Настрой на предстоящую деятельность. Организует ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность. -Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – четыре группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы ответить сегодня на все вопросы, нам предстоит быть настоящими исследователями. - Кто такие исследователи? Какое объяснение даёт нам толковый словарь -Исследование - открытие, изучение чего-то нового, поиск истины, неизвестного; один из видов познавательной деятельности человека. -Какими качествами обладает настоящий исследователь? -Мы тоже можем назвать себя исследователями. -Каждый исследователь должен в совершенстве владеть основными доступными методами исследования. –Какие методы вам знакомы?
-Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе. -Повторим правила работы в группе.
|
Учащиеся работают со словарём. (Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями.) Подбирают слова, обсуждают. Наблюдательность, умение рассуждать, задавать вопросы и т.д. Учащиеся перечисляют известные им методы исследования: наблюдение, сравнение, анкетирование, эксперименты С помощью учителя учащиеся формулируют правила: 1.Умей выслушать собеседника, не перебивай. 2.Не согласен – объясни, почему. 3.Доказывай своё мнение спокойно, вежливо. 4.Говори только по делу. 5.Работайте дружно, помогайте друг другу. | Проявлять познавательную инициативу; получать нужную информацию из справочной литературы. Развитие уважительного и доброжелательного отношения к личности. |
Организует ситуацию формулирования темы. Фиксирует учебную задачу -Сегодня на занятии будем учиться наблюдать и анализировать увиденное; сравнивать; задавать вопросы и находить ответы; строить предположения. Особое место в науке и наших повседневных исследованиях принадлежит эксперименту. - Как вы понимаете, что такое эксперимент? Как называют людей, которые занимаются экспериментами? Можете ли назвать имя учёного-экспериментатора. - Слово «эксперимент» происходит от латинского – проба, опыт. Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента. Учитель рассказывает об опытах М.В.Ломоносова, о удачах и неудачах во время проведения экспериментов (гибель учёного Рихтера при исследовании шаровой молнии) |
С помощью учителя формулируют тему и цель, в соответствии с темой занятия. -Будем учиться проводить эксперименты. Учащиеся упражняются в подборе синонимов (эксперимент – опыты, какие-то действия, наблюдения); отвечают на вопросы. Учащиеся называют имя М.В.Ломоносова. |
Постановка новой учебной задачи. Осуществление расширенного поиска информации с использованием разных ресурсов. Формирование чувства патриотизма, уважительного отношения к истории своей страны. |
Организует ситуацию активного восприятия Эксперимент 1. Перед детьми лежат разные предметы: деревянный кубик, чайная ложка, бумажный кораблик, резиновый мячик, пластмассовый шарик, шарик из пластилина. - Вы хотите узнать, какие предметы будут плавать, а какие утонут? -Давайте предположим, какой предмет, по вашему мнению, утонет. - Не всё можно предугадать, поэтому мы и проводим эксперимент, так как не всё можно проверить словами. - Изучим плавающие предметы, отвечая на вопросы: - Все ли они лёгкие? - Все ли они одинаково держатся на воде? - Зависит ли плавучесть от размеров и формы предмета? Вывод: Если предмет имеет плотность больше, чем у воды – он тонет. Если плотность у предмета меньше, чем у воды – он плавает Эксперимент 2. Перед детьми лежат магнит и металлические предметы: кнопки, скрепки, гвозди, металлические предметы шариковой ручки, монеты. -Многие из вас знают, что магнит, как волшебник, притягивает металлы. Но все ли металлы притягивает магнит? - Давайте попробуем провести эксперимент, чтобы уточнить это. Вывод: Магнитом притягиваются предметы, в состав которых входит железо: кнопки, скрепки, гвозди. Магнит не притягивает предметы из алюминия и меди: монеты, линейку. -Хороший исследователь должен быть очень внимательным, наблюдательным. Как вы понимаете, что значит наблюдать?
-Наблюдение – это самый распространенный и доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук. Это источник получения разнообразных сведений о мире. Человек постоянно использует наблюдение в повседневной жизни. Ученые для наблюдения могут использовать различные приборы и приспособления – телескопы, микроскопы, фотоаппараты, лупу, секундомеры и т.д. Давайте проверим, насколько мы наблюдательны. Воспользуемся результатами ваших наблюдений за лиственницей. (Один раз в неделю в течение месяца учащиеся вели наблюдения за лиственницей, растущей на пришкольном участке.) - Удобно делать выводы по правильно составленным таблицам. Учитель делает вывод: - Наблюдение должно быть целенаправленным. Смотрим мы глазами, слушаем – ушами, а «видим» и «слышим» - умом. | Работа в группах
Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания.
Дети выдвигают свои гипотезы (Проверка гипотезы). Пытаются высказать свои предположения, обсуждают. Пытаются высказать свои предположения, обсуждают. Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания. Проводится эксперимент (в группах) и обсуждаются его результаты. Делают вывод.
Учащиеся высказывают свои предположения, обмениваются мнениями. Проводится эксперимент (в группах) и обсуждаются его результаты. Делают вывод. Дети высказывают своё мнение, обсуждают, какие наблюдения применяли они и в каких случаях. Учащиеся предоставляют фотоматериалы  Учащиеся под руководством учителя составляют таблицу наблюдений и фиксируют в ней результаты. Дата наблюдения | Фотография | Результат | 1 неделя |  | Верхушка пожелтела, некоторые хвоинки опали. | 2 неделя |  | Лиственница пожелтела наполовину. | 3 неделя |  | Лиственница вся пожелтела. | 4 неделя |  | Почти все хвоинки с лиственницы опали. | В ходе обсуждения учащимися был сделан вывод: лиственница относится к хвойным растениям, т.к её лист имеет форму хвоинки, но осенью она их сбрасывает. Это особенность данного растения. | Устанавливать рабочие отношения с участниками группы. Планировать действие в соответствии с целью Озвучивать сформулированные гипотезы, выслушивать варианты предположений своих товарищей. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий Строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, делать вывод в результате совместной работы, классифицировать. Называть существенные признаки объектов и явлений. Представлять информацию в виде таблицы. Учиться высказывать свою версию на основе работы с составленной таблицей по наблюдениям. |
Организует диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат. - Подведём итог нашего занятия. - Продолжите, пожалуйста, фразы: «Сегодня на занятии я узнал (понял)…» «Самым интересным было » Задание: подобрать в книгах, журналах, обратиться к родителям за советом в поиске информации о методах исследования; провести свои эксперименты. Спасибо за сотрудничество! Занятие окончено. | Участвуют в диалоге с учителем. Анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои достижения. Формулируют продолжение фразы учителя. | Самостоятельно анализировать проведённую работу, строить речевые высказывания в устной форме. Уметь находить и отбирать нужную информацию, уметь анализировать степень усвоения материала. |
Цель и задачи занятия реализованы. У обучающихся сформированы представления о том, что такое методы исследования, как провести эксперимент, как сделать выводы по наблюдениям. Осуществлена работа по формированию УУД предметной, метапредметной и личностной направленности. | Групповая работа - вид работы, предполагающий повышенную активность учащихся, которая усиливает напряжение учителя на занятии. Оборудование учебной среды для групповой работы требует сложной перестановки мебели, поиска мест для учебных принадлежностей. | Разнообразить перечень объектов для проведения эксперимента и наблюдения, предоставлять учащимся право выбора |