РМО «Сопровождение» Тема: «Инновационные технологии в развитии и образовании детей с ОВЗ и детей инвалидов». Тема выступления: «Методика преподавания уроков ИЗО для детей с ОВЗ».
Подготовила: учитель ИЗО 1КК Волокитина Я.В.
Председатель РМО: Хачиян О.Г.
Дата: 9 апреля 2021г.
О ТВОРЧЕСТВЕ
Творчество – это деятельность
Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности».
Творчество отражает внутренний мир, стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность.
Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента.
Творчество - это откровение, это влияние на мир. Но, у детей с ОВЗ ограниченное жизненное пространства и социальная активность. Им трудно дается деятельность, где требуется смелость, фантазия.
«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру». М. Шклярова МЕТОДЫ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ
1. «РИСОВАНИЕ ЛИНИЕЙ» Материал: карандаш, фломастер, бумага
2. «ВОЛШЕБНАЯ НИТОЧКА» Материал: нитки №10, веревка, гуашь разного цвета.
3. «МОНОТИПИЯ» Материал: краска, кисточка, бумага
4. «РИСОВАНИЕ МЫЛЬНОЙ ПЕНОЙ» Материал: оргстекло, акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.
5. «ПАЛЬЧИКИ — ПАЛИТРА» ПЕЧАТЬ ОТ РУКИ Материал: краска, тарелочки, бумага
6. «КЛЯКСОГРАФИЯ.» РИСОВАНИЕ СОЛОМКОЙ. Материал: трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.
7. «МЯТАЯ БУМАГА» Материал: бумага, краски, кисти, тарелочки.
МЕТОДЫ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ
8. «ГРАТТАЖ» Материал: Свечка, черная гуашь, шампунь, заостренная палочка. , и т.д.
9. «ТРИО – ТУШЬ, ВОДА, ГУАШЬ» Материал: плотная бумага, гуашь, тушь, емкость с водой.
10. «РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ — ТРЕНИЯ» Материал: засушенные листья, силуэты с ярко выраженным рельефом, вата, порошок от наструганных грифелей цветных карандашей.
11. РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ ПРИМАКИВАНИЯ
Материал: Кисточки разного размера, гуашь, акварель, тушь, бумага
12. РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ ОТ ПЯТНА
Материал: Кисточка №10, 3, бумага, краска, фломастеры, восковые карандаши, уголь или другие графические материалы
13. РИСОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Материал: засушенные листья, ветки, коробочки мака, мох, шишки, колоски и т.п. Бумага, невысокие полые формы с краской — гуашь, темпера, кисточка. И т.п.
Изобразительная деятельность одно из важнейших коррекционных средств.
Занятия изобразительной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие.
Задачи творческого развития:
- Формирование эмоционально-чувственных связей с явлениями природы.
- Умение выражения своих чувств и впечатлений, идеалы красоты и гармонии.
- Развитие творческого воображения, ассоциативного мышления, зрительной и образной памяти.
- Формирование способности воспринимать эмоциональное состояние человека и передавать его в рисунке;
Общая характеристика предмета
Данная программа включает в себя знания об основных видах искусства: живописи, графики, скульптуры, архитектуры и дизайна, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства.
ПРОГРАММ, КОТОРЫЕ получили достаточное распространение и признание среди практиков обучения. ЭТО ПРОГРАММЫ
Б. Н. Неменского,
Систематизирующим методом является выделение 3 основных видов художественной деятельности –
В. С. Кузина,
- изобразительный,
Т. Я. Шпикаловой.
- декоративный,
Авторские программы -«Цветные ладошки» И.А Лыковой;
- конструктивный.
пр. «Радуга», «Детство», а также программы Кожохина С.К. и
Г.Г. Григорьева
Формы и методы работы с детьми
Детский рисунок - это своего рода связующее звено между детской душой и миром взрослых, доверительный разговор со старшими. Рассматривая детские рисунки, зачастую поражаешься выразительности образов, хотя, как правило, в этих работах отсутствует грамотность изображения. Дети сами придумывают символы, рисуют их, и остаются очень довольны, своим творчеством.
И вот ребёнок стал школьником…
Что изменилось?
1. Работа по изобразительному искусству оценивается.
2. Предмет ИЗО родители не гласно относят к второстепенным.
3.Ограничение времени на работу. Рамки урока. Ученик практически работает максимум 30 минут урока.
4.Часто помогают родители, чтобы избежать проблем с оценками и задолженностями.
Все эти проблемы обостряются, если речь идёт о детях с ограниченными возможностями здоровья. В виду того, что такие детки часто имеют проблемы физического, психологического характера которым сопутствует нарушение координации движений
Дети боятся и не хотят рисовать потому, что понимают, что получается не так, как хотелось бы.
Часто на уроках я слышала «Я не умею рисовать!», «Я не люблю рисовать красками!»
Что значит БОЛЬШАЯ победа в случае с детьми с ОВЗ?
это законченная работа,
это похвала учителя,
это чувство собственной удовлетворённости,
это увидеть свою работу на выставке.
1.Интерпритация графического диктанта – графический рисунок.
2. Упражнение на владение инструментом и рукой. Рисунок по точкам.
3. Рисунок по алгоритму.
4. Простые геометрические формы
Спасибо за внимание!