План урока
Курс__, гр__
Дисциплина: Математика
Профессия: Пчеловод
Преподаватель:
Тема урока:Тесты. Тригонометрические функции
А. Выберите правильный ответ.
A1. Найдите область определения функции у = 2sin x + tg x.
1) х – любое число; 2) х
R, кроме х=0; 3) х
R, кроме
;
4) х
R, кроме х=1.
А2. Какими свойствами обладает функция у = 2 – sin 3x ?
1) нечетная, периодическая; 2) ни четная ни нечетная, непериодическая;
3) четная, периодическая; 4) ни четная ни нечетная, периодическая.
А3. Найдите все корни уравнения tg x = 1, принадлежащие промежутку [-; 2].
1)
;
;
; 2)
;
;
; 3)
;
; 4)
;
;
.
А4. Найдите наименьший положительный период функции у = 2sin 3x.
1) ; 2) 3; 3)
; 4)
.
А5. Выберите верное неравенство:
1) tg
tg
; 2) tg
tg
; 3) tg
tg
; 4) tg
tg
.
B. Запишите правильный ответ.
В1. Найдите длину отрезка, который является областью значений функции
В2. Найдите сумму всех корней уравнения
, принадлежащие промежутку
.
В3.Сколько целых чисел из промежутка
принадлежит области определения функции
?
С. Для каждого задания приведите решение и укажите ответ.
С1. Найдите все значения х, при которых функция у = 1 – 2cos2 x принимает положительные значения.
С2. Найдите множество значений функции у = 2sin x , если х принадлежит промежутку
.
С3. Постройте график функции у = |cos x|.
План урока
Курс__, гр__
Дисциплина: Математика
Профессия: Пчеловод
Преподаватель:
Тема урока: Преобразование тригонометрических выражений.
Преобразование тригонометрических выражений – это упрощение выражений, которое выполняется с помощью тригонометрических формул.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Преобразование тригонометрических выражений – это их упрощение, которое выполняется с помощью тригонометрических формул.
Вот некоторые правила, которые помогут нам преобразовывать тригонометрические выражения.
Если в тригонометрических выражениях разные меры угла, то их следует привести к единой, применяя правила:
1)
)
Например:
2)
Например:
.
Если синусы, косинусы, тангенсы и котангенсы содержат разные аргументы, (углы),стараемся привести к одному аргументу (углу).
Например, с помощью формул двойного аргумента(угла)
заменяем на
по формуле
.
Если в тригонометрическом выражении необходимо поменять синус на косинус, тангенс на котангенс, то применяем формулы приведения.
Например:
, так как
, синус меняется на косинус.
, так как
, тангенс меняется на котангенс, угол в четвёртой четверти, здесь тангенс отрицательный.
Если тригонометрические выражения содержат большое количество тригонометрических функций, то необходимо привести к минимальному количеству видов функций. Для этого используем формулы приведения, основное тригонометрическое тождество или другие формулы.
Например:
вычислить
.
Заметим, что
,
,
.
Тогда данное выражение примет вид:
;
в скобках формула косинуса двойного угла, т.е.
, значит
Если в тригонометрическом выражении нужно понизить степень входящих в него компонентов, применяем формулу понижения степени или формулу половинного аргумента. Только помните: степень понижается, аргумент удваивается.
,
,
,
Данная группа формул позволяет перейти от любого тригонометрического выражения к рациональному.
Например: упростите выражение
.
Применяем формулу понижения степени для косинуса и получаем:
.
Чтобы определить рациональность значения тригонометрического выражения, мы должны знать, что из всех углов, содержащих рациональное число, лишь углы вида
;
;
, где k целое число, имеют рациональный косинус.
Например,
число рациональное, так как
.
Углы вида
;
;
, где k целое число, имеют рациональный синус.
Углы вида
;
, где k целое число, имеют рациональный тангенс.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:
Рассмотрим примеры преобразований тригонометрических выражений.
Пример 1.Вычислите:
.
Заметим, что в знаменателе данной дроби у синусов разные углы
и
. Используем формулу приведения:
и тогда наше выражение примет вид:
, в знаменателе тригонометрическое тождество, равное 1. Нам осталось 24 разделить на 1, получаем 24.
Пример 2. Найдите
, если
.
Так как
, то разделив числитель и знаменатель данной дроби на
. Получаем:
, сократим и заменим
на
.
, по условию
=3, подставим это число в наше выражение:
.
Самостоятельно.
Доказать тождество:
Упростить выражение: