур;

-смены масла без разборки смазываемого механизма и контроля по­дачи масла;

-охлаждение трущихся частей при циркуляции масла

Недостатки жидких смазочных материалов

вытекание из узлов и корпусов (необходимы надежные уплотнения и частое пополнение смазки).


В качестве смазочного материала наиболее широко при­меняют минеральные (нефтяные) масла, которые по условиям очистки подразделяют на дистиллятные, получаемые путем очистки образующихся при перегонке нефти отдельных дистил­лятов, остаточные, получаемые очисткой остатков перегонки, и смешанные, образуемые комбинацией двух первых способов.

К жидким минеральным маслам относят индустриальные, цилиндровые, турбинные и другие типы масел.

Индустриальные масла. Широко используют для смазки обо­рудования, которое работает в закрытых отапливаемых поме­щениях с более или менее постоянными нагрузками и скоро­стями без воздействия агрессивных сред.

Индустриальные масла общего назначения (ГОСТ 20799— 75*) представляют собой очищенные нефтяные масла или их смеси, не содержащие присадок. Присадками называют легиру­ющие добавки, вводимые в небольших количествах в масла и смазки для улучшения их качества и придания им новых свойств.

Для смазки обувных и швейных машин наиболее широко применяют индустриальное масло И-20А. Его исполь­зуют для смазки узлов трения в механизмах машин для среза­ния (спускания) краев деталей обуви, блочковых, швейных, об­тяжных, затяжных, клеймильных и других машин. Его также заливают в редукторы машин ФКП-0 и маслораспылители пневмосистем, Используют также индустриальные масла марок И-12А, И-40А и И-50А.

Масла для паровых машин и компрессоров. Для смазки машин, детали которых подвергаются действию высоких тем­ператур и повышенному окислительному воздействию воздуха, применяют цилиндровые и турбинные масла.

Масло цилиндровое 24 легкое (вискозин) —дис­тиллятное масло щелочной очистки. Применяют для смазыва­ния механизмов, работающих под воздействием насыщенного пара, находящегося под небольшим давлением, а также тяжело нагруженных зубчатых и червячных передач, работающих на небольших скоростях.

Масла турбинные. Это нефтяные масла, обладающие высокой стойкостью против окислительного действия пара и воздуха при повышенной температуре.

Защитные (консервационные) масла. Применяют для дол­говременной защиты от атмосферной коррозии изделий и меха­низмов, хранящихся под укрытием.


Пластичные смазочные материалы и их свойства.

Пластичные смазочные материалы (ПСМ) являются продук­тами, образующимися при добавлении в нефтяные масла за­густителей и введении в них присадок. По внешнему виду пла­стичные смазочные материалы представляют собой мази раз­личных консистенции и цвета.

Эффективная вязкость, определяет способность про­качивания ПСМ по системам, возможность их заправки в узлы трения насосами и шприцами.

Пенетрация показатель мягкости ПСМ, определяемый па пенетрометре величиной погружения стандартного конуса за 5 с при температуре 25 °С при нагрузке 1,5 Н.

Температура каплепадения температура, °С, при которой падает первая капля ПСМ, нагреваемого в капсуле прибора. Каплепадение определяет температуру, при которой теряется работоспособность ПСМ.

Содержание примесей характеризует максимально возмож­ное количество в ПСМ коррозирующих веществ и механических примесей. Количество примесей выше установленных пределов ведет к коррозии и быстрому износу деталей.

Достоинства ПСМ

Возможность работы сопряжений при относительно высоких зазорах и применения в тру­щихся частях, работающих под высоким давлением и при вы­сокой температуре; пригодность их для смазывания механиз­мов, испытывающих динамические нагрузки; простота уплот­нений; препятствие загрязнению поверхностей трения.

Недостатки ПСМ

большой коэффициент внутреннего трения, утрата смазочных свойств при длительной работе в условиях высоких температур, невозможность применения при низких температурах и в циркуляционных смазочных системах, необ­ходимость полной разборки механизмов для смены ПСМ.


По виду применяемых загустителей ПСМ подразделяют на мыльные, углеводородные, неорганические и органические.

Антифрикционные ПСМ. Применяют для смазывания тру­щихся поверхностей при повышенных удельных нагрузках тогда, когда трудно осуществить централизованную или проточную смазку. ПСМ по сравнению с маслами более прочно держатся на поверхностях, лучше за­полняют и тем самым герметизируют объем смазываемого узла, не требуют частой смены и непрерывного наблюдения. ПСМ вводят в узлы трения при изготовлении машин. В некоторых случаях их не заменяют в течение всего времени эксплуатации машины.

При смазывании обувных машин наиболее распространены следующие антифрикционные ПСМ.

Солидол жировой (ГОСТ 1033-79*)-водостойкий, гидратированный кальциевый ПСМ, предназначенный для сма­зывания узлов трения качения и скольжения машин и механиз­мов, работающих при температурах от минус 25 до плюс 65 °С.

ЦИАТИМ-221 (ГОСТ 9433-80*) - высокотемпературная водостойкая мягкая мазь белого или светло-серого цвета. Ис­пользуют для смазывания направляющих в машинах ЗФП-1-О, ЗНК-2М-О, ЗНК-З-О и др.

Консервационные (защитные) ПСМ. Лучше других ПСМ за­щищают оборудование от коррозии. В обувных машинах при­меняют следующие защитные ПСМ.

Смазка пушечная ПВК (ГОСТ 19537—83)—густой липкий водостойкий углеводородный консервационный ПСМ темно-коричневого цвета. Предназначена для длительной (до 10 лет) консервации машин.

Нефтегаз-203 (НГ-203) (ГОСТ 12328—77*) — масляный раствор сульфоната кальция и окисленного петролатума — при­меняется при консервации машин.


Вопросы для самопроверки:

1. Какие различают виды трения?

2. Какие свойства характеризуют жидкие смазочные масла?

3. Какие жидкие масла применяют для смазывания оборудо­вания?

4. Какие свойства характеризуют пластические смазочные ма­териалы?

5. Какие пластические смазочные материалы применяют для смазывания оборудования?

Домашнее задание: Прочитать текст, ответить на вопросы, составить конспект.