СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Строй. Ансамбль в детском хоре».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

«Строй, ансамбль в детском хоре».

Тема была выбрана не случайно, т.к. в данный момент в работе с коллективом я подошла к начальному этапу освоения навыков пения многоголосия.

Моей задачей является: лёгкое, доступное овладение столь сложным навыком, в непринуждённой форме, т.к. дети маленькие и по возрасту, и по вокальному  уровню (учащиеся 1 и 2 класса, 7 – 8 лет)

Мы рассмотрим все условия достижения  ансамбля в хоре.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Строй. Ансамбль в детском хоре».»

МБУДО ДШИ им. М.П. Мусоргского г. Фокино













Зональный открытый урок

по дополнительной предпрофессиональной программе

«Музыкальный фольклор».






Тема урока: «Строй. Ансамбль в детском хоре».

Ансамбль «Гусельки» - учащиеся 1-2 класса.





Преподаватель: Глущенко Н.И.

Концертмейстер: Вислобоков В.Г.

Дата проведения: 31.01.2020г.

Время проведения: 15.10 – 16.00ч.









г. Фокино -2020г.


Открытый урок по предмету

«Фольклорный ансамбль


Вид урока: практическое занятие


Тип урока: комбинированный (игра, беседа, творчество)


Цель урока: овладение новыми знаниями, навыками пения многоголосия, совершенствование умений и опыта.

Тема урока: «Строй, ансамбль в детском хоре».

Задачи урока:

  • Обучающие: обучение навыкам II-голосного пения. Понятие строй, ансамбль. Виды ансамбля.

  • Развивающие: развитие гармонического слуха, навыков чистого интонирования, развитие слуховой координации.

  • Воспитывающие: побуждение интереса к культурным традициям своего народа. Воспитание культуры исполнения народной песней.


Методы и приемы реализации поставленных задач:


  • Словесно-иллюстративный: рассказ, беседа, анализ

  • Наглядно-слуховой: прослушивание аудио записей, видео иллюстрация, собственная иллюстрация приёмов пения

  • Визуальный: наглядный дидактический материал

  • Практический: вокально-хоровая работа.


Форма обучения: коллективная


Использование технических средств на уроке:


  1. Музыкальные инструменты: баян, фортепиано.

  2. Музыкальная колонка, флеш-карта с аудиозаписью, ноутбук.

  3. Интернет-ресурсы.

Ожидаемые результаты:


  • Освоение навыков чистого интонирования.

  • Развитие чувства гармонии, лада.

  • Достижение стройного звучания унисона и двухголосия.

  • Достижение ансамбля.

  • Расширение кругозора учащихся в области культуры русского народа.

План урока:


  1. Организационный момент (1 минута)

  2. Подготовительный этап урока, прослушивание аудио записи (5 минут)

  3. Вступительное слово. Сообщение темы, введение в тему урока (9 минут)

  4. Распевание. Учебно-тренировочный материал речевые и вокальные упражнения. (10 минут)

  5. Основной этап урока. Вокально-хоровая работа. Освоение навыков пения II-голосия. Работа над песенным материалом. (20 минут)

  6. Итог урока. Беседа и анализ. (5 минут)



Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Прослушивание аудио-записи. Звучит р.н.п. «Соловей с кукушкой сговаривался».


Народная песня! Она как птица, как облако, как ветер незнает границ.

Она звучит во всём мире. Слушаешь, и замирает сердце от этих захлёстывающих душу мелодий. Забываешь обо всем на свете, и наступает минута, когда только ты и песня…


  1. Вступительное слово.

Ребята, вы сейчас послушали русскую народную песню «Соловей с кукушкой сговаривался». Я почти уверена, что вы не поняли текста и не сможете сейчас сказать о чём эта песня, но я уверена, что она глубоко затронула ваши эмоции, струны вашей души.

А что же нас так тронуло? А тронула нас мелодика народной песни, её многоголосие, богатство и красота мелодических распевов.

Надо сказать, что русской народной песни нет без многоголосия. Слушая подлинную народную песню, мы, не всегда даже понимая текста, входим в оцепенение от богатства и красоты распевов. От стройного звучания песни...

В старину говорили: Петь ладно, т. е. (…ладить между собой). Что такое лад? Когда мы говорим ладно, - мы что делаем? – Соглашаемся! Лад – это согласие. Т.е. согласное пение. Само происхождение слова, сочетание букв - это тайная звуковая формула в которой заложен смысл.





Тема нашего сегодняшнего урока: «Строй, ансамбль в детском хоре».

Тема была выбрана не случайно, т.к. в данный момент в работе с коллективом я подошла к начальному этапу освоения навыков пения многоголосия.

Моей задачей является: лёгкое, доступное овладение столь сложным навыком, в непринуждённой форме, т.к. дети маленькие и по возрасту, и по вокальному уровню (учащиеся 1 и 2 класса, 7 – 8 лет)

  1. Распевание: учебно-тренировочный материал (речевые и вокальные упражнения I-II-голосные).

  2. Пение закрытым ртом в унисон. Обратить внимание на интонационный и тембральный строй. Приём «прогуживания» - гудения (ре I октавы).

  3. Пение основных певческих гласных: А-Е-Ё-Ю-Я (от ре I октавы на одном звуке, по полутонам вверх). Добиться единой манеры пения:

  4. Понятие «припетость» - Перенимание друг от друга единого звучания, формирование индивидуального характерного звучания певческого коллектива.

  5. Достижение тембрального и интонационного ансамбля. Формирование единой манеры пения: единой певческой позиции, звукообразования.

  6. Распевка: «Барыня…» - на II голоса, в виде простейшей гетерафонии. Обратить внимание на звучание унисона и интервала (м3).

  7. Распевка: «Ты долинушка, ты широкая» (от ре I октавы на одном звуке, по полутонам вверх) - на II голоса, выстраиваение интервала м3 – мелодического и гармонического вида.

  8. Вокально-хоровая работа. Работа над песенным материалом.

Предполагает собой практическое занятие по выстраиванию двухголосия и достижения ансамбля.


    1. «Ой, Сенюшка»

    2. «На горе мак»

    3. «У Федорки на задворках»

    4. «Шёл казачек из похода»


Решение в процессе работы различных задач:

  • Интонирование (унисон).

  • Строй (гетерафония терционного склада).

  • Дикция, артикуляция.

  • Голосоведение.

  • Ансамбль.


    1. Итог урока. Анализ, беседа.


На занятиях вокала с каждым ребёнком ведётся индивидуальная работа по освоению и закреплению навыков многоголосного пения. Строится она на основе индивидуального подхода, исходя из природных особенностей слуха и голоса ребёнка.


Строй в хоре. Ансамбль.


Как известно, строй хора – это чистое интонирование мелодии по горизонтали и чистое пение аккордов по вертикали.


Условия достижения ансамбля в хоре:

  • Развитие навыков вокально-технического мастерства и музыкально-слуховых способностей участников хора.

  • Единая манера звукообразования и регистрового звучания хоровых партий.

  • Зависимость ансамбля от качества дикции, от метроритмических, темповых и интонационных особенностей.

  • Интонирование ладов, интервалов, созвучий.

  • Зависимость характера интонирования от ладоинтонационного, мелодического и метроритмического строения песни.

  • Взаимосвязь композиционных особенностей произведения, темпа, и динамики исполнения с точностью интонирования горизонтали и вертикали.

Условия достижения точного интонационного строя в хоре:

  • Высокий  уровень развития музыкально-слуховых и вокально-технических навыков.

  • Единство интонационного и ритмического ансамбля.

  • Необходимость предварительной настройки (задание тона).

  • Необходимость постоянного активного вокально-слухового (интонационного) контроля и самоконтроля в пении (ощущение лада).

  • Единая манера пения, звукообразования; пение в одной певческой позиции.

В достижении чистого интонирования любой мелодии или любого сочетания интервалов следует находить логику интонационного мышления, ощущение ладово-гармонической основы, четкой ритмической организации, силы и динамики звучания. Так как музыка – искусство интонируемого смысла, необходимо быть внимательным к интонации. Она должна не только быть продуктом развитого слуха, её главное предназначение – передавать эмоции и чувства, вложенные народом.


Окончание

Русский человек самыми глубинными корнями уходит к родной земле. К родным полям и лесам, к родной деревне. Наши деды и прадеды все оттуда. И наша вечная ностальгия, которая веками живёт в каждом русском – по тому исконному, что невозможно только привить или воспитать, чему нельзя научить и что нельзя объяснить. Она генного исконного происхождения. Именно так хочется сказать о русской народной песне.