СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: "Жизненный и творческий путь великого русского писателя-мыслителя Льва Николаевича Толстого"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

самая крупная ханровая форма эпоса, произведение изображающее большой период исторического времени или значительное ,судьбоносное событие в жизни

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Жизненный и творческий путь великого русского писателя-мыслителя Льва Николаевича Толстого"»

Жизненный и творческий путь великого русского писателя-мыслителя Льва Николаевича Толстого. Проблематика. Жанр произведения.

Жизненный и творческий путь великого русского писателя-мыслителя Льва Николаевича Толстого. Проблематика. Жанр произведения.

«Чем бы люди ни пытались освободиться от насилия, одним только нельзя освободиться от него: насилием. Однако злу надо противиться всеми средствами: протестами, печатным словом, а главное,  добрыми делами. Начинать нужно всегда с себя, с требовательности  к себе, с воспитания чувства ответственности за свои дела. В этом основа нравственной культуры человека». .

«Чем бы люди ни пытались освободиться от насилия,

одним только нельзя освободиться от него: насилием.

Однако злу надо противиться всеми средствами:

протестами, печатным словом, а главное,

добрыми делами.

Начинать нужно всегда с себя, с требовательности

к себе,

с воспитания чувства ответственности за свои дела.

В этом основа нравственной культуры человека».

.

Свидетелем каких исторических событий являлся Л.Н.Толстой:  -1837г-смерть А.С.Пушкина -1841-смерть М.Ю.Лермонтова -1852-смерть Н.В.Гоголя -1853-1856-Крымская война -1855-смерть Николая I -1861- «Крестьянская реформа» -1866-покушение на Александра II -1871-Парижская коммуна -1876-возникновение общества «Земля и воля» -1877-1878-русско-турецкая война -1881-смерть Александра II -1887-попытка покушения на Александра III -1904-1905-русско-японская война -1905-9 января .Кровавое воскресенье

Свидетелем каких исторических событий являлся Л.Н.Толстой:

-1837г-смерть А.С.Пушкина

-1841-смерть М.Ю.Лермонтова

-1852-смерть Н.В.Гоголя

-1853-1856-Крымская война

-1855-смерть Николая I

-1861- «Крестьянская реформа»

-1866-покушение на Александра II

-1871-Парижская коммуна

-1876-возникновение общества «Земля и воля»

-1877-1878-русско-турецкая война

-1881-смерть Александра II

-1887-попытка покушения на Александра III

-1904-1905-русско-японская война

-1905-9 января .Кровавое воскресенье

Толстой создал своё моральное «учение» на основе учения от элементов официальной церковности. Сущность своего учения он изложил в сочинении «В чём моя вера?», в котором объявил о своём разрыве с официальной церковью. Созданное им оригинальное вероучение имеет три главных направления: опрощение, нравственное самоусовершенствование и непротивление злу насилием (призыв к борьбе со злом любыми средствами, кроме одного – насилия). Отсюда утверждение двойного гуманизма: гуманизма не только целей, но и средств их достижения.
  • Толстой создал своё моральное «учение» на основе учения от элементов официальной церковности. Сущность своего учения он изложил в сочинении «В чём моя вера?», в котором объявил о своём разрыве с официальной церковью. Созданное им оригинальное вероучение имеет три главных направления: опрощение, нравственное самоусовершенствование и непротивление злу насилием (призыв к борьбе со злом любыми средствами, кроме одного – насилия).
  • Отсюда утверждение двойного гуманизма: гуманизма не только целей, но и средств их достижения.
Основой нравственной позиции Толстого стал идеал «простоты, добра и правды», высказанный им в 3 томе романа «Война и мир» при оценке Наполеона: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Ценность человека или события Толстой измерял степенью его близости к народной правде. Отсюда и главная мысль романа – « мысль народная» : «В «Войне и мире» я люблю мысль народную». Этим объясняется и смысл слов «война» и «мир» в заглавии романа . Мир – это не только перерыв между боями, это и крестьянский мир, община , которая стала идеалом Толстого, так как в ней не было социального принуждения, её отличало равенство, опирающееся на нравственные основы. Значит, второй смысл слова «мир» - равенство, единство людей, а «война» - это принуждение, неравенство, наличие власти, разобщённость, заставляющая людей воевать за свои корыстные интересы.
  • Основой нравственной позиции Толстого стал идеал «простоты, добра и правды», высказанный им в 3 томе романа «Война и мир» при оценке Наполеона: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
  • Ценность человека или события Толстой измерял степенью его близости к народной правде. Отсюда и главная мысль романа – « мысль народная» : «В «Войне и мире» я люблю мысль народную». Этим объясняется и смысл слов «война» и «мир» в заглавии романа . Мир – это не только перерыв между боями, это и крестьянский мир, община , которая стала идеалом Толстого, так как в ней не было социального принуждения, её отличало равенство, опирающееся на нравственные основы. Значит, второй смысл слова «мир» - равенство, единство людей, а «война» - это принуждение, неравенство, наличие власти, разобщённость, заставляющая людей воевать за свои корыстные интересы.
 Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорождённого до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, -всё есть в этой картине!  Н.Страхов

Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорождённого до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, -всё есть в этой картине!

Н.Страхов

Психологизм повести «Детство»(1852 г.) Правдоискательство и деромантизация войны «Севастопольских рассказов» (1855 г.) Народность повести «Казаки»(1862 г.)  «Война и мир» (1863 -1869 г.г.)

Психологизм повести

«Детство»(1852 г.)

Правдоискательство и

деромантизация войны

«Севастопольских рассказов»

(1855 г.)

Народность

повести «Казаки»(1862 г.)

«Война и мир»

(1863 -1869 г.г.)

 В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя.  Л.Толстой

В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя.

Л.Толстой

 1856 г.  Встреча с Пущиным и  Волконским роман «Декабристы»  (герои – Пётр и Наталья Лобазовы) 1825 г.  Восстание на  Сенатской площади 1812 г.  Отечественная  война 1805 г.  Война с Наполеоном  в союзе с Австрией

1856 г. Встреча с Пущиным и

Волконским роман «Декабристы»

(герои – Пётр и Наталья Лобазовы)

1825 г. Восстание на

Сенатской площади

1812 г. Отечественная

война

1805 г. Война с Наполеоном

в союзе с Австрией

«Три поры»  «1805 год»  «Всё хорошо, что хорошо кончается»  «Война и мир»

«Три поры»

«1805 год»

«Всё хорошо, что хорошо кончается»

«Война и мир»

 «Война и мир» Вооружённая борьба между государствами или народами. Борьба, враждебные отношения с кем-чем-нибудь Состояние общества, противоположное войне; отсутствие войны, раздоров и вражды между людьми. Спокойствие, тишина. Человеческое общество, община (м i ръ) Вселенная

«Война и мир»

  • Вооружённая борьба между государствами или народами.
  • Борьба, враждебные отношения с кем-чем-нибудь
  • Состояние общества, противоположное войне; отсутствие войны, раздоров и вражды между людьми.
  • Спокойствие, тишина.
  • Человеческое общество, община (м i ръ)
  • Вселенная
Война и мир Наполеон Александр Первый Курагины  Кутузов Болконские П.Безухов Ростовы

Война и мир

Наполеон

Александр Первый

Курагины

Кутузов

Болконские

П.Безухов

Ростовы

 Полюс «мира»  в романе – это кутузовское и каратаевское начало, к которому тянутся все Ростовы, Болконские, Тушин, Тимохин, Василий Денисов, партизаны, простые солдаты и весь народ.  Высшим выражением «войны» является наполеоновское и курагинское начало. К «войне» относятся Друбецкие, Берг, всё окружение Александра I и Наполеона, штабные офицеры и светское дворянство.

Полюс «мира»

в романе – это кутузовское и каратаевское начало, к которому тянутся все Ростовы, Болконские, Тушин, Тимохин, Василий Денисов, партизаны, простые солдаты и весь народ.

Высшим выражением «войны» является наполеоновское и курагинское начало. К «войне» относятся Друбецкие, Берг, всё окружение Александра I и Наполеона, штабные офицеры и светское дворянство.

 Два героя ( князь Андрей и Пьер) жёстко не прикреплены ни к одному из полюсов. Они сквозь разочарования, духовные кризисы пробиваются от «войны» (в начале романа, где увлечены Наполеоном), к народной «простоте, добру и правде», то есть к «миру».

Два героя ( князь Андрей и Пьер) жёстко не прикреплены ни к одному из полюсов. Они сквозь разочарования, духовные кризисы пробиваются от «войны» (в начале романа, где увлечены Наполеоном), к народной «простоте, добру и правде», то есть к «миру».

 ЭПОПЕЯ - самая крупная жанровая форма эпоса , произведение , изображающее большой период исторического времени или значительное, судьбоносное событие в жизни нации (война, революция и т. д.).   Для Э. характерны:  - широкий географический охват,  - отражение жизни и быта всех слоев общества,  - народность содержания (слияние авторского и народного сознания, выражение народных идеалов, оценка событий в свете народных представлений и ценностей)

  • ЭПОПЕЯ - самая крупная жанровая форма эпоса , произведение , изображающее большой период исторического времени или значительное, судьбоносное событие в жизни нации (война, революция и т. д.).
  • Для Э. характерны:

- широкий географический охват,

- отражение жизни и быта всех слоев общества,

- народность содержания (слияние авторского и народного сознания, выражение народных идеалов, оценка событий в свете народных представлений и ценностей)

Роман-эпопея – это особый жанр, сочетающий в себе черты и романа и эпопеи.  Романное начало проявляется в постановке проблемы личности, её идейно-нравственных исканий, в изображении сложного жизненного пути главных героев. При этом судьбы героев показаны на широком фоне русской жизни. 2. Эпическое начало проявляется в изображении важнейшего события в национальной истории – Отечественной войны 1812 года. Поэтому особую значимость приобретает проблема изображения народа. Отсюда же – большое количество массовых сцен и действующих лиц (свыше 550). 3. Соединение этих двух начал достигается тем, что идейно-нравственные искания отдельных героев даны в тесной связи с национально-историческими событиями. Автор показывает, что найти смысл жизни возможно лишь в единении с народом.
  • Роман-эпопея – это особый жанр, сочетающий в себе черты и романа и эпопеи. Романное начало проявляется в постановке проблемы личности, её идейно-нравственных исканий, в изображении сложного жизненного пути главных героев. При этом судьбы героев показаны на широком фоне русской жизни.
  • 2. Эпическое начало проявляется в изображении важнейшего события в национальной истории – Отечественной войны 1812 года. Поэтому особую значимость приобретает проблема изображения народа. Отсюда же – большое количество массовых сцен и действующих лиц (свыше 550).
  • 3. Соединение этих двух начал достигается тем, что идейно-нравственные искания отдельных героев даны в тесной связи с национально-историческими событиями. Автор показывает, что найти смысл жизни возможно лишь в единении с народом.
1 том - события 1805 г.(война Россия в союзе с Австрией с Францией, Аустерлицкое и Шенграбенское сражения)   2 том - 1806-1807 г.г. (война в союзе с Пруссией 1806 г.; Тильзитский мир)   3 и 4 тома - Отечественная война 1812 г.(переход французской армии через Неман, отступление русских, сдача Смоленска, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы, партизанское движение, фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, распад армии захватчиков)  Эпилог - 1820 г. (тайные дворянские общества)
  • 1 том - события 1805 г.(война Россия в союзе с Австрией с Францией, Аустерлицкое и Шенграбенское сражения)
  • 2 том - 1806-1807 г.г. (война в союзе с Пруссией 1806 г.; Тильзитский мир)
  • 3 и 4 тома - Отечественная война 1812 г.(переход французской армии через Неман, отступление русских, сдача Смоленска, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы, партизанское движение, фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, распад армии захватчиков)
  • Эпилог - 1820 г. (тайные дворянские общества)
 1. Чередование военных сцен с мирными : 1том. Война 1805-1807 годов за границей и мирная жизнь героев в России. 2 том. Отсутствие военных действий. Война представлена как борьба добра со злом за нравственные начала в человеке. 3 том . Война 1812 года. 4 том. Итоги нравственных исканий героев и партизанская война.  Эпилог . Судьбы героев после войны 1812 года.

1. Чередование военных сцен с мирными :

  • 1том. Война 1805-1807 годов за границей и мирная жизнь героев в России.
  • 2 том. Отсутствие военных действий. Война представлена как борьба добра со злом за нравственные начала в человеке.
  • 3 том . Война 1812 года.
  • 4 том. Итоги нравственных исканий героев и партизанская война.
  • Эпилог . Судьбы героев после войны 1812 года.
2. Сопоставление героев по их внутренним качествам, взглядам, поведению. Например, в 1 томе 1 части – противопоставление салону Шерер семей Ростовых и Болконских. 3. Наличие авторских философских отступлений , посвящённых проблеме роли личности и народных масс в истории. 4. Наличие пейзажных зарисовок , разнообразных по своей функциональной роли. 5. Обилие массовых сцен.
  • 2. Сопоставление героев по их внутренним качествам, взглядам, поведению. Например, в 1 томе 1 части – противопоставление салону Шерер семей Ростовых и Болконских.
  • 3. Наличие авторских философских отступлений , посвящённых проблеме роли личности и народных масс в истории.
  • 4. Наличие пейзажных зарисовок , разнообразных по своей функциональной роли.
  • 5. Обилие массовых сцен.
1 том – события 1805 года , когда Россия воевала с Австрией на её территории. 1 часть играет роль экспозиции . В ней заявлены многие темы романа: в чём состоит красота человеческой жизни, какую жизнь можно считать настоящей, осуждение высшей петербургской и московской знати, тема отношения к войне. Ключевые эпизоды:  1.Вечер в салоне А.П. Шерер. Петербург. (главы 1-6). 2. Борьба за наследство графа Безухова. Москва. (12-13, 18-25 главы). 3. Семья Ростовых. Именины (7-11, 14-17 главы). 4. Болконские. Жизнь в Лысых Горах (22-25 главы). 5.Курагины (18-21главы; 2-й том- 3-5 главы).
  • 1 том – события 1805 года , когда Россия воевала с Австрией на её территории.
  • 1 часть играет роль экспозиции . В ней заявлены многие темы романа: в чём состоит красота человеческой жизни, какую жизнь можно считать настоящей, осуждение высшей петербургской и московской знати, тема отношения к войне. Ключевые эпизоды:
  • 1.Вечер в салоне А.П. Шерер. Петербург. (главы 1-6).
  • 2. Борьба за наследство графа Безухова. Москва. (12-13, 18-25 главы).
  • 3. Семья Ростовых. Именины (7-11, 14-17 главы).
  • 4. Болконские. Жизнь в Лысых Горах (22-25 главы).
  • 5.Курагины (18-21главы; 2-й том- 3-5 главы).
Роль личности и народа в истории Смысл человеческой жизни Совершенствование общества и человека Роль дворянства в истории государства Истинные и ложные ценности Вера Жизнь и смерть Истоки войны и её последствия
  • Роль личности и народа в истории
  • Смысл человеческой жизни
  • Совершенствование общества и человека
  • Роль дворянства в истории государства
  • Истинные и ложные ценности
  • Вера
  • Жизнь и смерть
  • Истоки войны и её последствия
Семейные предания Севастопольский опыт Исторические документы Частные письма Воспоминания участников событий Поездка на Бородинское поле
  • Семейные предания
  • Севастопольский опыт
  • Исторические документы
  • Частные письма
  • Воспоминания участников событий
  • Поездка на Бородинское поле
  • Психологизм – подробное и глубокое воспроизведение внутреннего мира человека . При помощи психологизма Толстой раскрывает нравственные искания своих героев, процесс постижения ими смысла жизни. Для этого он использует разные приёмы.
  • 1. Психологический анализ . Автор анализирует и объясняет причины того или иного психологического состояния героев. (чувства и переживания Андрея Болконского на Аустерлицком поле после ранения, восприятие Наташей оперы, впечатление Пьера Безухова от расстрела пленных).
  • 2. Внутренний монолог . Автор передаёт поток мыслей и переживаний персонажа. (Пьер после дуэли с Долоховым, молитва Наташи, мысли Николая Ростова после атаки на французов).
  • 3. «Диалектика души» (термин Чернышевского). Толстой одним из первых стал изображать внутренний мир человека в движении, динамике, раскрывая непрямые и часто нелогичные связи между мыслями, представлениями, воспоминаниями. ( Психологическое состояние Пьера в Торжке перед встречей с Баздеевым, мысли Наташи после встречи с Анатолем в опере).
  • 4. Психологические детали (чаще – портрет, через который раскрывается внутреннее состояние души человека).
  • 5. Сны (А. Болконский перед смертью), пограничные состояния сознания (бред Николая Ростова после ранения).