СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема Великой Отечественной войны. Тема мужества и бессмертия воинского подвига в поэзииК. Симонова, А. Ахматовой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Образовательная: познакомить с поэтами военной поры и их судьбами, с лирикой военных лет, рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями, раскрыть умение поэтов показать состояние души человека в «тяжелую годину» испытаний;

Развивающая: способствовать развитию творческих способностей учащихся? совершенствовать технику выразительного чтения;

Воспитательная: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, за свой народ.

Просмотр содержимого документа
«Тема Великой Отечественной войны. Тема мужества и бессмертия воинского подвига в поэзииК. Симонова, А. Ахматовой»



Тема Великой Отечественной войны.

Тема мужества и бессмертия воинского подвига в поэзии

К. Симонова, А. Ахматовой

Цели урока:



Образовательная: познакомить с поэтами военной поры и их судьбами, с лирикой военных лет, рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями, раскрыть умение поэтов показать состояние души человека в «тяжелую годину» испытаний;

Развивающая: способствовать развитию творческих способностей учащихся? совершенствовать технику выразительного чтения;



Воспитательная: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, за свой народ.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник по русской литературе для 8 класса, выставка книг о ВОВ, портреты А. А. Ахматовой и К.М. Симонова.

Эпиграф на доске: Вспомним всех поимённо, горем вспомним своим… -

Это нужно - не мёртвым! Это надо – живым!



Словарная работа:

кринка — глиняный удлинённый горшок для молока;

тракт — большая проезжая дорога;

погост — кладбище;

салопчик — женская одежда.





План урока

  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Вступительное слово учителя – 1 мин.

  3. Подготовка и восприятие материала – 5 мин.

  4. Анализ стихотворения К. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» - 20 мин.

  5. Творчество А. А. Ахматовой. Стихотворение «Мужество. – 10 мин.

  6. Обобщение учителя - 5 мин.

  7. Рефлексия– 1 мин.

  8. Подведение итогов – 1 мин.

  9. Домашнее задание – 1 мин





























Ход урока

1.Организационный момент

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас вами урок литературы. Скажите пожалуйста, кто сегодня дежурный? Назови отсутствующих. Хочу пожелать вам быть активными, трудолюбивыми и, помните, вы самые талантливые ученики. Ну что, начнём?



2.Вступительное слово учителя

Учитель: Сегодняшняя наша встреча посвящена теме Великой Отечественной войны. 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны, от Победы. Всё меньше остаётся ветеранов, очевидцев и участников боёв, которые могут рассказать о том, чем была война для нашей страны. Люди не могут привыкнуть к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны. Эти чувства сохраняет и передаёт прежде всего поэзия. Лирика военных лет поднимала боевой дух у каждого – и у тех, кто воевал, и у тех, кто трудился в тылу.
Сегодня мы познакомимся с поэзией Великой Отечественной войны. В годы войны было создано много замечательных стихотворений, многие из них стали песнями. Их пели в вагонах, в землянках, на привалах, в тылу. Песни и стихи помогали людям жить и верить в победу.

3.Подготовка и восприятие материала

-Ребята, какие у вас возникают ассоциации со словом «война»?

(Война – люди – подвиг – память-

Огонь- герои - вечность - бой …)


Учитель: Давайте с вами составим синквейн. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола. 
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.


С помощью ответов учащихся составляем синквейн на тему «Война».

Война

Жестока, кровопролитная

Ранит, убивает, уничтожает

Самое ужасное на Земле

Борьба



-Что значит вечная память? Какая она? (живая память, в каждом из нас)

Учитель: Годы Великой Отечественной войны небывалый всплеск поэзии гражданского и патриотического характера. Поэзия фронтового времени стала ведущим жанром литературы. В годы ВОВ советская поэзия пережила особый подъём. Тема Великой Отечественной Войны отразилась в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, Ю. Друниной, М. Исаковского, А. Твардовского (внимание на выставку книг). Именно в стихе, в высокой эмоциональной речи выразилось необычная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на борьбу народам.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с поэтом, у которого в судьбе “совпало — война, беда, мечта и юность”. Это Константин Михайлович Симонов.(1915-19789). Обратите внимание на его портрет.

Выступление ученика_____________________________________

К.М. Симонов родился в 1915 году в Петрограде. В автобиографии он вспоминал: “Детство и юность прожил в Рязани и Саратове. К.Симонов окончил семь классов, затем фабрично-заводское училище, стал токарем, учился в Литературном институте. С 1934 года стал публиковать свои стихи. К началу войны он был уже признанным поэтом и известным военным корреспондентом, прошёл Халхин-Гол. Всю войну работал корреспондентом газеты «Красная звезда», переезжал с фронта на фронт, знал войну “изнутри”. Многие его стихотворения наши воины носили у себя на груди: «Жди меня, и я вернусь...», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Родина», «Майор привёз мальчишку на лафете...»

4.Анализ стихотворения К. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

Учитель: Одно из первых военных стихотворений К. Симонова посвящено поэту Алексею Суркову ­– «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины… » 

Чтение учителем стихотворения К.Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» 

-Ребята, давайте найдём те слова, которые вам не понятны и постараемся их объяснить.

Словарная работа (УСТАРЕВШИЕ СЛОВА) – на доске

кринка — глиняный удлинённый горшок для молока;

тракт — большая проезжая дорога;

погост — кладбище;

салопчик — женская одежда.

  • Беседа по прочитанному тексту

— Сколько частей в стихотворении? (В стихотворении две части. Это легко определить по начальным строкам: “Ты помнишь...”)

— К кому обращается К.Симонов? (Скорее всего к другу, однополчанину, с которым прошёл по дорогам войны.)

Учитель. Алёша — это Алексей Сурков, тоже военный корреспондент, поэт, автор известной песни времён войны «Землянка» (обращаем внимание учащихся на портрет А.Суркова).

1 ЧАСТЬ

— Какая картина возникает в вашем воображении после прочтения первой части? (Печальная картина страдания народа. Автор вспоминает о горестных днях отступления, когда в тылу врага оставались женщины, дети, старики.)

— Что такое эпитеты? (Художественное, образное определение) Найдите самостоятельно эпитеты в первой части стихотворения.

- Какие эпитеты передают настроение поэта? (“Бесконечные, злые дожди”, “усталые женщины”, “дорожной тоской”, “со вдовьей слезою” и др.)

— Что такое Родина по мнению поэта? Какое открытие он делает для себя?

(Ответ на этот вопрос даёт поэт строками:

                                ...всё-таки Родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти просёлки, что дедами пройдены...)

— Какой видится Родина поэту? (Это “...деревни, деревни, деревни с погостами, // Как будто на них вся Россия сошлась”.)

Учитель: Молодцы, ребята! А сейчас переходим ко второй части нашего стихотворения.

2 ЧАСТЬ

— Чем отличается по настроению вторая часть стихотворения? (Появляется лейтмотив стихотворения: “Мы вас подождём”. И хотя стихотворение об отступлении, звучит вера в то, что это не навсегда.)

- А что такое олицетворение? (ТРОП,КОТОРЫЙ НЕОДУШЕВЛЕННОМУ ПРЕДМЕТУ ПРИПИСЫВАЕТ КАЧЕСТВА ЖИВОГО СУЩЕСТВА)

— Найдите самостоятельно олицетворения, усиливающие эту веру.

(“Мы вас подождём!” — говорили нам пажити. // “Мы вас подождём!” —говорили леса.)

— Чьи образы на дорогах войны запечатлела память поэта?

(“...седая старуха в салопчике плисовом”, “весь в белом, как на смерть одетый старик”, “русская женщина”.)

— Как меняется образ солдата к концу стихотворения?

(Это герой, мужественно защищающий каждую пядь земли. Он всё больше ожесточается против врага. “На наших глазах умирают товарищи, // По-русски рубаху рванув на груди”.)

— Чей образ предстаёт в последней строфе?

(Это образ русской женщины. Он сливается с образом Родины. Именно на плечи женщин лягут многие тяготы войны. Они будут пахать, сеять, делать снаряды, недосыпать, недоедать, чтобы приблизить долгожданную Победу.)

— Что значит, по-вашему, любить Родину? Как поколение К.Симонова смогло доказать свою любовь к Родине?

(Громогласно заявлять о любви к Родине бессмысленно. Поколение фронтовиков доказало любовь Победой.)

Учитель: Какую проблему открывает нам автор? (Как тяжело оказаться на дорогах войны, как тяжело смотреть на людей, которые страдают от потери близких и это еще тяжелее, чем воевать, как тяжело терять товарищей и осознавать, что по родной русской земле шагает беспощадный враг). Учитель: К чему призывает читателя автор?(верить в победу) Учитель: Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (Тревогу, сострадание, радость, страх, восхищение, горе, боль, тяжесть испытаний, сочувствие)

Выразительное чтение стихотворения ( читает ученик)

Учитель. Стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» обращено и к нашей памяти. Более шестидесяти лет не горят дома от фашистских снарядов, не плачут дети, провожая отца или брата на фронт...

5.Творчество А. А. Ахматовой. Стихотворение «Мужество.

Учитель: А сейчас мы познакомимся ещё с одной творческой личностью. Это А.А. Ахматова. Она также является поэтессой военных лет. Обратите внимание на её портрет.

Выступление ученика_________________________________________

Анна Ахматова жила в Ленинграде, теперь – Санкт Петербург. В те дни она, как и все ленинградцы, вносила посильный вклад в укрепление обороны: шила мешки для песка, которыми обкладывались баррикады и памятники на площадях. Об этой работе Ахматовой знали немногие. Ахматова долго отказывалась от эвакуации. Даже больная, истощённая дистрофией, она не хотела покидать любимый город. Только повинуясь настойчивой заботе о ней, Ахматова, наконец, эвакуируется самолётом в Ташкент. Но и там под небом Средней Азии, мысленно возвращалась она к терпящему беды вражеского окружения героическому народу. И именно в Ташкенте она пишет стихотворение «Мужество». С быстротой молнии по бескрайнему фронту Великой Отечественной войны разнеслось это стихотворение. Эти гордые и уверенные слова неоднократно звучали в военные годы в концертных залах, на фронтовых выступлениях. 

Чтение стихотворения «Мужество» учениками.

Учитель: Понравилось ли вам стихотворение?

О чём оно?

Какие возникли ощущения?

- К чему призывает поэтесса своих соотечественников?

-Ребята, давайте постараемся найти слово-образ, отражённое в структуре предложений (Весы…).

Учитель: Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки людей, их дела.

- Почему это страшное военное время Анна Ахматова называет часом мужества?

- Как Ахматова описывает героизм наших людей?

- Ради чего, по мнению Ахматовой, совершался героизм? (ради русской земли)

- Какие эпитеты использует поэтесса, говоря о русском слове? (Великое, свободное, чистое)

Прочитайте 5,6,7 строки,

- Какой звук повторяется в этих строчках? («р»)

- Зачем Ахматова использовала этот приём- повторение звука в словах? Что хотела этим показать? (Твёрдость характера, стойкость русского духа.)


6.Обощение учителя


Учитель: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали. Существует огромное количество произведений о войне, с которыми вы ещё познакомитесь и главный вопрос, на который мы должны ответить, для чего создавали такое количество произведений о войне?

Ну, конечно же, чтобы мы с вами помнили о победе и никогда не забывали. Попробуем создать другой синквейн на тему «Победа»

Победа

Радостная, долгожданная

Воевали сражались победили

Подвиг и слава русского народа

9 мая

7.Рефлексия

Учитель: Понравился ли вам урок? Что вы узнали нового? Перед вами карточки двух цветов, поднимите одну из них, еслиВам было интересно на уроке – зелёная карточка

Вам было скучно - красная карточка.

8.Подведение итогов

Учитель: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали. Некоторые из вас получили следующие отметки.

Выставление отметок.

9.Домашнее задание

Подготовить чтение наизусть одного из стихотворений военных лет (Ахматова, Симонов, Исаковский и др. )

Всем спасибо, урок окончен.