Актуализация опорных знаний Цель: Повторение изученного. Подведение детей к формулированию темы и постановке задач занятия. 7 мин. | - Ребята, давайте вспомним, что мы уже изучили на предыдущих уроках? Для этого ответим на вопрос с помощью презентации. - Были ли деньги у древних людей? | Сообщения учащихся об истории возникновения денег. 1 ученик. У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ему было надо, давала природа. Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа. Через несколько тысяч лет люди уже научились выращивать нужные растения, ткать материю и ковать железо, изготавливать кувшины и горшки, приручили и сделали домашними животных. Для каждого дела нужны были умельцы. Один человек не может сразу шить обувь и ковать железо, строить дома и разводить животных. Люди решили, что одни должны ковать железо, другие – выращивать домашних животных, третьи – охотиться, четвертые – заниматься земледелием. 2 ученик. Кто- то из древних людей хорошо рыбачил, а кто- то лучше всех выращивал пшеницу. Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары. Земледельцы меняли зерно и растительное масло; гончары - горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры; скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи. Чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их было поменять друг на друга. Например, надо рыбу обменять на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В-третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась. С ценами тоже была чехарда. Сегодня мешок муки можно обменять на 2 топора, а завтра голодный купец даст вам за мешок муки 3 топора. Обмен товара на товар называется БАРТЕР, но обменивать товары действительно было очень сложно. Постепенно люди поняли, что им нужны деньги. Деньгами древнему человеку служили: мех животных, зёрна, соль, орехи, раковины каури – моллюсков (ракушки). 3 ученик Затем появились металлические деньги – это были не такие деньги которые есть сейчас. А кольца, брусочки, бусинки, прутики, слитки. У металлических денег всё же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают много места. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны. | Пересказ домашнего задания по слайдам презентации |
Постановка темы, целей урока. Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач занятия. 1 мин | - Ребята, вы очень хорошо рассказали о появлении денег. Но можем ли мы с вами сейчас использовать деньги, которыми пользовались древние люди? - Конечно нет. А как можно назвать деньги, которыми мы используем в наше время? - Правильно. В каждой стране они называются по-разному: евро, доллар, марка, юань, злотый и т.д. - А как называются деньги в нашей стране? - Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? - Сегодня мы рассмотрим деньги России повнимательнее и узнаем, где у монеты «лицо», что обычно изображают на деньгах, что предпринимает государство для защиты денег и как отличить настоящие монеты и банкноты от фальшивых. | -Нет - Современные деньги - Рубль - Российские (русские) деньги | На доске тема урока «Современные деньги России» |
Формирование новых знаний и умений. | - Ребята, на какие две группы делятся деньги по материалу, из которого они изготовлены? - Правильно. Металлические деньги называются монеты, а бумажные – купюры или банкноты - Сейчас мы с вами начнём просмотр видеоролика, будьте очень внимательны и постарайтесь ответить на вопрос, как ещё называются деньги? - Правильно, деньги, которые люди передают при покупке товаров и услуг, называются наличными. - Познакомимся поближе с монетами. При просмотре видеоролика вы услышите незнакомые слова, постарайтесь их запомнить. - Какие незнакомые слова вы услышали? - Сейчас мы с вами пройдём в «лабораторию» и будем исследовать российские монеты. (У каждого ученика (или группы учеников, если работают группой) набор монет, лупа, ноутбук с презентацией. Рассматривают монеты, находят лицевую и оборотную стороны, ребро, номинал, легенду. Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс», или, как часто говорят, «орёл». Оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство (l рубль), называется «реверс», или «решка». Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете называется «легенда».) | - Металлические и бумажные Просмотр видеоролика (1 часть) - Наличные деньги Просмотр видеоролика (2 часть) - Аверс, реверс, «орёл», «решка», гурт и т. д. Практическая работа под руководством учителя | На доске: МонетыКупюры Аверс, «орёл» - лицевая сторона Реверс, «решка» - оборотная сторона Гурт – ребро Легенда - надпись |
Формирование новых знаний и умений. | - А теперь давайте познакомимся с бумажными деньгами. Будьте внимательными при просмотре. - Банкноты какого номинала мы используем - Кто вводит деньги в обращение? С какой проблемой сталкивается государство при обращении бумажных денег? - Как государство защищает банкноты от подделок? - Продолжаем нашу работу в «лаборатории», исследуем бумажные купюры. (У каждого ученика (или группы учеников, если работают группой) набор купюр, лупа, ноутбук с презентацией. Рассматривают купюры, находят лицевую и оборотную стороны, номинал, легенду, защитные знаки. Возьмите свои банкноты поближе и рассмотрите их. На ней, конечно, тоже напечатан номинал. А иначе как бы мы узнали ценность банкноты?! Правда, в отличие от монет номинал банкноты (или купюры) обычно обозначен не на одной стороне, а на обеих. Видите, номинал написан с каждой стороны, причём и цифрами и словами. При этом на одной стороне есть маленький двуглавый орёл, а на другой стороне - нет. Та сторона, что с орлом, называется лицевой стороной, а другая - обратная сторона, на ней в уголке напечатан год выпуска этой банкноты. Посмотрите: на каждой из купюр – на одной из сторон указан её номер. Это делается по двум причинам. Во-первых, чтобы отличить одну банкноту от другой. Не бывает двух разных купюр с одинаковыми номерами! А во-вторых, чтобы создать дополнительные трудности фальшивомонетчикам, то есть тем, кто подделывает деньги. Есть ещё и другие знаки, чтобы убедиться в том, что купюра настоящая.) - Как же отличить настоящие деньги от фальшивых? Водяные знаки – расположенные на купонных полях денежных билетов; хорошо видны при рассматривании банкнот на просвет: с одного края повторяют фрагменты рисунка лицевой или оборотной стороны; с другого – цифровое обозначение номинала банкнот. Серебристая краска – цифровые обозначения номиналов всех банкнот имеют хорошо заметный серебристый блеск. Метки для людей с ослабленным зрением – на левом купонном поле лицевой стороны расположены кружки и полосы, имеющие рельеф. Предназначены для определения номиналов банкнот. Краска с изменяющимся цветом – (только на банкноте в 500 рублей) эмблема Банка России при рассматривании банкноты под разными углами меняет свой цвет с желто-зеленого на красно-оранжевый. Скрытое изображение – на узорной ленте банкнот при горизонтальном их расположении на уровне глаз под острым углом падающего света видны буквы "PP". Рельефное изображение – в верхней части лицевой стороны банкнот текст "БИЛЕТ БАНКА РОССИИ" имеет рельеф, воспринимаемый на ощупь. Микроузор – купонные поля оборотной стороны банкнот запечатаны цветными прямоугольниками, состоящими из мелких геометрических фигур. Защитная нить – видимая на просвет прозрачная полимерная полоса содержит текст, состоящий из букв "ЦБР" и числовых номиналов банкнот в прямом и перевернутом изображении. Микротекст – состоит из букв "ЦБР" и числовых номиналов банкнот. - А, как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры? - Давайте определим это с помощью эксперимента. Для этого нам понадобится любая монета и листок бумаги вместо купюры. Опыт 1 - Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку, а в другом бумагу. Что произошло? - Теперь попробуем порвать - Правильно монета лучше. Она не мнётся и не рвется. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества. Опыт 2 - Нам нужна ёмкость с водой. Кладите бумагу в воду. Что происходит? - А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, что выигрывает? Опыт 3 - Давайте определим, что тяжелее монета или купюра. -В одну руку возьмите монетку, а в другую бумажную купюру. - Может, подуем? - Что происходит с монетой? - А что происходит с купюрой? - Какой вывод сделаем? Что легче? Проверим с помощью лабораторных весов. Опыт 4 - Я приготовила для вас кошельки. Положите купюру и монету в кошелёк. Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке? | Бумага | Монета | 1 опыт | - | + | 2 опыт | - | + | 3 опыт | + | - | 4 опыт | + | - | - По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем? - Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате? - Правильно, это средство оплаты товаров и услуг мы с вами изучим на следующем занятии. | Просмотр видеоролика (3 часть) - 100, 200, 500, 1000, 2000, 5000. - Государство, государственный банк России. -Подделка денег, фальшивомонетчики. Специальная бумага, знаки. Практическая работа под руководством учителя Высказывают предположения - Монета лучше. Она не мнётся и не рвётся. - Она намокает и разваливается. - Монета лучше. Она не размокает. Проверяют - Купюра легче - Купюру хранить удобнее. - Нам нужны и монеты и купюры. - Банковская карта. | На доске таблица, заполняем по ходу проведения опытов |