МБУДО ДШИ им. М.П. Мусоргского г. Фокино
Зональный открытый урок
по дополнительной предпрофессиональной программе
«Музыкальный фольклор».
Тема урока: «Строй. Ансамбль в детском хоре».
Ансамбль «Гусельки» - учащиеся 1-2 класса.
Преподаватель: Глущенко Н.И.
Концертмейстер: Вислобоков В.Г.
Дата проведения: 31.01.2020г.
Время проведения: 15.10 – 16.00ч.
г. Фокино -2020г.
Открытый урок по предмету
«Фольклорный ансамбль
Вид урока: практическое занятие
Тип урока: комбинированный (игра, беседа, творчество)
Цель урока: овладение новыми знаниями, навыками пения многоголосия, совершенствование умений и опыта.
Тема урока: «Строй, ансамбль в детском хоре».
Задачи урока:
Обучающие: обучение навыкам II-голосного пения. Понятие строй, ансамбль. Виды ансамбля.
Развивающие: развитие гармонического слуха, навыков чистого интонирования, развитие слуховой координации.
Воспитывающие: побуждение интереса к культурным традициям своего народа. Воспитание культуры исполнения народной песней.
Методы и приемы реализации поставленных задач:
Словесно-иллюстративный: рассказ, беседа, анализ
Наглядно-слуховой: прослушивание аудио записей, видео иллюстрация, собственная иллюстрация приёмов пения
Визуальный: наглядный дидактический материал
Практический: вокально-хоровая работа.
Форма обучения: коллективная
Использование технических средств на уроке:
Музыкальные инструменты: баян, фортепиано.
Музыкальная колонка, флеш-карта с аудиозаписью, ноутбук.
Интернет-ресурсы.
Ожидаемые результаты:
Освоение навыков чистого интонирования.
Развитие чувства гармонии, лада.
Достижение стройного звучания унисона и двухголосия.
Достижение ансамбля.
Расширение кругозора учащихся в области культуры русского народа.
План урока:
Организационный момент (1 минута)
Подготовительный этап урока, прослушивание аудио записи (5 минут)
Вступительное слово. Сообщение темы, введение в тему урока (9 минут)
Распевание. Учебно-тренировочный материал речевые и вокальные упражнения. (10 минут)
Основной этап урока. Вокально-хоровая работа. Освоение навыков пения II-голосия. Работа над песенным материалом. (20 минут)
Итог урока. Беседа и анализ. (5 минут)
Ход урока:
Организационный момент.
Прослушивание аудио-записи. Звучит р.н.п. «Соловей с кукушкой сговаривался».
Народная песня! Она как птица, как облако, как ветер незнает границ.
Она звучит во всём мире. Слушаешь, и замирает сердце от этих захлёстывающих душу мелодий. Забываешь обо всем на свете, и наступает минута, когда только ты и песня…
Вступительное слово.
Ребята, вы сейчас послушали русскую народную песню «Соловей с кукушкой сговаривался». Я почти уверена, что вы не поняли текста и не сможете сейчас сказать о чём эта песня, но я уверена, что она глубоко затронула ваши эмоции, струны вашей души.
А что же нас так тронуло? А тронула нас мелодика народной песни, её многоголосие, богатство и красота мелодических распевов.
Надо сказать, что русской народной песни нет без многоголосия. Слушая подлинную народную песню, мы, не всегда даже понимая текста, входим в оцепенение от богатства и красоты распевов. От стройного звучания песни...
В старину говорили: Петь ладно, т. е. (…ладить между собой). Что такое лад? Когда мы говорим ладно, - мы что делаем? – Соглашаемся! Лад – это согласие. Т.е. согласное пение. Само происхождение слова, сочетание букв - это тайная звуковая формула в которой заложен смысл.
Тема нашего сегодняшнего урока: «Строй, ансамбль в детском хоре».
Тема была выбрана не случайно, т.к. в данный момент в работе с коллективом я подошла к начальному этапу освоения навыков пения многоголосия.
Моей задачей является: лёгкое, доступное овладение столь сложным навыком, в непринуждённой форме, т.к. дети маленькие и по возрасту, и по вокальному уровню (учащиеся 1 и 2 класса, 7 – 8 лет)
Распевание: учебно-тренировочный материал (речевые и вокальные упражнения I-II-голосные).
Пение закрытым ртом в унисон. Обратить внимание на интонационный и тембральный строй. Приём «прогуживания» - гудения (ре I октавы).
Пение основных певческих гласных: А-Е-Ё-Ю-Я (от ре I октавы на одном звуке, по полутонам вверх). Добиться единой манеры пения:
Понятие «припетость» - Перенимание друг от друга единого звучания, формирование индивидуального характерного звучания певческого коллектива.
Достижение тембрального и интонационного ансамбля. Формирование единой манеры пения: единой певческой позиции, звукообразования.
Распевка: «Барыня…» - на II голоса, в виде простейшей гетерафонии. Обратить внимание на звучание унисона и интервала (м3).
Распевка: «Ты долинушка, ты широкая» (от ре I октавы на одном звуке, по полутонам вверх) - на II голоса, выстраиваение интервала м3 – мелодического и гармонического вида.
Вокально-хоровая работа. Работа над песенным материалом.
Предполагает собой практическое занятие по выстраиванию двухголосия и достижения ансамбля.
«Ой, Сенюшка»
«На горе мак»
«У Федорки на задворках»
«Шёл казачек из похода»
Решение в процессе работы различных задач:
На занятиях вокала с каждым ребёнком ведётся индивидуальная работа по освоению и закреплению навыков многоголосного пения. Строится она на основе индивидуального подхода, исходя из природных особенностей слуха и голоса ребёнка.
Строй в хоре. Ансамбль.
Как известно, строй хора – это чистое интонирование мелодии по горизонтали и чистое пение аккордов по вертикали.
Условия достижения ансамбля в хоре:
Развитие навыков вокально-технического мастерства и музыкально-слуховых способностей участников хора.
Единая манера звукообразования и регистрового звучания хоровых партий.
Зависимость ансамбля от качества дикции, от метроритмических, темповых и интонационных особенностей.
Интонирование ладов, интервалов, созвучий.
Зависимость характера интонирования от ладоинтонационного, мелодического и метроритмического строения песни.
Взаимосвязь композиционных особенностей произведения, темпа, и динамики исполнения с точностью интонирования горизонтали и вертикали.
Условия достижения точного интонационного строя в хоре:
Высокий уровень развития музыкально-слуховых и вокально-технических навыков.
Единство интонационного и ритмического ансамбля.
Необходимость предварительной настройки (задание тона).
Необходимость постоянного активного вокально-слухового (интонационного) контроля и самоконтроля в пении (ощущение лада).
Единая манера пения, звукообразования; пение в одной певческой позиции.
В достижении чистого интонирования любой мелодии или любого сочетания интервалов следует находить логику интонационного мышления, ощущение ладово-гармонической основы, четкой ритмической организации, силы и динамики звучания. Так как музыка – искусство интонируемого смысла, необходимо быть внимательным к интонации. Она должна не только быть продуктом развитого слуха, её главное предназначение – передавать эмоции и чувства, вложенные народом.
Окончание
Русский человек самыми глубинными корнями уходит к родной земле. К родным полям и лесам, к родной деревне. Наши деды и прадеды все оттуда. И наша вечная ностальгия, которая веками живёт в каждом русском – по тому исконному, что невозможно только привить или воспитать, чему нельзя научить и что нельзя объяснить. Она генного исконного происхождения. Именно так хочется сказать о русской народной песне.