Тема урока « Сравнение предметов по весу»
Цели урока:
Сформировать представление о массе предмета. Научить сравнивать массы различных предметов.
Совершенствовать умения сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, форме, цвету, материалу, периметру, площади и объему.
Развивать умения вести наблюдения, сравнивать, делать выводы, оформлять результаты.
Воспитывать умение внимательно слушать своих товарищей, оценивать свою работу и работу одноклассников.
Оборудование: интерактивная доска, презентация “Весы”; рисунок; две колбы разные по форме и высоте, но одинакового объема, таблички с надписями “ длина”, “ширина”, “высота”, “форма”, “цвет”, “материал”, “периметр”, “площадь” и “объем”; весы, два одинаковых кубика (один – пустой, другой – наполнен солью), бумажные полоски на столах у детей,
ХОД УРОКА
I. Организационный момент:
Эмоциональный настрой на урок.
У: Здравствуйте, ребята!
У нас всё готово к уроку математики.
У: Давайте вспомним наш девиз.
Д:
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы – отлично учимся!
Всё у нас получится!
У: Я уверена, что у вас всё получится, вас ждёт успех и новое открытие, о котором вы узнаете чуть позже.
Сравнение предметов по известным признакам
У: На прошлых уроках мы учились сравнивать предметы по разным признакам. Назовите эти признаки.
По мере называния признаков, на доску вывешиваются карточки.
Длина | Цвет | Форма |
Ширина | Периметр | Материал |
Высота | Площадь | Объем |
У: Каким способом сравниваем по длине и ширине?
На партах у детей лежат разные полоски.
У: Покажите мне одинаковые полоски.
Д: “Ловушка”. По какому признаку одинаковые полоски?
У: Извините, я забыла, по ширине.
(Дети показывают).
У: Покажите неодинаковые полоски по длине.
(Дети показывают).
Учитель показывает пластмассовый мяч и пластмассовый кубик.
У: По какому признаку они одинаковые?
Д: По материалу.
Учитель показывает кусочек ткани и кусочек пластилина.
У: По какому признаку они одинаковые?
Д: “Ловушка”. Нет одинаковых признаков.
ФИЗМИНУТКА
III. Постановка и решение учебной задачи:
Учитель подбирает 2 внешне абсолютно одинаковых пустых непрозрачных пластмассовых кубика. В один кубик добавляется немного соли (дети этого не знают).
У: Посмотрите внимательно, у меня 2 кубика. Что можете сказать о них?
Д: Они одинаковые.
У: Молодцы! Совершенно верно, Я рада за вас. Вы точно определили, что кубики абсолютно одинаковы.
У: Закройте глаза.
Учитель кладёт кубики на весы и закрывает их колпачками разного цвета.
У: Откройте глаза и скажите, по какому признаку сравнивают предметы, под колпачками?
Д: По массе.
У: Под каким колпачком лежит предмет с большей массой? Под красным или под зелёным?
Ответы детей, а учитель недоумевает.
У: Как же вы видите, что я положила на весы?
Как вы определяете, где масса больше?
Неужели? Вот это да?
Как же вы это узнали? Куда вы смотрите?
Д: Раз чашка весов ниже, значит, там тяжелее груз, значит масса его больше.
У: Как вы думаете, а что там лежит? Что я могла положить на весы?
Д: Кубики и ещё что-то.
Учитель снимает колпачки, и дети на чашках весов видят кубики и удивляются.
У: Почему так получилось, ведь кубики совершенно одинаковые.
Д: В одном кубике что-то есть, поэтому он тяжелее.
У: Так по какому же признаку мы сегодня будем учиться сравнивать предметы?
Д: Мы сегодня будем сравнивать предметы по массе.
У: Совершенно верно.
Масса (вывешивается табличка на доску) О ней нельзя судить, не положив предметы на весы. Только положение чашек весов, а не размеры и внешний вид, может дать ответ на вопрос, что тяжелее или легче.
ИГРА
Одному ученику завязывают глаза. На глазах остальных кладут на весы 2 предмета, а потом эти 2 предмета дают ученику с завязанными глазами. Ученик пытается сравнить эти предметы по массе.
У: Тебе трудно сравнить эти предметы? Что надо сделать?
Д: Взвесить.
У: Какой же вывод можно сделать?
Д: При помощи рук не всегда правильно можно определить массу предмета.
Надо сравнивать по массе при помощи весов.
Презентация: “Разнообразие весов”.
(Приложение)
ФИЗМИНУТКА
(Руками дети выполняют движения имитирующие весы)
Чаша левая – для Саши, Чаша правая – для Жени. Дружно, хором, целым классом Массу на весах измерим. | Ручки наши, словно, чаши. Вверх и вниз мы поднимаем. Что есть вес и что есть масса Мы теперь, ребята, знаем. |
IV. Закрепление полученных знаний:
У: Я вам предлагаю сравнить предметы по массе (опыт Пиаже).
Учитель показывает детям два шарика из пластилина.
У: Сравните данные шарики по массе. Как вы это сделаете?
Д: Надо взвесить.
У: Что мы видим, взвесив шарики?
Д: По массе они одинаковые.
Учитель на глазах у детей из одного шарика делает лепёшку.
У: Чья теперь масса больше шарика или лепёшки?
Выслушиваются мнения детей.
У: Как же узнать, кто из вас прав?
Д: А давайте их взвесим.
У: Странно, почему же массы остались одинаковые?
Д: Мы же ничего не добавляли и не отнимали, а только изменили форм
V. Итоговая рефлексия, постановка целей на следующий урок:
У: Сможете, сегодня дома рассказать, что узнали на уроке? О чём вы расскажете?
Д: Научились сравнивать по массе. Познакомились с разными видами весов. Узнали, какой буквой обозначается масса.
У: Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке в жизни? Где?
Д: В магазине, дома …
У: Вот, сколько нового вы узнали сегодня на уроке, значит нам уже не нужно больше изучать эту тему?
Д: Мы только познакомились с понятием масса и со способами сравнения по массе, но нам хотелось бы продолжить эту работу.