Тема | В гостях у мастера С.Веселова. Хохломские узоры |
Тип | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Цели | Рисование кистью элементов травного узора хохломской росписи и завершение узора из ягод по теме в гостях у народного мастера, используя технику работы с гуашью, акварелью, кистью и печаткой |
Планируемые результаты | Предметные | Метапредметные | Личностные |
Узнать смысл понятия хохлома, произвед.народных мастеров, основные ср-ва дек-прик. искусства | Познавательные: осознанное и произвольное реч высказывание в устной форме об особенностях природы. Составление описания узора Регулятивные: контролировать свои действия, принимать учебную задачу Коммуникативные Уметь строить монологическое высказывание, вступать в коллективное сотрудничество | Эстетически воспри нимать окруж мир, понимать значение красоты природы и произведения поэтов, народных мастеров. |
Основные понятия и термины | Пейзаж, пространство, дальний, передний, средний план |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Окружающий мир, чтение | Беседа, работа с учебником, тетрадью | Учебник Т.Я.Шпикаловой, Л.В.Ершовой , электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь |
Этапы урока | действия учителя | действия учеников |
I. Организационный этап | Приветствует детей, просит садится Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы. Садитесь. Проверка готовности класса к уроку Перед началом работы прошу своих художников проверить готовность: лист бумаги, краски, кисти, воду. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, садятся. |
II. Создание проблемной ситуации. | Удивляя. Проростая. Как- то празднично жива Молодая. Непростая. Чёрно – красная трава. Литья рдеют. Не редея От дыхания зимы: Входим в царство Берендея – В мир волшебной Хохломы. - Ребята, а вы знаете, что такое хохлома? - А какими узорами расписывают мастера свои изделия? | Ученики отвечают на вопросы. Затрудняются ответить либо ответы неполные. |
III. Формулирование проблемы. | – Так, значит, какой главный вопрос урока? - Как вы думаете, чем мы будем заниматься? - Молодцы, сегодня вы научитесь выполнять главные элементы цветочного узора Хохломской росписи – ягодка, травка. Если дети затрудняются, то учитель помогает сформулировать проблемный вопрос. | -Хохлома, узоры для росписи изделий - Сегодня на уроке мы будемвыполнять элементы хохломской росписи - ягодка, травка. |
IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | Хохломская роспись – это удивительное искусство, сокровищница мировой культуры. Роспись по дереву знакома жителям России с давних времен. Расписная посуда сверкает, словно золото. А ведь изготовлена она мастерами Заволжья из дерева. В селе Хохлома торговали расписными деревянными мисками и ложками. По названию села стали называть и эту нарядную посуду. Откройте учебник на странице 28-29. Полюбуйтесь изделиями из села Хохлома. Их украшают «цветочек» и «травинка». Так ласково называют свои узоры народные мастера. -Какие цвета использовали мастера? -Нравятся вам узоры? -Почему? Степан Павлович Веселов – один из православных мастеров. С детских лет он постигал секреты искусства золотой хохломской росписи. Особенно полюбился ему- травный орнамент – самый древний ее вид. Давайте рассмотрим на странице 30 таблицу народного мастера. На слайде написаны названия элементов травного орнамента – травинок разной формы. Давайте прочитаем их и посмотрим в таблице как они рисуются. («Травинка», «капелька», «усик», «завиток», «кустик») | Слушают рассказ учителя Открывают учебник, любуются изделиями - Красный, черный . Слушают рассказ учителя Рассматривают таблицу Читают названия элементов, сопоставляют с элементами в таблице. |
V. Выражение решения проблемы. | - Ребята, так что такое хохлома? - Какие узоры используют для росписи изделий? - Какие цвета красок можно использовать при хохломской росписи? - А какого цвета бывает фон? | - Хохлома – роспись красками по дереву. - Ягодки, травки (капелька, усик, завиток, кустик) - Красный, зеленый, черный - Желтый фон. |
VI. Применение новых знаний | Давайте попробуем повторить узоры хохломской росписи народного мастера. Откройте рабочую тетрадь на странице 14. Возьмите кисть правильно. И начните рисовать ею травинки, продолжая узор мастера. Молодцы ребята, а теперь давайте выполним творческое задание. Вам нужно завершить узоры из ягод с помощью кисти и печатки. - И так, что вы должны сделать до начала работы? - Что будем делать далее? - А по каким критериям будем оценивать работы? -Молодцы, приступайте к работе | Открывают рабочую тетрадь. Берут кисть, начинают дорисовывать - Выбрать чем будем рисовать, подготовить альбом, краски, воду и начать рисовать - Определить какими красками будем рисовать Рисуют |
VII. Рефлексия. | И так, ребята, давайте подведем итог работы. | Отвечают на вопросы в парах |