СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Уроки французского - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема:    Уроки французского - уроки доброты (по рассказу   В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Просмотр содержимого документа
«Тема: Уроки французского - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)»





МКОУ «Тарумовская СОШ»


Уроки доброты

по рассказу В.Г.Распутина

«Уроки французского»

в 8В классе

Учитель русского языка и литературы Рулева О.Г.

село Тарумовка Тарумовский район Республика Дагестан





Тема: Уроки французского - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)


Цели: - показать проблему добра и зла в человеческих поступках;

- развивать навыки анализа художественного произведения;

  • учить высказывать собственное мнение о нравственных пози- ц цияхцлитературных героев;

  • развивать творческое воображение и способности у учащихся.



Задачи:

1.Работа с текстом произведения.

2.Характеристика литературных героев.

3.Использование приемов ФГОС(“Ромашка Блума”, “Оставьте за мной последнее слово”,” Суд над геро-ями”, “Синквейн”,” Хокку”, “Попс-формула'', «Какой я” и др.)

Оборудование: 1.Творческие работы учеников( рисунки, задания по ф по ФГОС ;

2. презентация;

3. музыкальное оформление ; 4. 4.видеофрагменты из фильма.



Форма проведения : урок –размышление

ХОД УРОКА. . I. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас обычный урок. Мы будем анализировать текст, отвечать на вопросы, рассуждать, творить. У нас - мастерская. Мнение каждого ученика очень важно! Будем высказывать свою точку зрения, не нужно бояться ошибиться!

Древние мудрецы говорили: «Никогда не говори, не поду-мав!» Этого принципа мы будем придерживаться в своих ответах.

Урок состоит из целого ряда заданий, как коллективных, так и инди-видуальных. К концу урока мы должны стать лучше в мыслях, по-ступках, действиях. И если мы это осознаем, цель будет достигнута.



Обратите внимание на 3 слайд, это поможет вам определить тему урока.(Круги по воде)

-- Какие ключевые слова помогут вам составить представление о теме?

-Назовите слова, ассоциирующиеся с понятием доброта.

ДОБРОТА - бескорыстие, человечность, достоинство, совесть, любовь, милосердие, мудрость, благородство, великодушие, сострадание, жа-лость, широта души, сочувствие, переживание, участие, мягкосердечие, готовность прощать, понимание, душевная щедрость.



Учитель: Исходя из названия темы и эпиграфов, подумайте ,в чем нам предстоит разобраться.

II. Объявление темы и цели урока.(Слайды 4-6)

-Какова же цель урока?

-Какое слово в теме сегодняшнего урока, в названии рассказа привлекает наше внимание? (Опережающее задание.)

-Какие значения этого слова вы знаете? Вы дома выписали из словаря толкования этого слова и к каждому значению привели пример из текста.

- Какое значение вкладывает в это слово автор?

Пример какого еще значения мы можем встретить на страницах рассказа?

-Кто может процитировать о добре и прокомментировать.

-Учитель подводит итог сказанному. (Доброта. Именно это человеческое качество является основным у героев В.Г.Распутина).

III.Беседа.

-От какого лица ведется повествование?

-Как вы считаете, автор и герой в рассказе одно и тоже лицо?

-И все же их что-то разделяет.

IVОсмысление.

-Кого вы считаете главным героем? Может их несколько?

-Перед вами цитаты из текста. Определите, к кому они относятся.

Осмысление. (Слайд.7) Зачитаем цитаты, определим, кому они относятся :

«Чтобы учиться дальше…мне пришлось снаряжаться в райцентр».

«Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска…».

«Не было в тот день…человека несчастнее меня».

«Мне нужен был рубль…на хлеб».

«Я шёл туда как на пытку». (Слайд 8)

-Кто играет немаловажную роль в судьбе мальчика?Слайд9)

«Она сидела передо мной аккуратная вся , умная и красивая, красивая в одежде, и в своей женской молодой поре. Глаза у неё косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными глазами, тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем чёрные, коротко остриженные волосы. Но при всём этом не было видно в её лице жестокости, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорящее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?»

Учитель

-Назовите в данном отрывке выражения, которые характеризуют Лидию Михайловну.(Слайд 10)

-Какие черты характера вы увидели? (Доброта, внешняя аккуратность, скромность, неприметность)

УЧИТЕЛЬ.

- Этот рассказ автобиографичен. Распутин посвятил его своей учи-тельнице. В образе Лидии Михайловны автор выразил идеал учителя. Личность учителя лучше всего раскрывается в отношении его к учени-кам.(слайд 11)

V.Беседа:(Слайд12)

-О чем говорит название рассказа?

-От чьего лица ведется повествование? Почему?

-О каком времени пишет автор?

-Как жилось в деревне?

-Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь?

-Какой эпизод запечатлен на иллюстрации?

-Каким вы представляете мальчика?

-Какие испытания ожидали его?( 12 слайд)

VI.Работа с эпизодом(видеофрагмент- слайд13-14


Учитель


-Почему герой рассказа начал играть в «чику»?

-Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?

-Почему Вадик и Птаха избили его?

-Найдите слова, передающие его состояние в этот момент.

Слайд 13. Зачитаем отрывок стр.315. 317.(Слайд 15)

-Как герой относится к учительнице

-Почему Лидия Михайловна выбрала для занятия именно его (слайд 16)-видеофрагмент.

VII.Беседа(Слайд 17)

--Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после уроков?

-Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно?

-Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы?

- Какие черты характера проявляет герой?



(слайд18) Молодая учительница под предлогом занятий хочет ему по-мочь.(видеофрагмент)

(Слайд19)-видеофрагмент. Почему Лидия Михайловна решается на запрещенную игру?


(Слайд20) ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС УРОКА - Поступок Лидии Михайловны -

педагогическое преступление

или ?..

(Слайд 21) Обратимся К словам А.Н.Толстого «Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра». Л.Н. Тол-стой


-Какова цель преподавания французского языка?

Цели

  • правильное произношение;

  • интерес к языку;

  • научить читать;

  • быть лучшим учеником;

  • получить «5» в четверти;

  • Чтобы были по всем предметам «5»

-Какова цель преподавания доброты?

Цели

  • накормить мальчика;

  • чтобы не голодал;

  • чтобы не играл на деньги с

мальчишками;

  • игра на деньги- нарушение

правил; чтобы не стал

нарушителем.

  • чтобы его не били Птаха и

другие мальчишки

  • забота о здоровье;

(Слайд 22-23) –Точка зрения Лидии Михайловны.

(слайд 24-25) Зачитаем концовку рассказа:

«И больше я её никогда не видел. Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я её открыл, достав опять топор из-под лестницы, - аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обёртке я нашёл три красных яблока.Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

-Как вы думаете, символом чего являются яблоки в данном рассказе?

(Слайд26-27) VIII. АФИШИРОВАНИЕ.

- Мы с вами много трудились, но все-таки должны прийти к какому-то выводу.


Задание: - Давайте составим «КОДЕКС ДОБРОТЫ»

 

а) Словарная работа

КОДЕКС / дэ/, - а, м. 1. Свод законов.

2. Совокупность правил, убеждений.

 

- Как вы думаете, каким должен быть человек, чтобы вовремя прийти на помощь;

-сказать то, что нужно; сделать то, что необходимо в данный момент?

Кодекс доброты(Слайд 25)

ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН:

-быть внимательным;

-уметь понять и выслушать другого;

не обманывать окружающих;

-морально поддерживать других;

уступать другому;

-интересоваться делами

другого Человека;

-быть добрым и отзывчивым

человеком;

-не оставлять человека в беде;

-уметь прощать;

-уметь сочувствовать.

Беседа по вопросам: ( слайд 28).

  • -К какому типу людей можно отнести Лидию Михайловну?

  • -Как вы понимаете слова: «Служить другим своей профессией, делом своей жизни?»

-Каждой ли профессией можно служить людям?

(Слайд 29) –Как вы понимаете слова писателя?

Почему, мы так же, как перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе,- нет, а за то, что сталось с нами после».

( слайд 30)Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.

-Какую роль играет послесловие?(слайд 28) а за то, чОбратимся к цели урока (Слайд 31).


XI. Развитие речи. Ответить письменно на вопрос Какие уроки преподала Лидия Михайловна мальчику и нам?(Cлайд32)


(Слайд33) X. Домашняя работа. Написать сочинение-эссе на тему «Уроки… , которые останутся в моей памяти».



XII.Рефлексия (Слайд 34)

Сегодняшний урок был посвящен…

На уроке мы узнали персонажей…, их… поступки, …выводы

Нашей основной задачей было – …

Автор учит нас тому, что….

Сегодня на уроке я понял, что….

После сегодняшнего урока я обязательно сделаю…

Наш урок я бы назвал(а)…



XIII Вручение учителям цветов на фоне песни об учителях (Слайд35-36).

то сталось с нами после».

родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе нет, а за то, что сталось с нами после».

ми, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе,