Республиканский этап XIII Всероссийского конкурса
«Учитель здоровья России – 2022»
«Как бороться со стрессом перед экзаменами»
9 и 11 классы
Анисимова Людмила Юрьевна,
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
«Лобановская школа-детский сад»
с. Лобаново, Джанкойского района, педагог-организатор
Джанкойский район - 2022
Учитель: Анисимова Л.Ю.
Класс: 9 и 11 Дата __06.02.2022_____
Тема занятия по психологии с элементами тренинга:
«Как бороться со стрессом перед экзаменами»
Форма урока: тренинговое занятие.
Цели урока:
- помочь старшеклассникам снять предэкзаменационное состояние тревожности;
- освобождение от негативных чувств и эмоций;
- научить учащихся справляться со стрессом.
Задачи урока:
- углубить знания о понятии стресса;
- научить нескольким простым приемам снятия стресса.
Оборудование: мультимедийная доска, презентация PowerPoint «Как бороться со стрессом перед экзаменами» (приложение 1), видеоролик со звуками природы (приложение 2).
Материалы к уроку: листы бумаги А5, ручки или карандаши, клей-карандаш, раздаточный материал (приложение 3), бумага А2 с изображением дерева, мусорное ведро, ароматический набор, памятки (приложение 4).
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть сегодня на занятии, тема которого «Как бороться со стрессом перед экзаменами» (приложение 1, слайд 1).
Мотивация обучающихся.
Ребята, ответьте: Что такое стресс? (варианты ответов детей)
Объяснение нового материала.
(Приложение 1, слайд 2). Слово «стресс» впервые ввел в обиход канадский врач и биолог с мировым именем Ганс Селье. Именно его слова мы взяли эпиграфом сегодня к нашему уроку: «Стресс - это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете».
Ганс Селье
(Приложение 1, слайд 3). Итак, Селье говорит, что стресс - это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.
Любое непривычное для организма воздействие - чувство гнева, страха, ненависти, радости, любви, сильный холод или жара, инфекция, реакция на прием лекарств - все это может вызвать стресс. Стало быть стресс - это приспособление организма к любому воздействующему на него явлению, это его реакция на сильное чувство и ощущение.
(Приложение 1, слайд 4). Наш организм, сталкиваясь с необычным воздействием, вначале отвечает на него реакцией тревоги, вслед за ней возникает фаза сопротивления стрессорам (факторам, вызывающим стресс). Но если стрессоры продолжают свое воздействие на организм, то может наступить третья фаза - фаза истощения борьбы со стрессорами. Вот тогда то и заболевает наш организм наше психическое здоровье.
На прошлом нашем занятие я проводила с вами анкетирование: «Какие наиболее распространенные методы снятия стресса вы используете». Ваши ответы я обработала и вывела в диаграмму. Внимание на экран. (приложение 1, слайд 5).
Ребята, согласитесь, что бывают ситуации, когда эти методы могут быть недоступными, например: перед экзаменом.
Тренинговые упражнения (приложение 1, слайд 6).
Ребята, сейчас я приглашаю вас сесть на свободные стульчики, спинами друг к другу. Предлагаю ознакомиться с некоторыми, достаточно простыми упражнениями для снятия тревожности. (Приложение 2).
Упражнение 1. Метод глубокого дыхания. Важной составляющей всех видов расслабляющих процедур являются упражнения с глубоким дыханием. Глубокое естественное дыхание способно принести пользу практически всем. Оно особенно облегчает жизнь людям, склонным к панике, тревоге, апатии, головным болям. Глубокое дыхание является исключительно оправданной стратегией для быстрого снижения стресса различных уровней. Глубокое дыхание является техникой, которой можно воспользоваться в любой ситуации, в любое время для того, чтобы снять эмоциональное и физиологическое напряжение, связанное со стрессом.
Упражнение 2. Упражнения на снятие мышечного напряжения и усталости.
Давайте познакомимся с упражнениями на снятие мышечного напряжения и усталости.
▪ Руки соедините ладонями перед грудью и с силой надавите. Досчитайте до шести и расслабьтесь.
▪ Помассируйте пальцы от основания до кончиков.
▪ Руки за спиной, одна сверху, другая снизу. Похлопайте в ладоши.
▪ Руки сложены в замок на голове. С силой надавите на голову, голова сопротивляется. Спина при этом остается прямой. Молодцы!
Упражнение 3. Простые утверждения.
Повторение коротких, простых утверждений позволяет справиться с эмоциональным напряжением. Вот несколько примеров:
* Сейчас я чувствую себя спокойным.
* Я могу полностью расслабиться, а потом быстро собраться.
* Жизнь слишком коротка, чтобы потратить её на всякие беспокойства.
* Внутренне я ощущаю, что у меня всё будет в порядке.
Упражнение 4. «Друг к дружке!».
Чтобы размяться, поднять настроение, предлагаю поиграть в одну игру, во время которой всё нужно делать очень-очень быстро. У вас есть ровно пять секунд, чтобы выбрать партнера и крепко пожать ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам надо очень быстро «поздороваться» друг с другом:
– Правая рука к правой руке!
– Нос к носу!
– Спина к спине!
А теперь запомните: каждый раз, как только я крикну: «Друг к дружке!», вам надо быстро-быстро найти себе нового партнера и пожать ему руку. После этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотронуться друг до друга. Итак, «Друг к дружке!».
– Ухо к уху!
– Бедро к бедру!
– Пятка к пятке!
Ребята, я попрошу вас занять свои места и развернуть свои стульчики в центр круга.
Упражнение 5. Аромотерапия.
Ароматерапия — это древнее, усовершенствованное веками искусство использования эфирных масел, фитонцидов растений и других ароматных веществ для укрепления физического и психического здоровья и для косметического ухода за телом. Издавна ароматерапию считают одним из лучших методов преодоления стресса.
Упражнение 6. Вопросы самому себе.
Когда вы подозреваете, что преувеличиваете значение какой-то проблемы, задайте себе следующие вопросы:
- Это действительно так важно?
- Рискую ли я чем-нибудь очень важным для себя?
- Будет ли это также важно для меня через две недели, через месяц?
- Стоит ли за это умереть?
- Может ли что-то быть ещё хуже?
- Стоит ли из-за этого так сильно переживать?
Упражнение 7. «Мусорное ведро».
Посреди комнаты ведущий ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Ведущий: «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное».
После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.
Рефлексия.
Продолжите фразу:
мне было интересно…
мне было трудно…
меня удивило…
После знакомства со всеми вышеперечисленными упражнениями, я предлагаю вам все свои эмоции продемонстрировать на нашем панно. Приклеиваем на небо солнышко, если вам понравился урок, тучку – если не понравился. (Приложение 3). На листочках напишите, пожалуйста, «Какие упражнения, на ваш взгляд, наиболее эффективные для снижения уровня стресса в момент тревожного состояния перед экзаменом?» и приклеиваем на наше деревце.
Подведение итогов урока.
Молодцы. Вы сегодня хорошо поработали. А сейчас мысленно каждый скажите себе комплименты. Для того чтобы снять стресс, погладьте себя по макушке, похвалите себя мысленно или вслух за успехи прошедшего дня. Спасибо вам за встречу. Всего доброго!
В конце занятия раздаются памятки учащимся (Приложение 4).
Список использованной литературы
Википедия — свободная энциклопедия. Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81
Павлова М.А., Гришанова О.С.Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ. Профилактика экзаменационной тревожности: Сборник. / Составители: М.А. Павлова, О.С. Гришанова - Волгоград: Учитель, 2012.-201с.
Селье Г. «Стресс без дистресса», М.: «Прогресс», 1982
Стресс в жизни детей, родителей и учителей. Статья от 04 сентября 2019 г
Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/material/stress-v-zhizni-detey-roditeley-i-uchiteley/
Стресс и пути выхода из стрессовой ситуации Лекция № 11
Режим доступа: https://studizba.com/lectures/61-psihologiya/966-pedagogika-i-psihologiya/17866-stress-i-puti-vyhoda-iz-stressovoy-situacii.html
Приложения к практической части
Приложение 3.
Приложение 4.