СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Волшебная палочка дирижера»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Волшебная палочка дирижера»»

Тема: «Волшебная палочка дирижера»

Урок музыки в 5 классе

Цель урока:

  • Дать понятие о симфоническом оркестре. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром, о группах инструментов входящих в состав симфонического оркестра

  • Показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки

Задачи урока:

  • Образовательная: познакомить с историей возникновения дирижерской палочки; показать выразительные возможности различных групп инструментов, входящих в симфонический оркестр; познакомить со знаменитыми дирижерами.

  • Развивающая: развивать интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы, развивать творческие способности.

  • Воспитательная: воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки

Оборудование:

  • интерактивная доска, компьютер с колонками, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте уважаемые гости,  доброе утро ребята, улыбнитесь друг другу, своей улыбкой передайте всем присутствующим свое хорошее настроение.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Повторим музыкальные понятия, которые пригодятся нам на уроке.

1. Как называют музыканта, играющего на пианино? (Пианист)

2. Как называют музыканта, играющего на трубе? (Трубач)

3. Как называют музыканта или певца, играющего или поющего в сопровождении оркестра или хора? (Солист)

5. В какой руке держат смычок, играя на смычковых музыкальных инструментах (скрипке, альте, виолончели, смычковом контрабасе)?

(В правой руке)

6. Многочисленный коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах.  (Оркестр)

7. Какие виды оркестров вы знаете?

8. Как называют музыкантов в оркестре? (Оркестранты)

9. Музыкант, руководитель оркестра.  (Дирижёр).

Молодцы!

Учитель:  Мы отправимся с вами в удивительное волшебное путешествие.

Что такое музыкальный театр? (мир волшебства, мир удивительных приключений и превращений, историй, мир, в котором живет музыка).

Вот в этот удивительный мир мы и отправимся сегодня. Но для начала вспомним правила поведения в театре, в концертном зале. О которых нам напомнят Милана и Дарина. Девочки учится в музыкальной школе и много раз была зрителем и сама выступала на концертах.

  1. Нельзя опаздывать на концерт. Лучше прийти на 15-20 минут и настроиться на встречу с музыкой. В случае опоздания следует дождаться перерыва между исполняемыми произведениями. Входить в зал во время исполнения запрещается.

  2. Непременным условием, без которого невозможно воспринимать музыку, является абсолютная тишина в зале. Надо отключить или поставить на беззвучный режим телефон. Недопустимы любые разговоры, шепот, обмен мнениями, шелест страницами. Все это отвлекает самого слушателя, мешает окружающим и исполнителям.

  3. Аплодисменты, вызов на сцену в заключение концерта - лучшая награда артистам.

III.Формулирование темы урока.

Учитель. Итак, мы с вами отправляемся в зрительный зал, где начинается

волшебство.

Слушание фрагмента из балета “Щелкунчик”, «Вальс цветов»

Учитель. Кто исполнил эту музыку? (Симфонический оркестр).

Посмотрите на слайд, как вы думаете, эти исполнители сидят, кто где захочет или есть определенный порядок? (Есть порядок, одинаковые инструменты находятся рядом, для того, чтобы инструменты одной группы слышали своих соседей).

Взгляните, какой большой оркестр, как много разных инструментов. Интересно, как им удается играть так согласованно? (Дирижер, он держит в руках палочку).

Взмахнет волшебной палочкой,
И музыка звучит.
Палочка застынет,
И весь оркестр молчит.
Палочка подскажет,
Кому пора вступать,
Палочка укажет,
Как музыке звучать.

Палочка волшебная оркестром управляет.

А как назвать волшебника, кто, ребята, знает? (Дирижер)

Он главный в оркестре, руководит оркестром. В руке держит дирижерскую палочку

IV. Постановка цели и задач.

Учитель. Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока, о ком мы

сегодня с вами будем говорить? (О дирижере и его палочке …)

Учитель. А как вы думаете, какая у него палочка? На тот вопрос вы ответите если

вспомните, у каких сказочных героев можно еще встретить палочку? Как называется у них палочка? (Волшебная )

Учитель. Кто попробует сформулировать, как будет звучать тема нашего урока?

(Волшебная палочка дирижера)

Запись темы урока в тетради.

Учитель. Молодцы. О чем вы хотите узнать на этом уроке? Да о симфоническом

оркестре, о дирижёрах, о группах музыкальных инструментов, которые входят в симфонический оркестр.    А на этот вопрос «Почему палочка волшебная?»  вы ответите сами в конце урока. 



V. Открытие новых знаний

История возникновения дирижерской палочки.

Учитель. Эту палочку иногда называют волшебной. Ведь один ее взмах может

вызвать гром барабанов и звуки труб, пение скрипок и трели флейты.

История появления дирижерской палочки очень необычна и интересна.

В 18 веке в опере дирижера называли “дровосеком” потому, что в руках у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее “батута”. Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось “громким”.

И мы с вами сейчас это проверим. Звучит музыка, а мы в такт музыке будем стучать карандашами о парту.

Музыкальный момент. Бранденбургский концерт И. С. Бах

Учитель. Скажите, мешал ли стук батуты слушанию музыки?

Стук батуты очень мешал восприятию музыки. В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. С развитием оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра. Возникло “тихое дирижирование” жестами рук.

Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок (показ смычка) или нотные листки, свернутые в рулон. Дирижеры стояли лицом к публике – показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер   Людвиг Шпор. Музыкантам  очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит к ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер. Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера. 

Сейчас мы с вами поиграем в игру “ДИРИЖЕР” и подумаем, какова основная роль дирижера.

Организуем выступление шумового оркестра.

  • 1 ряд хлопает в ладоши

  • 2 ряд стучит деревянными карандашами

  • 3 ряд стучит ладонями по парте

(ребята играют сами, затем играют с помощью учителя – дирижера.)

Учитель. Вывод: Без дирижера шумовой оркестр не звучит.

Следовательно, роль дирижера очень велика. Почему?

Дирижер направляет и управляет оркестром.

Правильно, в переводе с французского Дирижер - направлять, управлять, руководить, а помогает ему в этом его волшебная палочка.

Это фотографии великих дирижеров России.

Учитель. Как вы думаете, как звучит музыка в «исполнении» дирижёров на

фотографии? (Дети высказывают свое мнение.)

Учитель. Почему вы думаете, что музыка звучит именно так? Что вам подсказало?

(движение рук дирижёра и их выражение лица)

Учитель. Какие у них движения? (Осторожные, широкие, мягкие, резкие ...)

Учитель. Молодцы. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра, можно

определить какую музыку исполняет оркестр. Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дирижер поднимает руки выше, значит инструменты должны звучать громче, если опускает ниже – тише.

Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером?

Какими способностями, качествами должен обладать дирижер?

Продолжите фразу “Чтобы быть дирижером нужно...”

Наш современник, главный дирижёр Московского государственного академического симфонического оркестра, Павел Леонидович Коган ответил так: “Ой, их не перечислишь! Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие какого-либо из них – уже изъян”.

На пульте перед дирижёром лежит – партитура.

Партитура - полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов.

Запись в тетрадь.

Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым  низким.

Основные группы симфонического оркестра нам напомнит Айзере. Она тоже ходит в музыкальную школу. Обучается игре на домбре. И даже играет в народном оркестре.

Современный симфонический оркестр состоит из 4-х основных групп.

  1. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.

  2. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.

III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
IV. Ударные: кастаньеты,   барабаны, литавры,  тарелки,  треугольник, колокола, ксилофон, бубен.

Из инструментов, не входящих в основные группы, наиболее существенна роль арфы, рояля.

Учитель. Посмотрите на слайды и давайте еще раз повторим группы

симфонического оркестра и как в оркестре сидят музыканты.

Учитель. Посмотрите слайды, на которых будут представлении великие

дирижеры, которые внесли огромный вклад в развитие дирижерского искусства.

Евгений  Светланов, -  советский российский дирижёр, композитор и пианист. Народный артист СССР.

Вероника  Дударова, советский и российский дирижёр, педагог. Первая женщина-дирижер. Народная артистка ССС.

Владимир Спиваков — советский и российский дирижёр, скрипач, педагог. Художественный руководитель и главный дирижёр Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра “Виртуозы Москвы”, президент Московского международного Дома музыки.

Юрий Абрамович Башмет  – дирижер, педагог и создатель камерного ансамбля «Солисты Москвы». 

Валерий  Гергиев советский и российский дирижёр. Художественный руководитель Мариинского театра, главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра. Народный артист России.

Великие дирижеры Казахстана, которые внесли огромный вклад в развитие национального и международного дирижерского искусства.

ЖубановАхмет КУАНОВИЧ - советский музыковед, композитор,  дирижёр, народный артист Казахской ССР.

Руттер Валерий Дмитриевич — дирижёр, Заслуженный деятель искусств Казахской ССР.

Бурибаев Алан Аскарович— скрипач, дирижер. В настоящее время очень популярный в Европе дирижёр, победитель нескольких европейских конкурсов дирижёров, заслуженный деятель искусств Казахстана.

АбдрашевТолепбергенАбдрашевич. Родился  в Яны-Курганском районе Кзыл-Ординской области в совхозе «Кенес»(Юбилейный).
Казахстанский дирижёр. Народный артист Республики Казахстан.

Давайте послушаем оркестр под управлением Тулепбергена Абдрашевича, талантливого дирижера, нашего земляка.

Слушание.

VI. Итог урока

Учитель. Итак, давайте подведем итог.

  1. Как называется профессия человека, руководящего оркестром? (Дирижёр)

  2. С какого языка слово «дирижёр» переводится как «направлять», «управлять», «руководить»? (С французского)

  3. Как называется оркестр, в котором исполняют классическую музыку? (Симфонический)

  4. На какие группы делятся инструменты в современном симфоническом оркестре? (Струнные, медные духовые, деревянные духовые, ударные)

  5. Как называли дирижёра в 18 веке? («Дровосеком»)

  6. Что было в руках у дирижёра-«дровосека»? (Батута. Палка, длиной в 1м 80 см, которой он ударял по полу в ритм мелодии)

  7. Как называлось такое дирижирование? (Громкое дирижирование)

  8. Как изначально стояли на сцене дирижёры? (Лицом к публике)

  9. Какой предмет был наиболее популярным в руках дирижёра до изобретения специальной дирижёрской палочки? ( Смычок скрипки)

  10. Как называется нотная запись многоголосного музыкального произведения, которую «читает» дирижёр? (Партитура)

  11. Какими главными качествами должен обладать хороший дирижёр? ( Быть профессиональным музыкантом, обладать хорошим музыкальным слухом, хорошей музыкальной памятью, хорошим чувством ритма)

  12. А теперь дайте ответ на главный вопрос урока. Почему палочку дирижера называют волшебной?(Потому что с помощью нее он управляет целым оркестром, который может исполнять музыку, как единыйорганизм.)


Учитель.Оркестр состоит из четырёх групп: струнные смычковые инструменты,

деревянные духовые, медные духовые и ударные инструменты. Перед вами карточки с названием инструментов, ваша задача разложить их правильно по группам.

Укажи стрелками, к какой группе относятся инструменты:

Труба                                      

Барабан                              Струнные смычковые

Скрипка                                  Деревянные духовые

Гобой                                      Медные духовые

Тромбон                                  Ударные

Флейта                                    


VII. Рефлексия деятельности

Попробуйте продолжить фразы

  • Я сегодня узнал...

  • Было интересно...

  • Было трудно...

  • Я научился...

  • Мне захотелось...

VIII. Домашнее задание: На выбор

1.Нарисовать любой инструмент симфонического оркестра

2.Выписать имена известных зарубежных дирижеров

Учитель: Оркестр, когда

Всех инструментов голоса сольются.

И тогда услышим, как шумят леса

И как журчит вода,

И как дрова трещат в огне

И как пурга яриться,

И как мечтает о весне продрогшая синица.

Я желаю вам побывать на выступлении настоящего оркестра.

Учитель. Молодцы!!! Вы все хорошо поработали на уроке! Я думаю, что оркестр –

это дружный коллектив. Давайте вспомним и исполним песню о дружбе.

Исполнение песни “Дружба”


8