СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звук»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции (язык, губы, зубы).

Задачи:

1)       Коррекционно – образовательные:

•         Закрепление с детьми названия частей лица и артикуляционных органов;

•         Знакомство детей с основными артикуляционными упражнениями, вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции;

•         Устранение недостаточности развития речевой моторики (отработка подготовительных артикуляционных упражнений для развития органов артикуляции);

•         Ознакомление детей с понятием «звуки речи»

2)       Коррекционно – развивающие:

•         Развивать фонематический слух посредством игры «Хлопни в ладоши»;

•         Развивать координацию движений через физминутку;

3)       Коррекционно – воспитательные:

•         Формировать умение правильно вести себя на занятиях ;

•         Воспитывать интерес к занятию, доброжелательное отношение друг к другу.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звук»»















Тема:

«Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звук»



Составитель:

учитель-логопед

МАОУ СОШ №8 г. Белебея

Валитова Л.А.









2019г.

Тема: «Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звук»


Цель: Сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции (язык, губы, зубы).

Задачи:

1) Коррекционно – образовательные:

• Закрепление с детьми названия частей лица и артикуляционных органов;

• Знакомство детей с основными артикуляционными упражнениями, вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции;

• Устранение недостаточности развития речевой моторики (отработка подготовительных артикуляционных упражнений для развития органов артикуляции);

• Ознакомление детей с понятием «звуки речи»

2) Коррекционно – развивающие:

• Развивать фонематический слух посредством игры «Хлопни в ладоши»;

• Развивать координацию движений через физминутку;

3) Коррекционно – воспитательные:

• Формировать умение правильно вести себя на занятиях ;

• Воспитывать интерес к занятию, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: дидактическое пособие «Клоун Язычок», предназначенное для анализа артикуляции звуков.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: «Здравствуйте, ребята!

- Скажите, какое время года наступило?

«Осень, осень к нам пришла,

Нам подарки принесла,

Желтые листочки,

Вкусные грибочки,

Овощи и фрукты,

Хлебные продукты».

- А какими становятся листочки осенью? (желтые, красные)

Дыхательная гимнастика с листочками.

- Посмотрите, у нас тоже есть осенние листочки, давайте поиграем с ними. Полюбуйтесь на них, а теперь подуйте, щёки не раздувайте, ветерок должен идти по середине язычка.

Что листочки делают? (шелестят, качаются, наклоняются, шепчут)

(садимся за столы, ставлю клоуна Язычка)»

2. Сообщение темы занятия:

Логопед: «Сегодня к нам в гости на занятие пришёл клоун Язычок. Он поможет нам вспомнить, с помощью чего мы можем говорить.

- Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык.)

- А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щеки.)

- Попробуйте закрыть плотно рот и сказать «Здравствуйте», не открывая рта.

(Дети пытаются произнести это слово с закрытым ртом.)

- Вы смогли правильно произнести слово «здравствуйте» с закрытым ртом? (Нет)

-Можно ли разговаривать без помощи губ, щек и зубов? (Нельзя)

- А без язычка? (тоже нет).

А клоун Язычок приготовил для вас загадки:

А) Когда мы едим — они работают,

Когда не едим — они отдыхают.

Не будем их чистить —

Они заболят.(Зубы)

Б) Посильней ты их раздуй,

На горячее подуй.(Щеки)


В) Всегда он в работе,

Когда мы говорим,

А отдыхает,

Когда мы спим.(Язык).

Логопед: «О чем были загадки?» (дети отвечают)

3. А теперь послушайте стихотворение о весёлом язычке и повторяйте за мной все движения язычка, губ, щёк.

Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин - Язычок.

Он удобно в доме лёг.


(Широко открывать рот.)


В этом доме две стены.

Это щёки нам видны.

Могут стены в дом втянуться,

А потом, как шар, раздуться.


(Надувать и втягивать щеки.)


Пол есть тоже в доме нашем.

Челюсть нижнюю покажем.

Эта челюсть нижняя

В домике подвижная.


(Вращать нижней челюстью.)


Потолок вверху, внутри,

Это нёбо. Посмотри.

Можно к нёбу прикасаться,

Постучать и там остаться.


(Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу.)


Вход в дом двери запирают.

Двери разные бывают.

Двери-зубы. Осторожно.

Закрываются надежно.


(Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.)


Двери-губы гибкие.

Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться.


(Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку».)


Язычок наш не скучает.

В доме сказки сочиняет.

Ребята, щёки, зубы и язык – это и есть наш речевой аппарат. С помощью речевого аппарата люди разговаривают, произносят слова. А из чего состоят слова? (из звуков).

Вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Например: А, О, У, И, Ы, Э).

Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия. Например: П, М, Д, Ш и др.).

Гласные тянутся к песенке звонкой.

Могут заплакать и зарыдать.

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

4. Физкультминутка.

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там уютно и тепло.


8. Итог занятия

- С помощью чего мы произносим звуки?

- Вам понравилось занятие?


Сюрпризный момент

– Клоун Язычок очень рад, что вы с ним познакомились и поиграли с ним (клоун раздаёт всем детям медали).