Жизненный и творческий путь великого русского писателя-мыслителя Льва Николаевича Толстого. Проблематика. Жанр произведения.
«Чем бы люди ни пытались освободиться от насилия,
одним только нельзя освободиться от него: насилием.
Однако злу надо противиться всеми средствами:
протестами, печатным словом, а главное,
добрыми делами.
Начинать нужно всегда с себя, с требовательности
к себе,
с воспитания чувства ответственности за свои дела.
В этом основа нравственной культуры человека».
.
Свидетелем каких исторических событий являлся Л.Н.Толстой:
-1837г-смерть А.С.Пушкина
-1841-смерть М.Ю.Лермонтова
-1852-смерть Н.В.Гоголя
-1853-1856-Крымская война
-1855-смерть Николая I
-1861- «Крестьянская реформа»
-1866-покушение на Александра II
-1871-Парижская коммуна
-1876-возникновение общества «Земля и воля»
-1877-1878-русско-турецкая война
-1881-смерть Александра II
-1887-попытка покушения на Александра III
-1904-1905-русско-японская война
-1905-9 января .Кровавое воскресенье
- Толстой создал своё моральное «учение» на основе учения от элементов официальной церковности. Сущность своего учения он изложил в сочинении «В чём моя вера?», в котором объявил о своём разрыве с официальной церковью. Созданное им оригинальное вероучение имеет три главных направления: опрощение, нравственное самоусовершенствование и непротивление злу насилием (призыв к борьбе со злом любыми средствами, кроме одного – насилия).
- Отсюда утверждение двойного гуманизма: гуманизма не только целей, но и средств их достижения.
- Основой нравственной позиции Толстого стал идеал «простоты, добра и правды», высказанный им в 3 томе романа «Война и мир» при оценке Наполеона: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
- Ценность человека или события Толстой измерял степенью его близости к народной правде. Отсюда и главная мысль романа – « мысль народная» : «В «Войне и мире» я люблю мысль народную». Этим объясняется и смысл слов «война» и «мир» в заглавии романа . Мир – это не только перерыв между боями, это и крестьянский мир, община , которая стала идеалом Толстого, так как в ней не было социального принуждения, её отличало равенство, опирающееся на нравственные основы. Значит, второй смысл слова «мир» - равенство, единство людей, а «война» - это принуждение, неравенство, наличие власти, разобщённость, заставляющая людей воевать за свои корыстные интересы.
Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорождённого до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, -всё есть в этой картине!
Н.Страхов
Психологизм повести
«Детство»(1852 г.)
Правдоискательство и
деромантизация войны
«Севастопольских рассказов»
(1855 г.)
Народность
повести «Казаки»(1862 г.)
«Война и мир»
(1863 -1869 г.г.)
В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя.
Л.Толстой
1856 г. Встреча с Пущиным и
Волконским роман «Декабристы»
(герои – Пётр и Наталья Лобазовы)
1825 г. Восстание на
Сенатской площади
1812 г. Отечественная
война
1805 г. Война с Наполеоном
в союзе с Австрией
«Три поры»
«1805 год»
«Всё хорошо, что хорошо кончается»
«Война и мир»
«Война и мир»
- Вооружённая борьба между государствами или народами.
- Борьба, враждебные отношения с кем-чем-нибудь
- Состояние общества, противоположное войне; отсутствие войны, раздоров и вражды между людьми.
- Спокойствие, тишина.
- Человеческое общество, община (м i ръ)
- Вселенная
Война и мир
Наполеон
Александр Первый
Курагины
Кутузов
Болконские
П.Безухов
Ростовы
Полюс «мира»
в романе – это кутузовское и каратаевское начало, к которому тянутся все Ростовы, Болконские, Тушин, Тимохин, Василий Денисов, партизаны, простые солдаты и весь народ.
Высшим выражением «войны» является наполеоновское и курагинское начало. К «войне» относятся Друбецкие, Берг, всё окружение Александра I и Наполеона, штабные офицеры и светское дворянство.
Два героя ( князь Андрей и Пьер) жёстко не прикреплены ни к одному из полюсов. Они сквозь разочарования, духовные кризисы пробиваются от «войны» (в начале романа, где увлечены Наполеоном), к народной «простоте, добру и правде», то есть к «миру».
- ЭПОПЕЯ - самая крупная жанровая форма эпоса , произведение , изображающее большой период исторического времени или значительное, судьбоносное событие в жизни нации (война, революция и т. д.).
- Для Э. характерны:
- широкий географический охват,
- отражение жизни и быта всех слоев общества,
- народность содержания (слияние авторского и народного сознания, выражение народных идеалов, оценка событий в свете народных представлений и ценностей)
- Роман-эпопея – это особый жанр, сочетающий в себе черты и романа и эпопеи. Романное начало проявляется в постановке проблемы личности, её идейно-нравственных исканий, в изображении сложного жизненного пути главных героев. При этом судьбы героев показаны на широком фоне русской жизни.
- 2. Эпическое начало проявляется в изображении важнейшего события в национальной истории – Отечественной войны 1812 года. Поэтому особую значимость приобретает проблема изображения народа. Отсюда же – большое количество массовых сцен и действующих лиц (свыше 550).
- 3. Соединение этих двух начал достигается тем, что идейно-нравственные искания отдельных героев даны в тесной связи с национально-историческими событиями. Автор показывает, что найти смысл жизни возможно лишь в единении с народом.
- 1 том - события 1805 г.(война Россия в союзе с Австрией с Францией, Аустерлицкое и Шенграбенское сражения)
- 2 том - 1806-1807 г.г. (война в союзе с Пруссией 1806 г.; Тильзитский мир)
- 3 и 4 тома - Отечественная война 1812 г.(переход французской армии через Неман, отступление русских, сдача Смоленска, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы, партизанское движение, фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, распад армии захватчиков)
- Эпилог - 1820 г. (тайные дворянские общества)
1. Чередование военных сцен с мирными :
- 1том. Война 1805-1807 годов за границей и мирная жизнь героев в России.
- 2 том. Отсутствие военных действий. Война представлена как борьба добра со злом за нравственные начала в человеке.
- 3 том . Война 1812 года.
- 4 том. Итоги нравственных исканий героев и партизанская война.
- Эпилог . Судьбы героев после войны 1812 года.
- 2. Сопоставление героев по их внутренним качествам, взглядам, поведению. Например, в 1 томе 1 части – противопоставление салону Шерер семей Ростовых и Болконских.
- 3. Наличие авторских философских отступлений , посвящённых проблеме роли личности и народных масс в истории.
- 4. Наличие пейзажных зарисовок , разнообразных по своей функциональной роли.
- 5. Обилие массовых сцен.
- 1 том – события 1805 года , когда Россия воевала с Австрией на её территории.
- 1 часть играет роль экспозиции . В ней заявлены многие темы романа: в чём состоит красота человеческой жизни, какую жизнь можно считать настоящей, осуждение высшей петербургской и московской знати, тема отношения к войне. Ключевые эпизоды:
- 1.Вечер в салоне А.П. Шерер. Петербург. (главы 1-6).
- 2. Борьба за наследство графа Безухова. Москва. (12-13, 18-25 главы).
- 3. Семья Ростовых. Именины (7-11, 14-17 главы).
- 4. Болконские. Жизнь в Лысых Горах (22-25 главы).
- 5.Курагины (18-21главы; 2-й том- 3-5 главы).
- Роль личности и народа в истории
- Смысл человеческой жизни
- Совершенствование общества и человека
- Роль дворянства в истории государства
- Истинные и ложные ценности
- Вера
- Жизнь и смерть
- Истоки войны и её последствия
- Семейные предания
- Севастопольский опыт
- Исторические документы
- Частные письма
- Воспоминания участников событий
- Поездка на Бородинское поле
- Психологизм – подробное и глубокое воспроизведение внутреннего мира человека . При помощи психологизма Толстой раскрывает нравственные искания своих героев, процесс постижения ими смысла жизни. Для этого он использует разные приёмы.
- 1. Психологический анализ . Автор анализирует и объясняет причины того или иного психологического состояния героев. (чувства и переживания Андрея Болконского на Аустерлицком поле после ранения, восприятие Наташей оперы, впечатление Пьера Безухова от расстрела пленных).
- 2. Внутренний монолог . Автор передаёт поток мыслей и переживаний персонажа. (Пьер после дуэли с Долоховым, молитва Наташи, мысли Николая Ростова после атаки на французов).
- 3. «Диалектика души» (термин Чернышевского). Толстой одним из первых стал изображать внутренний мир человека в движении, динамике, раскрывая непрямые и часто нелогичные связи между мыслями, представлениями, воспоминаниями. ( Психологическое состояние Пьера в Торжке перед встречей с Баздеевым, мысли Наташи после встречи с Анатолем в опере).
- 4. Психологические детали (чаще – портрет, через который раскрывается внутреннее состояние души человека).
- 5. Сны (А. Болконский перед смертью), пограничные состояния сознания (бред Николая Ростова после ранения).