Этап урока | Учитель | Ученики |
1. Организационный момент | Сообщение темы и цели урока (слайд 2, 3) | Записывают в тетради |
2. Актуализация знаний | Ведет фронтальный опрос: физические и химические явления | 1. Отвечают на вопросы учителя; |
3. Изучение нового материала | Недавно, перелистывая старые журналы, мне на глаза попалась старая химическая сказка, которую я решила прочитать вам. Но вы должны будете выполнить некоторое задание… Читает химическую сказку | Выполняют задание в тетрадях : 1. Выписать все физические явления, о которых идет речь в сказке 2. Выписать все вещества, о которых идет речь в сказке 3. Выписать химические явления, о которых идет речь в сказке |
| Проверка выполненного задания | Проверяют задание |
| Формирование понятия реакция соединения: (слайд 5) А теперь и мы давайте мысленно перенесемся в королевство Марьи Ивановны – химическую лабораторию - и поближе познакомимся с ее подданными. А знакомство начнем с аммиака и соляной кислоты… Демонстрация реакции взаимодействия аммиака с соляной кислотой, алюминия с йодом Вопросы учителя (эти вопросы одинаковы для всех типов реакций) План: 1.Какие вещества вступают в реакцию? 2. Каковы условия возникновения химической реакции 3.Назовите признаки протекания химической реакции 4.Запишите уравнение химической реакции 5.Что общего между записанными реакциями? (наводящий вопрос: сколько и какие вещества вступают в реакцию?) 6.Какое название вы дали бы реакциям такого вида? 7. Попробуйте дать определение таким реакциям. В случае если произвести демонстрацию любого опыта не возможно - можно заменить их видеороликами, взятыми: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/catalog/teacher/ | Отвечают на вопросы и записывают в тетрадь основные моменты по мере появления их в презентации (план работы со слайдом одинаков для всех типов реакций) 1. Взаимодействующие вещества 2. Условия возникновения химической реакции 3. Признаки протекания химической реакции 4. Уравнение химической реакции 5. Общая схема реакций 6. Тип реакции 7. Определение реакции соединения |
| Формирование понятия реакция разложения: (слайд 6) Продолжаем наше путешествие: сейчас мы находимся на острове солей, где извергается знаменитый вулкан «бихромат аммония» и я предлагаю посмотреть это. Демонстрация реакции разложения бихромата аммония | Отвечают на вопросы учителя, подобные тем, что были заданы при рассмотрении реакции соединения и самостоятельно в ходе беседы выводят общую схему реакции разложения, дают определение. Записывают в тетрадь основные моменты по мере появления их в презентации |
| Формирование понятия реакция замещения: (слайд 7) Ну а теперь милости прошу, гости дорогие. Знакомьтесь: вода-невеста и жених-натрий. Демонстрация реакции Взаимодействия натрия с водой | Отвечают на вопросы учителя, подобные тем, что были заданы при рассмотрении реакции соединения, разложения и самостоятельно в ходе беседы выводят общую схему реакции замещения, дают определение. Записывают в тетрадь основные моменты по мере появления их в презентации |
| Формирование понятия реакция обмена: (слайд 8-11) У нас осталось два вещества, с которыми мы еще не успели познакомиться: сульфата меди (II) с гидроксидом натрия Лабораторный опыт: Взаимодействие сульфата меди (II) с гидроксидом натрия В случае если произвести лабораторный опыт не возможно - можно заменить их видеороликами. ( тогда слайд №8-10 можно опустить) | Учащиеся слушают 1. Инструкцию по выполнению работы 2. инструктаж по технике безопасности 3. выполняют лабораторный опыт 4. обсуждаем и записываем результаты проведенной работы по вышеописанному плану |
4. Закрепление изученного материала | Учитель задает вопросы, обобщающие полученные знания учащихся о классификации реакций: 1. По числу и составу исходных и образующихся веществ 2. По тепловому эффекту (слайд 12) | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы и фиксируют в тетради общую схему классификации |
| Учитель дает Задание №1: Укажите тип химической реакции Проверяет по ходу выполнения упражнения (слайд 13) | Один ученик работает у компьютера, остальные учащиеся работают устно. |
| Учитель объясняет правила выполнения Задание №2: Химическое лото (приложение 2) разложить карточки цветной стороной вверх, правильно совмещая уравнение химической реакции и его тип. Проверяет после выполнения задания каждой парой (слайд 14) | Учащиеся работают в парах, по мере выполнения учащимся выдается новый вариант лото |
| Учитель объясняет правила выполнения Задание №3: Химическая атака Проверяет правильность выполнения задания: фиксирует правильные /неправильные ответы, выставляет баллы (слайд 15, 16) | Класс делится на 4 группы. Учащиеся работают в группах, определяя реакции определенного вида ( реакции соединения, разложения, обмена, замещения) Учащийся от каждой группы выходят и по очереди открывают свой тип реакции, стараясь как можно быстрее открыть все свои реакции |
| Учитель дает Задание №4: Расставить коэффициенты в записанных схемах химических реакций | Выполняют задание в тетради, проводят взаимопроверку, сдают учителю. |
5. Подведение итогов урока | Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки | |
6. Домашнее задание | Учитель дает домашнее задание | Учащиеся записывают домашнее задание |
Домашнее задание: §16 упр. 5-6 с.47