СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема Великой Отечественной войны в творчестве поэтов Ставрополья.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема Великой Отечественной войны в творчестве поэтов Ставрополья.»

Тема: Поэты Ставрополья о Великой Отечественной войне.

Цели:

Цель урока: познакомить обучающихся с поэтами и историей создания стихотворений о Великой Отечественной войне

способствовать выявлению тематических направлений поэзии о Великой Отечественной войне, определению роли искусства в военные годы

Развивающие: развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать стихотворные произведения;

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, сопереживания, благодарности погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам, детям войны.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозаписи стихов и песен, выставка книг.


Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ВОЙНА?

Родина, мужество, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии.  



Да, война - это беда, горе, страдания, боль и слёзы. Война – это страшно, но ещё страшнее наше беспамятство. Мы должны знать прошлое своей страны, его трагические и героические страницы, потому что это наша история, а без неё нет будущего.





Только народ, который знает и помнит свою историю, традиции, своих героев достоин свободы и независимости.

Тема войны всегда занимала особое место в произведениях ставропольских поэтов и писателей. Многие из этих поэтов были детьми войны. То, что они запомнили из детства, их воспоминания стали основой для таких стихов и произведений о войне. Почти триста тысяч ставропольцев, представителей разных национальностей, сражались на фронтах по всему воюющему пространству от Кавказа до Заполярья, от Сталинграда до Берлина.



А объединяют эти произведения разных авторов любовь к Родине, гордость за наш народ, победивший в самой разрушительной войне, а также память о том, какой ценой досталась нам жизнь.








Отто Бисмарк утверждал: «Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники», т. е. те люди, которые заняты делом формирования личностей в новых поколениях.



Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь это память – наша совесть,

Она как сила нам нужна

Ю. Воронов







1 группа Вениамин Ащеулов



Вениамин Ащеулов, встретив войну в 41-м на подступах к Москве, прошел её от начала до конца, хотя и был трижды ранен. Казалось бы столько пережито, столько увидено горя, крови, что в мирное время захочется вычеркнуть всё это из памяти. Но война стала главной темой в творчестве поэта. Почему? Вот как сам Вениамин Ащеулов ответил на этот вопрос в одном из своих интервью: «Вся моя сознательная жизнь связана с армией и войной. Был пулеметчиком, разведчиком, десантником. После войны продолжал службу, будучи офицером и военным журналистом. И есть еще одна причина, притягивающая к военной теме. Нигде так полно не раскрывается человек, как на войне». В 1965 году переехал в Ставрополь,возглавлял Ставропольское региональное отделение Союза российских писателей. Автор многих сборников, главная тема которых- память солдата о пережитом во время войны,о ратных подвигах боевых друзей, о боли и горечи утрат, о любви к Родине.


«О чем солдаты думают в окопах»


О чем солдаты думают в окопах?

О неизбежной смерти? –

Никогда!

О том, что с лиц однажды смоют копоть

И по домам – на долгие года.

Но в их сердцах живут порывы Данко

И мать – земля настолько дорога,

Что, не страшась, бросаются на танки

С одной лишь думой –

сокрушить врага!


Есть фронт

и тыл.

Есть гибель

и бессмертие.

Есть в жизни

и другие полюса.

И есть еще

на этом белом свете

Прифронтовая полоса…

Мы шли,

как смерти в пасть,

в горнило боя,

Что громыхал за этой полосой….

«Жаль до победы

дожили не все!»

Но не померкнет в жизни

подвиг ратный,

Что креп и рос

на этой полосе.



В этом стихотворении показана суровая правда войны, фронтовая жизнь как она есть. Поэтому рифмы в нём сдержанные и строгие, чёткие и твёрдые, как солдаты в боевом строю.





На спинах индевела

соль от пота.

Всё глуше

и всё реже голоса.

Мы жадно пили жижу из болота -

Прифронтовая полоса.

На нас бросали

бомбы многотонные –

Порой виски седели у юнца.

Под нами дыбились в ночи

мосты понтонные –

Прифронтовая полоса.


Фронтовая лирика Вениамина Ащеулова не только о горечи и потерях, но и о дружбе, сострадании, любви. Это такие стихотворения, как «Ротная душа», «Лиса», «Мы после боя заняли село…», «Ничейная» и др.


Я прошу – не пугайте седых журавлей,

Что в лугах, будто призраки, бродят.

Дайте им надышаться настоем полей,

Нагуляться в кругу-хороводе.

Перед тем, как подняться в туманную стынь,

Пусть купаются в дымчатых росах,

Чтоб мерещился им над безводьем пустынь

Росный блеск наших трав медоносных.

Пусть вдыхают и пьют на родимой земле

Костерков горьковатую роздымь,

Чтоб огнями степными в сырой полумгле

Им казались далёкие звёзды.

Я прошу – не пугайте седых журавлей,

Дайте сил им и духу набраться, –

Чем дороже родная земля и милей,

Тем трудней от неё оторваться.



На войне затишья не бывает.

Бой затих,

Но дело не в пальбе.

Если грохот боя убывает,

Не смолкает ненависть в тебе.

 

И какое к чёрту там затишье,

Если в сердце боли нет конца,

Если слышишь в тишине застывшей,

Как стучат товарищей сердца!

 

И огонь в душе не убывает,

Хоть и смолк противник пред тобой.

На войне затишья не бывает, –

В том затишье зреет новый бой.








2 группа


Геннадий Семёнович Фатеев родился 1934 году в селе Красногвардейском Ставропольского края. В школу пошёл в 1941 году. Пережил немецкую оккупацию. Многие его стихи, песни, прозаические произведения связаны с военно - патриотической тематикой. Первые стихи написал в седьмом классе. Был членом Союза писателей. Награждён орденом Дружбы.

-Книги на военную тему: «Бункер Гитлера», «Рейхстаг», «Трактора и танки» посвящены защитникам Отечества.. Много лет работал в краевых газете «Ставропольская правда», руководил краевой журналистской организацией, сотрудничал в книжном издательстве. В 1991 – 1992 годах возглавлял краевую писательскую организацию.

Ведущая тема военной лирики – тема памяти. Бережно хранил память о родных, близких, погибших в минувшую войну:

Сосед мой весь изранен был в бою

На энской высоте у Сталинграда.

Он редко носит звёздочку свою,

А это стопроцентная награда.





Лежат в горах защитники Кавказа, 
Погибшие когда-то на войне. 
Они лежат. И все лицом на запад, 
Положенных наград не получив. 
От тишины оглохли, не от залпов, 
Грузины, белорусы, москвичи. 
A где-то мамы берегут записки, 
A где-то мамы вечно ждать должны. 
Вершины гор стоят, как обелиски, 
Над павшими героями страны. 





«Молчат сурово мраморные плиты»

Молчат сурово мраморные плиты

И надписи уже едва видны.

Однажды навестить друзей убитых

Пришел солдат из дальней стороны.

Он тридцать лет в степном поселке не был,

Хотя душою каждый день бывал.

Шагал солдат и узнавал лишь небо,

И больше ничего не узнавал.

Вот где-то здесь он со своим отрядом,

Поклялся не покинуть рубежи.

Друзья легли в могиле братской рядом,

И лишь ему врачи вернули жизнь.

Стоял солдат, оплакивая близких,

Односельчан, оставленных в бою.

И вдруг он прочитал на обелиске,

Среди других фамилию свою.

«Да жив я, жив!» B висках свинцом стучало.

«…жив!»– повторяло эхо, как ответ.

И даже смерть друзей не разлучала,

Все эти тридцать от бессмертья лет.



Основной круг тем: Родина, её прошлое и настоящее, труд земляков, подвиг парода в Гражданскую и Великую Отечественную войны, природа, достопримечательности, культура Ставрополья, Кавказа…


Часто в лирике Г. Фатеева память обретает образ памятника. Обычно поэт указывает место, где сооружен памятник : село Красногвардейское, Кисловодск, Мамаев курган, Памятник – это нередко обелиск, братская могила. Иногда он принимает более конкретный внешний облик – Матери-Родины («Мамаев курган»), матери, провожающей трех журавлей («Летят над Кисловодском журавли»)


В Кисловодске Памятник «Журавли» находится недалеко от Свято-Никольского собора, в Кольцовском сквере. Памятник был установлен в честь жителей Кисловодска, ушедших в годы Великой Отечественной войны на фронт. Многие из них не вернулись домой… Именно из этого сквера солдаты отправлялись на вокзал, поэтому здесь и решено было соорудить памятник. Авторами монумента являются скульпторы братья Роберманы, архитектор – К.И. Валяровский.



Над Кисловодском осень листья трогает,

А в небе, над просторами Земли,

Скликаясь перед дальнею дорогою,

Собрались на поверку журавли

Звучит под солнцем песня журавлиная.

Смыкая строй, плывут за рядом ряд.

И лишь три гордых птицы над долиною

Навстречу стае больше не взлетят.

Они на память городу останутся

Волнующею повестью войны.

Пусть этой болью вечно сердце ранится,

Мы забывать о павших не должны.

Над Кисловодском осень листья трогает.

И в память тех, что в смертный бой

ушли,

Над синими кавказскими отрогами

Летят, не улетают журавли.












3 группа


Ян Бернард родился в 1937 году в Польше. В раннем детстве пережил войну. Послевоенное детство Яна Бернард прошло в Минеральных Водах, учился в Ставропольском пединституте. Тяжелые испытания выпали на его долю, однако стихи, воспоминания Бернарда полны доброты и веры в жизнь. Ставропольский край для Яна Игнатьевича Бернарда стал второй родиной. Он долго жил в Ставрополе, много писал , с удовольствием встречался со своими читателями.

Обо всём, что пришлось пережить детям войны, можно прочитать в его произведениях. В его книгах «Минное поле детства», « Дети войны», « Дети батальона» рассказывается о тяжёлом детстве мальчишек и девчонок, переживших войну.



Вставай страна огромная!

Я в почерневшем пел снегу.

И детства ночь бездомная.

На волжском берегу.

Вставай страна огромная

Без слёз я слушать не могу.

И каждой жилкой помню я

Войны свинцовую пургу.

Снега в огне расплавились.

Я пел : Вставай на смертный бой!

И рано вдовы старились,

И дети становились в строй.









Ян Бернард писал: «Глаза моего детства видели столько смертей, столько жестокостей войны, что, казалось, должны были опустеть. Но от ужасов войны детская душа излечивалась человеческим теплом, суровой нежностью солдат. Вот почему война все-таки не заслонила красок мира, не вытравила из души мечты и веры в человеческую доброту…»

О душевной доброте Яна Бернарда говорят его стихи:


«Пленный»




Бродил он у лагерной зоны

И грустно смотрел на сады.

Он, этой войной потрясенный,

Задумчивым был и седым.

Мы, дети, следили за пленным

Враждебно и свысока.

Мы помнили голод военный,

Бои и жестокость врага.

Однажды он подал мне мячик,

Что рядом в канаву упал,

И тихо сказал он: «Малчык,

Я с русскими не воевал!...»

Он не был ни страшен, ни жалок.

О чем-то вздыхал глубоко.

И вскоре я дал ему яблок,

Я чувствовал честность его.









Ставропольский писатель Михаил Васильевич Усов (показывается фото на выставке) в предвоенное время учился в военном училище, оттуда и ушел на фронт. Как и В. Ащеулов Михаил Усов прошел войну от начала до конца. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Украины,



О мужестве, солдатской дружбе, взаимовыручке, героизме своих однополчан, остановивших на Северном Кавказе отборные фашистские части поведал Михаил Васильевич Усов в этой книге А еще автор с большой любовью рассказал о своей родной, милой Земле. Это она укрыла, обласкала солдата, поддержала его в трудную минуту., отрывок из его рассказа «Ночью у блиндажа»:


«Было это во время Великой Отечественной войны. Наш стрелковый полк отвели в тыл… Стоял май. Полк,… расположился в лесистой балочке, в одном из районов Украины. Какая же красота кругом! Молодые листочки деревьев и кустов блестели, будто их покрыли лаком. Степь благоухала чобором, полынью, всякими травами и цветами. Дышишь – не надышишься… Устав за день, я крепко спал в блиндаже. Среди ночи проснулся – словно кто толкнул меня. Да ведь это соловей поет! Те же, когда-то слышанные трели. Вот она и соловьиная дробь! Снова нежное «тиу-тиу». …Он так мал, что его легко принять за листок на тонком черенке. Только по раскрытому клювику и вздымающейся и опадающей шейке можно было заметить его среди листвы.

С чувством восхищения, близким к благоговению, я безотрывно смотрел на пернатого певца. Горлышко его легко вздымалось, то, округляясь, то спадая. Соловей пел сою радостную майскую песню. Ничто, даже война не могла помешать ему».














В нашей школьной библиотеке я взял сборник стихов ставропольского поэта « Не за морями чудо». В этом сборнике много стихотворений этого автора, но мне понравилось стихотворение «Бессмертье» написанное в 1951 году. Оно посвящается памяти героя Советского Союза Ивана Зюсь, навечно зачисленного в списки стрелкового полка. Я прочитаю отрывок из этого стихотворения.

«Бессмертье» Иван Кашпуров



В тот миг , когда к нему толпою

Фашисты бросились,

Боец под пулемёт своей рукою

Гранату ахнул

и – конец…

Отхлынул бой.

Заря горела.

Бойца подорванное тело

Нашли средь кучи вражьих тел.

Клялись бойцы и офицеры

За смерть героя отомстить.

Бойцы стоят суровой стражей,

Горят сердца-

Не потушить.

Пошли их в бой сейчас – и каждый

Бессмертный подвиг совершит!







Книга Александра Екимцева называется «Фронт над облаками» . Сборник стихотворений ставропольского поэта о войне. Издан в 1975 году. Состоит из двух частей: « Фронт над облаками» и «Брянский лес.»

Зимней, летней ли порою,

Каждый день и каждый час

Помнит Родина героев,

Павших, в битве за Кавказ.



Тех, кто пал в его просторах,

Средь его крутых вершин.

Кто в горах стоял, как горы,

Как они – несокрушим.



Кто в морозы и в метели

В поднебесной высоте

Мерз, проваливался в щели

В непроглядной темноте.



В поднебесной выси дрался,

Защищал наш отчий дом.

Кто в горах навек остался-

В Мавзолее ледяном.



В Интернете я нашёл стихотворение « Перед боем» ставропольского поэта Владимира Луковенко. Родился Владимир Луковенко 14 июня 1926 года . Воевал и в 1944 году был ранен в Польше. После войны жил и работал учителем истории в Ставропольском крае до конца своих дней.

Перед боем. Владимир Луковенко.

И листья таинственно так шелестят

На фронте в лесу перед битвой,

И пули, бывало, противно свистят,

И кто-то читает молитву.

Спокойно пока что, но знают солдаты:

В траншею из штаба примчится связной,

Приказ принесёт: «На фашистов проклятых

Подняться в последний решительный бой».

И каждый посмотрит на свой автомат

В надежде, что он не откажет.

Могильный подарит врагу «аромат»,

Дорогу в могилу укажет.

В музее Боевой славы я прочитала книгу «Созвучие». Эта книга , в которой собраны стихи поэтов Грачёвского района Ставропольского края. О войне мне понравилось стихотворение Козлова Ивана Михайловича « Не забыл я друга фронтового».

« Не забыл я друга фронтового»

Он и я в боях друзьями стали,

Защищая вместе Сталинград,

Украину, Крым освобождали,

Брали Вену, Будапешт, Белград.

Рядом с ним в атаку мы ходили,

И в разведке были много раз,

Свои жизни с ним мы не щадили,

Выполняя боевой приказ.

С фронта письма мы домой писали.
Дома ждали весточки от нас,

И мы ждали, очень тосковали

По родным, по дому много раз.

Не забыл я друга фронтового,

Всю войну я вместе с ним прошёл.

С той поры прошло лет очень много,

Но его я помню хорошо.

6.Выступление Циндриной Сони.

Война коснулась нашей семьи тоже. Мой прадедушка, Моисеев Василий Иванович,семнадцатилетним юношей ушёл на фронт. Воевал до самой победы. Был смелым, мужественным защитником Отечества. За что,награждён орденами и медалями. Его нет в живых. Но остались фотографии, документы. По ним и рассказам бабушки я проследила боевой путь своего прадедушки, Моисеева Василия Ивановича во время Великой Отечественной войны. Все собранные материалы оформила в исследовательской работе, которую назвала « Спасибо деду за победу». С этой работой я выступила на районной конференции школьников. А самое главное, я и моя семья навсегда сохранит благодарную память о нашем герое, гвардии ефрейторе Моисееве ВасилииИвановиче.









































УРОК №9

Тема: «Е.Карпов «Пять тополей». Судьба женщины, у которой судьба отняла всех близких. И.Кашпуров «Пять тополей». Поэтическое повествование о судьбе обездоленной женщины»

Цели:

  • образовательная: знакомство с произведениями ставропольских авторов, написанных по одному сюжету;

  • развивающая: развивать умение сравнивать художественные произведения;

  • воспитательная: воспитывать чувство сострадания к человеческому горю.

Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Вступительное слово учителя:

Сегодня на уроке мы рассмотрим два произведения ставропольских авторов, написанных по одному сюжету. Оба произведения носят одно название – «Пять тополей». Только одно прозаическое (его написал Евгений Карпов), другое поэтическое (автор – Иван Кашпуров).

В основу этих произведений положены подлинные события: трагическая судьба женщины, которая не встретила с войны ни одного из пяти сыновей. Все они погибли, защищая Родину, свою мать, свою землю.

Давайте познакомимся с каждым произведением и задумаемся, что именно вдохновило писателя и поэта.

Пересказ содержания рассказа Евгения Карпова «Пять тополей» (подготовленный ученик).

Выразительное чтение стихотворения Ивана Кашпурова «Пять тополей» (подготовленный ученик).

    1. Сравнительный анализ произведений.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что рассказывается о жизни Арины Княгининой в рассказе Е.Карпова?

(«Была когда-то Арина высокая, стройная и дородная…» Её муж вернулся с гражданской войны израненный, вскоре умер. Осталось у неё пять сыновей. «Добром, лаской, радостью своей да русской бабьей силой одолела всё - вырастила сынов славными парнями, хорошими людьми.

Радоваться бы ей да радоваться теперь, да началась война. Ушли её сыновья оборонять свою Россию.»)

  1. Есть ли в одноимённом стихотворении рассказ о жизни героини?

(Нет, рассказывается сразу о военных событиях:



Далеко-далёко Рава-Русская,

За год не доскачешь на коне.

В Раве-Русской переулки узкие

И сады вишнёвые в огне.



Меж землёй и небом пламя мечется,

Чёрный дым на белый день ползёт.

Там за все,

Что мы зовем Отечеством,

Платит кровью пограничный взвод.)

  1. Центральная часть двух произведений содержит повествование о страшных событиях - смерти пяти сыновей.

Как в рассказе описывается появление саженцев пяти тополей?

(«Утром Арина посадила рядом с могилой Степана, неподалёку от родника, пирамидальный тополёк.

Весною пришлось посадить ещё один…

Ещё…

В сорок четвёртом, когда с трёх топольков упали последние жёлтые листья, Арине довелось рыть и четвёртую яму.

Опустившись на колени, положила нож на дно ямки, присыпала его немного землёй и потом посадила пятый тополёк с увядшими листьями».

Конечно, в прозаическом произведении говорится об этом подробнее, но в стихотворении даже в скупых строках чувствуется материнская боль:



С той поры и слепнут окна низкие

В хате белой,

Глядя в синь полей,

и стоят живыми обелисками

пять пирамидальных тополей.



К ним выходит мать- старушка древняя

И, печально помолясь буграм,

Как с сынами взрослыми

С деревьями

Говорит о чём-то по утрам.

4. Что объединяет эти произведения?

(Тема - судьба женщины, у которой война отняла всех близких; главная героиня, окаменевшая от горя; образ дороги, как символ жизни, и образ самого автора, неравнодушного к чужой трагедии).